Aroundart продолжает цикл материалов о молодых художниках, чьи проекты были отобраны и показаны на площадке проекта СТАРТ. В очередном выпуске – текст Анны Комиссаровой о начинающем московском художнике-графике Кирилле Оболенском.
Фотографии: Анна Быкова
Aroundart при поддержке ЦСИ ВИНЗАВОД и куратора Владимира Логутова продолжает цикл материалов о молодых художниках, чьи проекты были отобраны и показаны на площадке проекта СТАРТ. В очередном выпуске – текст Анны Комиссаровой о начинающем московском художнике-графике Кирилле Оболенском.
Кирилл Оболенский — по-настоящему новое имя в московском арт-сообществе. В связях с галеристами, кураторами, критиками и модными художниками замечен не был. И не потому, что ему всего 21 год и выставка под названием Trash у него первая. Просто он считает, что художник должен не тусоваться, а работать. По 8 часов день, «угнетая себя до гения», как говорил Шукшин, в своей мастерской, как традиционные гравёры и живописцы в старые добрые времена. Не для того, чтобы стать хорошим ремесленником или просто трудоголиком, а чтобы добиваться высокого качества исполнения и максимально выразительной формы.
В этом плане Кирилл уже добился больших успехов. 52 работы из серии «Trash» представляют собой образцы тонкой графики в духе старинных гравюр, на которых изображены самые неприглядные стороны цивилизации — огромные свалки мусора, увиденные художником во время путешествия по странам третьего мира. Филигранная детализация превращает изображение в текст, увлекающий зрителя новыми подробностями. Фактура бесформенной, на первый взгляд, мусорной массы обнаруживает внутреннюю, почти орнаментальную геометрию. На комплименты Оболенский отвечает сдержанно: «Я всего лишь изобразил мусор!»
Есть подозрение, что подобная скромность — часть художественной позиции, призванной противопоставить себя другим представителям современной арт-среды, о которых Оболенский весьма не высокого мнения. «Сейчас работа художника на 90% состоит из самопиара и на 10% из труда, а должно быть наоборот». В то же время совсем оставаться в тени Кирилл не намерен, ведь это еще одна крайность, наряду с ненавистным ему эпатажем.
Следование правилу Горация вкупе с убеждением о главенстве эстетики в искусстве и его необходимости быть понятным простому зрителю — принципы, мягко говоря, не слишком современные. Но Оболенский и не скрывает своей ностальгии по прошлому: «Я хотел бы жить в 80-х годах XX века, а еще лучше — в середине XIX века», — признается он. Однако его ретро-настроение — своего рода вид протеста против всего концептуального и перформативного. Причем, академические подходы к живописи и рисунку Оболенский тоже критикует. Поэтому окончив художественную школу №7, он продолжил обучение в частных мастерских. «У меня есть своя тусовка художников, чьи работы представляют собой высший пилотаж в области живописи и графики», — сказал Кирилл, но называть конкретные имена отказался. В ходе разговора, правда, отметил, что вдохновляется работами Константина Батынкова и корейского художника Кима Джун Джи (рисовальщика, который работает без разметки и построений на большом формате).
И тут возникает логичный вопрос — что делает искусство по-настоящему современным? Достаточно ли для этого художественного мастерства, актуальной темы и времени, в котором оно было создано? На эти вопросы Кириллу Оболенскому еще предстоит ответить.
Пока он не без доли грусти наблюдает за тем, сколько внимания зрителей и прессы привлекла его «мусорная» серия, второстепенная для него самого. На выбор он отсылал куратору площадки «СТАРТ» серии графических работ с космическими двигателями, радиаторами машин, механикой автомобилей, робототехникой японских марок, а также иллюстрации к «Путешествию Гулливера» Джонатана Свифта, но Логутов выбрал мусор. Что в принципе, довольно логично: самая актуальная тема современности в классической оболочке — это все равно что международный электронный хит в исполнении симфонического оркестра. Беспроигрышный прием, обеспечивающий явлению место в новейшей истории, но в то же время констатирующий тот факт, что оно уже потеряло свою остроту и злободневность. Такое же снятие напряженности происходит в серии «Trash» Оболенского. При всей отвратительности означаемого, репрезентации мусора выглядят совсем не мерзко, а очень даже эстетично. «Все-таки я стремлюсь к светлому и пытаюсь избегать «шлакообразия», — объясняет Кирилл. — Тщательная прорисовка фактуры отходов с передачей почти тактильных ощущений позволяет выпустить на свободу негативные чувства». Ведь как писал Пелевин в книге «Жизнь насекомых»: «к какому свету ты можешь лететь, если думаешь, что вокруг и так светло?»
Кирилл Оболенский, работы из серии Trash, 2013–2014
Кирилл Оболенский, работы из разных серий
______________________________________________
Проект реализован при поддержке:
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.