17 апреля в Random Gallery открывалась выставка Ольги Божко «Зе вол». Aroundart представляет видеодокументацию выставки с комментариями художницы.
17 апреля – 8 мая, 2014
Москва, Random Gallery
Ольга Божкова «Зе вол»
Видео: Дарья Лаврентьева
Мы все любим сказки. Например, «Огниво», где солдат через дупло старого дерева попадает в подземный мир. Три комнаты, в которых в охраняемых огромными собаками сундуках хранятся медные, серебряные и золотые монеты. Или «Золотой ключик»: что-то важное скрывается за занавесью, которую непременно нужно проткнуть острым деревянным носом — тут-то и начинается все самое интересное. Нельзя сказать, что Ольга Божко вдохновлялась главным образом, сказками, но то, что этот тип повествования ей близок — несомненно.
На выставке с пинк-флойдовским названием «Зе вол» будут и занавеси, и три комнаты. Занавеси создают иллюзорные преграды — обманки, заставляющие нас представлять пространство не таким, каким оно является на самом деле. Наш каждодневный опыт говорит, что мы живем среди иллюзий. Когда мы смотрим на географические карты, особенно те, где указаны государственные и административные границы, мы видим лишь лоскутные одеяла, гремучую смесь исторического наследия и внезапных необдуманных решений. Даже то, как выглядят большинство стран на физических картах, это достаточно условное и во многом неточное изображение мира, принятая однажды система проекции. В городах мы постоянно сталкиваемся с похожим обманом — фасады часто не соответствуют тому, что за ними скрывается. Не говоря уже о более тонких материях, вроде человеческих отношений. Что мы видим на стене в фейсбуке, насколько мы можем этому доверять — словам, сообщениям, эмоциям? Чего уж там говорить про СМИ. Как и в фильме Алана Паркера, наши подозрения вызывают ответную реакцию — желание разрушать существующий мир или сорвать маску с тех, кто поддерживает эту ложь. Просто сказать правду, что бы мы под ней ни понимали. Граффити со словами «свобода» или «революция» — из этой истории, как впрочем и обсценная лексика, которая становится своего рода протестным голосованием. Ведь любая надпись на стене — это не просто «развлечение» или «вандализм» (смотря кто об этом судит), это постоянные, правда официально не признанные, выборы будущего общества.
Художница использует домашние вещи: видимо, поэтому она любит вязанные предметы. На одной из ее выставок с потолка свисали носки-березки, клубки со спицами мы видим сейчас. Ей близки самые распространенные формы, от того так часто это кубы или кубики — те самые, из детской комнаты. Экспозиция у Ольги Божко всегда выглядит просто и узнаваемо, не нужно особого труда понять, из чего собраны ее инсталляции, что за объекты перед нами. И тут, как раз, кроется хитрость: самые обычные и понятные вещи — лучший способ запутать и обмануть, как с той занавесью в сказке про Буратино, но также это способ сбежать от обмана. Только надо быть готовым, что из-за проткнутого носом холста вылезет старая крыса, готовая убить, именно поэтому слишком часто мы останавливаемся на том, что пишем «свобода» на стене, не рискуя за нее заглянуть.
Сергей Гуськов
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.