Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Фотография

Молодая, цифровая

425        1       

Выставка молодой российской фотографии «Заглянуть в нее» в ГВЗ «Замоскворечье»

05.05.14    ТЕКСТ: 
Наталья Балута // Фото: ГВЗ Замоскворечье

Наталья Балута // Фото: ГВЗ Замоскворечье

С 19 марта по 21 апреля в Государственном Выставочном Зале «Замоскворечье» в рамках Фотобиеннале 2014 прошла выставка молодых российских фотографов «Заглянуть в нее». Делать выставку Лариса Гринберг, главный куратор галереи «Нагорная», галереи в Пересветовом переулке и выставочного зала «Замоскворечье» (с января 2015 — «Галерея на Шаболовке»), позвала одного из организаторов Фонда «ФотоДепартамент», куратора проекта «Молодая фотография» Надежду Шереметову. Своими впечателниями о выставке и ситуации вокруг нее поделилась Наталия Протассеня.

Надежда Шереметова со своей командой для молодой российской фотографии сделала чуть ли столько же, сколько Ольга Свиблова в 90-е — для популяризации фотоискусства в России. С 2006 года — момента своего основания — петербуржский Фонд «ФотоДепартамент», являющий собой нестандартную для России форму организации, объединяющую «некоммерческое и коммерческое отношение к фотографии», провел десятки выставок, одним из первых начав выставлять таких фотографов, как Марго Овчаренко, Илья Батраков, Кирилл Савченков, Ник Дегтярев, Александр Веревкин, Максим Шер, Игорь Самолет, Даша Ястребова и многих других, среди которых — бывшие и будущие студенты московской Школы Фотографии и Мультимедиа им. А. Родченко. Помимо проекта «Молодая Фотография», ФотоДепартамент ведет активную издательскую и образовательную деятельность, приглашая на лекции, мастер-классы и портфолию-ревью ведущих искусствоведов, арт-критиков и фотографов с мировыми именами.

На сегодняшний день в Москве действительно не так много площадок, готовых возиться с молодыми фотографами, многие из которых еще не встали со скамьи Школы Родченко. Галереям эта затея представляется экономически не выгодной, хотя за последний год исключение сделали галереи «Триумф», RuArts, pop/off/art и некоммерческая галерея Random. Остается Московский Дом Фотографии, раз в год показывающий дипломную выставку студентов Школы Родченко и еще пару молодых имен в сезон фестивалей «Фотобиеннале» и «Мода и Стиль в фотографии» — в основном, на площадке ММСИ. Также сам ММСИ за последний год показал выставку студентов Школы «Свободные Мастерские» и выставку Романа Мокрова.

На таком относительно неблагополучном фоне в сильно удаленном от центра пространстве выставочного зала «Замоскворечье» — одном из объектов модернизации программы «Объединенные Выставочные Залы Москвы» — Лариса Гринберг решила поднять вопрос о том, что есть молодая российская фотография.

В типичном для пост-советского выставочного зала помещении, наспех превращенном в подобие white-cube, Надежда Шереметова собрала фотографов, участвовавших в проекте «Молодая Фотография» и новой образовательной программе «ФотоДепартамент. Институт». Среди них Кирилл Савченков, Александр Веревкин, Ник Дегтярев, Наталия Балута, Анастасия Богомолова, Юлия Бориссова, Алла Мировская, Мария Сакирко, Елена Чурикова и Федор Шклярук. В своих работах они попытались переосмыслить медиум современной фотографии, обращаясь к вопросам о природе образа, визуализации нематериальных понятий и проблематике физических качеств цифрового изображения.

Жадно наследуя мировым тенденциям абстрактной фотографии в лице таких фотографов, как Вольфганг Тильманс, Томас Руфф, Валид Бешти и другие, Федор Шклярук и Наталия Балута создают серии асбтактно-фигуративных работ, где цифровое изображение подвергается множественным манипуляциям, по-новому раскрывая свойства медиума, его визуальные возможности и художественные качества. В своей серии «Воображаемая фотография» Мария Скирико апеллирует к понятию поверхностности изображения, к работе над которым применимы математические методы конструирования случайных числовых моделей.

Александр Веревкин в своей давней серии «Обратная сторона пейзажа» размышляет на тему невозможности самопределения фотографии как «слепка с реальности» с момента рождения нового типа безреферентного изображения — цифрового. Помещенные рядом снимки противоположных координат Земли, сделанные программой Google Earth, призваны визуализировтаь процесс замещения реальности дигитальными конструктами. Теряющая статус «индекса», не прикрепленная к конкретному месту фотография «парит в воздухе», превращаясь в абстракцию, обреченную на бесконечное количество репрезентаций.

Проблеме контекстуализации цифрового изображения посвящен проект Ника Дегтярева Do What I Mean, где автор исходит из положения о том, что дигитальный формат давно вышел за пределы логики отношений копии и оригинала, успешно встроившись в поле художественных практик и тем самым утвердив освободительную мечту о независимости фотографии от выставочного пространства. Но именно тотальность присутствия цифрового изображения и его способность бесконечно самовоспроизводиться посредством графических интерфейсов делает его главным маркером новой медиальной эстетики, чье непременное качество — потеря своей идентичности за счет постоянной потребности в определении контекста. Помещенные в выставочное пространство скриншоты с графических интерфейсов Дегтярева призваны раскрыть изменчивость характера изображений, наиболее точно характеризующих «здесь и сейчас» цифровой эпохи.

Серия Юлии Бориссовой «Дом/Dom» — выход за рамки медиума за счет конструирования трехмерного пространства как неотъемлемой части механизма репрезентации. Создание макетов и декораций, тщательная постановка и инсталляционные решения привносят элемент театральности, апеллируя к мультижанровости и преодолению ограничений, традиционно присущих фотографическому медиуму, и формируя своего рода коллаж из реального и воображаемого.

Та же трогательная нарративность, построенная через акцент на личный, персональный опыт через попытку осмысления механизмов памяти сквозит в работах Анастасии Богомоловой из серии Recall. Художница, обращаясь к теме личного архива и семейных фотографий, пытается деконструировать ощущение личного/общественного через дистанцирование от объекта съемки и попытку поэкспериментировать с поверхностью кадра.

Тему фотографии как скульптуры и выхода в трехмерное пространство путем инсталляционных решений исследует в своих последних работах Кирилл Савченков. Его работа на выставке — своего рода 3D-макет, образующий подобие нового геоглифа, которому суждено родиться из очертаний спального района современного мегаполиса. Эксперименты с ручной печатью и попытка путем прямого экспонирования изображения с экрана Retina на чувствительную фотобумагу создать «слепок» с цифрового экрана — своего рода отсылка к истории медиума, от фотограмм и экспериментов с печатью аналоговых снимков до экрана дисплея как символа полной дигитализации визуальной культуры.

Можно сказать, что кураторам удалось вдохнуть жизнь в стены выставочного зала «Замоскворечье», доселе не видавших такой прогрессивной развески. Немного комичный эффект произвела экскурсия, устроенная по инициативе кураторов для посетителей выставки, где художники под недобрыми взглядами старых сотрудников «Замосковречья» рассказывали о своих работах враждебно настроенным дамам из соседнего районного управления. Ни дамам с традиционалистскими взглядами на искусство, ни атворам работ внятно артикулировать свое видение так и не удалось, но маленький шаг навстречу сделан.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.