О молодой волгоградской художнице и ее дебютном проекте на площадке «Старт»
Фото: Анна Быкова
AroundArt.ru при поддержке ЦСИ ВИНЗАВОД и куратора Владимира Логутова продолжает цикл материалов о молодых художниках, чьи проекты были отобраны и показаны на площадке проекта СТАРТ. В очередном выпуске – текст Екатерины Шуйковой о волгоградской художнице Юлии Поповой, работающей в жанре абстракции.
Юле Поповой 22 года, она студентка Волгоградского Государственного социально-педагогического университета по специальности «художник-график, оформитель печатной продукции». Она получает довольно консервативное образование с курсом академического рисунка и живописи, и при этом создает абстрактные произведения. Но, как говорит художница, ее уход от фигуративности не протест, а логическое продолжение – «не революция, а эволюция». Книга, важный объект Юлиного университетского образования, активно задействована и в ее художественной практике.
Книга непосредственно фигурирует и в ее последней выставке «Цветодвижение», которая проходит сейчас на площадке СТАРТ: представленный здесь «Комикс туманного содержания» – это и просто скетчбук, и отправная точка экспозиционного метода. Работы из разных серий («deep ocean», «Знаки») упорядочивает определенная логика: от книжного пространства к станковому, от монохрома – к цвету.
Монохромная серия «Знаки» была частично представлена на предыдущей выставке Юли Поповой в Волгограде в 2012 году. Годом ранее Юля участвовала в фестивале современного искусства «MAX» (так же с абстрактными коллажами), до этого выставляла фигуративные скетчи, сделанные тушью. Весь выставочный опыт Юли связан с Волгоградской областной универсальной научной библиотекой им. М. Горького, где искусство молодой художницы встретилось с публикой, не обязательно вовлеченной в художественное сообщество. Эта локация важна, она отчасти определяет вектор развития творчества Поповой в сторону открытости по отношению к публике. Она не причисляет свои работы к чему-то элитарному, и будто в подтверждение этому ведет в социальной сети страничку «Абстрактное искусство». У нее около 10 тысяч подписчиков – в масштабах соцсетей цифра не самая значительная, но для «интеллектуального искусства» не так уж плохо. Юля признается, что у нее есть утопическая цель – сделать авангардное искусство максимально доступным и понятным.
В отсутствии в Волгограде системы искусства с посредничеством и разделением ролей, (Юля также отмечает нехватку комьюнити) произведения Юли Поповой развиваются в дуальной системе художник – зритель. С одной стороны, в этом союзе присутствует экспрессия и открытое самовыражение, с другой – чистое восприятие. Зрителю дается полная свобода. Юля не наделяет свои коллажи потенцией, позволяющей появиться образу или нарративу, признавая утопичность точного считывания идеи. Как когда-то авангардисты, она лишает свои работы возможности высказаться. Попова не освобождает произведения от мучительного желания говорить, но защищает зрителя от диктата сообщений, настойчиво транслируемых медиумами искусства.
Юля Попова работает в технике коллажа, использует цветную бумагу, холст и краски, мелки, прибегает к смешанным техникам и графическим редакторам. Значение имеет не разнообразие, а обращение к самому очевидному, простому и естественному материалу: ее интересует вопрос выбора, а не результат. Метод Поповой сродни абстрактному экспрессионизму и построен на спонтанном воплощении подсознательного, интуитивного, на улавливании пограничных состояний. Ее работы – не носители, а посредники, буфер обмена между художницей и зрителем. Юля говорит, что функция ее искусства прикладная, служебная. Ее произведения беспристрастные машины, освобождающие эстетическое бессознательное. Художница называет себя приверженцем гуманистической концепции, считает, если искусство важнее человека – это не правильно.
Зрителю предлагается созерцать немые не давящие образами коллажи, источники самопознания и, как говорит Юля, красоты. Красота, как категория оценки искусства, ассоциируется с чем-то обывательским, поверхностным. Характеризуя произведение абстрактного искусства как «красивое», мы девальвируем его, приравниваем к утилитарному предмету прикладного искусства. Но одновременно с обесцениванием происходит демократизация абстрактного искусства. Поповой важно, чтобы зритель ощутил не сложность композиции, не цветовые сочетания, а красоту, нечто обнуляющее сложные эстетические составляющие произведения и оставляющее только базовый слабый образ.
Творчество Поповой развивалось дистанцированно от политики галерей, мнения кураторов, критиков и арт-менеджеров. (Поэтому интересно, как оно будет развиваться в условиях «подключения» к арт-системе с множеством мнений и влияний. Выставку «Цветодвижение» в этом смысле можно назвать стартом в условиях институционального пространства). В Юлином распоряжении были две составляющие арт-мира – художник и зритель. Такая система отношений оказалась идеальным инкубатором для появления чистых образцов абстрактного искусства без его мифологизации и наделения сложными смыслами, зато с огромным коммуникативным потенциалом.
«Цветодвижение», Юлия Попова, 2014 // Площадка проекта СТАРТ, ЦСИ Винзавод
Работы Юлии Поповой // popovajulia-s.tumblr.com/
______________________________________________
Проект реализован при поддержке:
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
Горьковская библиотека наше все))
очень рад этой выставке, так держать!
ps Логутов Володя молодец!
[…] Люси Липпард, живопись Александра Погоржельского, Юлии Поповой и Сони Ступеньковой, новый фетишизм и заговоры на […]