Основной и специальные проекты IV Московской междунарожной биеннале молодого искусства, урбанистическое видео Коли Онищенко, квартирник у Симона Мараза и другие события.
Основной и стратегические проекты IV Московской междунарожной биеннале молодого искусства, урбанистическое видео Коли Онищенко, квартирник у Симона Мараза, Вим Дельвуа в ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие события.
Проект молодого художника Коли Онищенко, в котором он продолжает развивать интересующую его тему урбанистических пейзажей новыми методами. К привычным скульптуре, графике и живописи добавляется видео, с которым художник работает не так давно. Первая работа на выставке — шестиканальная инсталляция, в которой Онищенко обращается к знакомым медиумам — графике (здесь она двухслойна и нанесена на стекло) и фотографии. И хотя в экспликации эта работа названа видеоинсталляцией, она скорее напоминает лайтбокс с несколькими слоями изображений. Они накладываются и сменяют друг друга, производя эффект отстранения: знакомые урбанистические пейзажи вдруг приобретают надстройку в виде фантастических графических элементов. Того же эффекта художник пытается добиться и в видео, но менее удачно. Статичные, искаженные изломом индустриальные пейзажи (парковка и въезд в нее, снятые в окрестностях улицы Правды), вдруг заполняются дымом, искажающим уже запомнившееся изображения. Автор текста к выставке Елена Румянцева сравнила эти работы с фильмами Михаэля Ханеке. Но если у Ханеке подобные статичные планы вызывают чувства неопределенности и беспокойства, то безлюдное, очищенное, гладкое изображение Онищенко провоцирует скорее созерцание прекрасным, и эффектный белый туман лишь усиливает его. — Е. И.
Проект молодого куратора из Лондона Саши Бурхановой призван рассказать об искусственном интеллекте и его поразительных возможностях в несвойственных ему сферах эмоций, мечтаний и любви. Отсканированное зеркало, например, отражает бесконечность Вселенной (работа Руби Квон), а вы могли бы? Выставка грешит тем, что и многие проекты молодых художников, — это простой набор работ, к тому же не слишком удачных. По-настоящему интересны на выставке всего два произведения: суггестивная поэзия, повествующая о природе и насилии, звучащая роботическим голосом из колонок (Патрик Годдард), и освежитель воздуха — слаженно работающая машина, которая, увы, не в состоянии понять, действительно ли производимые ею потоки воздуха свежи (Санг Джин Ким). — Е. И.
В этом году стратегическая часть биеннале отбиралась в виде проектов молодых кураторов с участием молодых же художников. В результате экспозиция напоминает условно «национальные павильоны», отчего каждый проект выглядит очень емким и целостным высказыванием. Сразу пять таких выставок открылись на четырех этажах площадки в Ермолаевском переулке, 17 – из Азербайджана, Украины, Чехии, Тайланда и Пакистана. Особенно хочется отметить проект «Астар», выставку молодых азербайджанских художников. Используя цитаты из западноевропейского искусства и массовой культуры, они очень метко встраивают в них локальную проблематику, создавая своего рода работы-перевертыши. Так в серии фотографий «Пустой дом» Тахмина Али снимает обнаженных девушек без лица, будто в модной западной фотографии, на самом же деле воплощая в снимках многовековое табу исламской культуры на публичное обнажение женского тела. Коллажи Эльтурана Мамедова напоминают эстетику молодежных инди-рок групп, но оказываются отчаянной попыткой сгладить китчевость обложек альбомов местных музыкантов, совместив их с подходящим изображением. Украинский проект «Эксплуатация воображаемого», как и ожидалось, оказался довольно кричащим – художники, часто даже слишком прямолинейно, осмысляют текущую политическую ситуацию вокруг своей страны. Самой емкой и концентрированной работой в этом отношении оказалось видео Игоря Окунева Soon, в котором в эстетике старомодных заставок Windows мигает слово soon (англ. – «в скором времени»). В работах проекта «Пастбище еще зеленое?» пакистанские художники обращаются к вопросу того, как глобализованные масс-медиа, продукт экономически развитых стран, воздействуют на реальность, в частности, стран развивающихся. Тайландский проект «Краткая история памяти» соединяет четыре видеоработы, в которых через язык нового медиума осмысляются традиционные элементы современной тайландской культуры. Интересно, что несмотря на разный уровень проектов «стран третьего мира», чешская выставка на их фоне потерялась европейской «стерильностью» своего искусства. «Периферическое зрение» кажется рафинированными воздушными замками на шпилях достижений западноевропейского искусства и философии. – О.Д.
