Что роднит Екатерину Лазареву с масонами, а парк «Музеон» — с лесной поляной, — рассуждает Сергей Гуськов.
Что роднит Екатерину Лазареву с масонами, а парк «Музеон» — с лесной поляной, — рассуждает Сергей Гуськов.
Парк «Музеон» — людное место, тем более сейчас, когда уже завершена реконструкция набережной и установилась теплая погода. Прогуливающиеся компании, многие катаются по специальным дорожкам на роликах или велосипедах. То, что Капков прописал. Показывать в таком месте свои работы для художника, казалось бы, продуктивно: многие увидят, многие обсудят. Так и решила сделать Екатерина Лазарева, открывшая 3 июля выставку «Крошечный подлинный кусок повседневной жизни говорит больше, чем живопись» (куратор Андрей Паршиков).
Основа проекта — записные книжки художницы, которые она вела с 2010 года. Здесь имеются и почеркушки между делом (корявенький котик с мышкой, цветок-людоед или просто каракули); и список музеев/галерей, куда надо бы зайти по случаю приезда в Берлин; и поставленные задачи; и вполне реальные телефоны и имейлы; и ряды имен критиков и журналистов с плюсами и минусами (лично я дважды нашел себя в разных списках); и наброски каких-то текстов; и прочее, прочее, прочее.
Если исключить рисунки и совсем уж личные истории, вроде списка приглашенных на день рождения Лазаревой, то большая часть записей имеет отношение к жизни художественного сообщества или, если угодно, тусовки. И тем, кто более-менее включен в эту жизнь, хорошо видно и понятно, что к чему. Для прочих же зрителей, которых, естественно, в «Музеоне» большинство, все эти тонкости ровным счетом ничего не значат, хотя конечно пару фамилий критиков и художников или названия выставок и институций они могли слышать ранее, но вне контекста эти обрывки информации кажутся им, вероятно, практически абстракцией. Сама форма подачи — фотостенды с напечатнными на них разворотами записных книжек, увеличенными, как какие-нибудь икринки или волосы у Ральфа Касперса — только способствует подобному восприятию. Масоны, например, могли оставлять послания для посвященных при помощи архитектурных элементов фасада, так и Екатерина Лазарева говорит с коллегами, которые радостно считывают тайные знаки.
Короче говоря, история совсем не прозрачная для основной аудитории «Музеона». Но тем она и хороша. Сейчас наверное не так уж необходимо уезжать куда-то далеко от города, чтобы оказаться вне зоны понимания. Несмотря на так торжественно заявленные культурные прививки, будь то раздача бесплатных книг или модный музей, нынешние парки превратились скорее в места, где по максимуму атрофируется какое бы то ни было сознание, кроме желания удовлетворить простейшие потребности — культура покинула отдых (замечу, что эта претензия не относится к работникам «Музеона», скорее — к создателям самой системы новой «городской культуры» в Москве). Все равно, что в глуши оказался. Теперь поездка в лес для художника может быть заменена походом в новый парк, ну а транспорантам на смену приходят какие-то иные формы. Герметичное содержание записных книжек Лазаревой в этой ситуации работает, почти как абсурдные лозунги «Коллективных действий».
Екатерина Лазарева, «Крошечный подлинный кусок повседневной жизни говорит больше, чем живопись», Музеон // Фото: пресс-служба, Валерий Леденев
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.