Трехкомнатная квартира объединила около 20 в основном молодых художников из Италии, Германии, Австрии, Украины и России, работы которых объединены разговором об интимном – среде обитания, формирующей интересы, привычки, внешний вид и в итоге – личность. Никита Шохов представил свою показательную серию фотографий из московских клубов. Австрийского фотодуэт G.R.A.M воссоздал сцену бала из знаменитого фильма Дэвида Лина «Живаго». На видео Феди Иванова и Ани Шиллер запечатлены дикие танцы под песню Мадонны Like a Prayer. Локация – съемная квартира Ани и Феди на Большой Дмитровке, в которой побывали многие молодые художники, кураторы и критики. Квартирная обстановка, несущая в себе следы жизнедеятельности, как нельзя лучше подошла для разговора о такой личной, даже интимной теме. — Е. И.
Зимой выставка откроется в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке
От молодежной биеннале, кажется, уже никто ничего не ждал. Но Дэвиду Элиотту удалось сломать стереотип о том, что заезжие кураторы не могут ничего сделать с массой молодых и разных; его выставка понравлась даже самым высоколобым критикам. Благостное «Время мечтать» подано Элиоттом как время тотальной неудовлетворенности — начиная от собственного тела (этот мотив отражен в работах Алисы Бекетовой, Полины Козловой, Бахыт Бубикановой и других), окружения и социального статуса (Анна-Стина Треумунд, Ли Жань) и заканчивая политической обстановкой (группировка ЗИП) и глобальными вопросами (Адела Юшич, ЛанаЧмайчанин). Неудовлетворенность оборачивается тотальной неопределенностью и отсутствием фундамента (Евгений Гранильщиков) и соответствующими мечтами — о новом теле, о сверхчеловеке («Человек-матка» Лу Яна, перформанс Ольги Кройтор), о революции и, в конце концов, о конце цивилизации («Форс-мажор» Альбера Сэмерта). Вещество мечты обретает взрывной характер. — Е. И.
Для ГМИИ эта выставка стала первым опытом показа работ современного художника, чьи произведения нередко вызывают у публики изумление, сопровождаемое отторжением. Действительно, чего только стоит работа «Клоака» — машина, имитирующая пищеварительный тракт человека (она представлена в одном из залов музея). Более того, на выставке «Мимикрия» произведениям Дельвуа не отводится отдельное маркированное пространство, а они вводятся в основную экспозицию. Для ГМИИ подобное решение — абсолютно новое слово в организации выставочных проектов (ранее такие эксперименты регулярно проводил Эрмитаж), что не может не радовать. Совершая путешествие по залам классического западноевропейского искусства, посетителю следует распознать более 30 работ современного мастера, «мимикрировавших» под основную экспозицию. Произведения притаились и в витринах с декоративно-прикладным искусством, и на постаментах, пытаясь принять формы скульптуры эпохи возрождения и рококо. По признанию самого художника, «русская публика весьма образована в искусстве». Стоит надеяться, что выставка придется по душе и любителю искусства ушедших эпох, и любителю современного, пока не всеми признанного. — Наталия Безрукова
Фотографии: Наталия Безрукова, Ольга Данилкина, Елена Ищенко
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] сравнению с предыдущим проектом – «Туман. Остановка» в ЦВЗ «Манеж», где Онищенко представил видео-инсталляции, – на […]