В галерее Марины Гисич открылась выставка «Аллергия на пыль» Татьяны Ахметгалиевой. Лизавета Матвеева рассказывает о старой технике вышивания и старых же смыслах, которые художница с ее помощью транслирует.
«Аллергия на пыль» в галерее Марины Гисич – продолжение большого проекта Татьяны Ахметгалиевой, первая часть которого экспонировалась весной в Русском музее на выставке «Актуальный рисунок». Лизавета Матвеева рассказывает о старой технике вышивания и старых же смыслах, которые Ахметгалиева с ее помощью довольно точно транслирует.
Уже ставшая традиционной и узнаваемой техника вышивания становится языковым средством новой для художника проблемы – непрекращающихся информационных потоков, которые каждую секунду агрессивно воздействуют на человека. Кинескопные телевизоры, дисковые телефоны, лампочки Ильича – подлинно советская атрибутика пестрит кислотными цветами и разлетается на сотни шерстяных ниток, которые предсказуемо визуализируют каналы связи и те самые медиа-потоки, заполняющие наши головы. Татьяна, как художник поколения тридцатилетних и как человек, заставший СССР, особенно остро ощутила в годы перестройки мощный наплыв новой эстетики рекламных таблоидов и глянцевых журналов. Капиталистические образы, которые в некотором роде стали трансформацией поп-арт икон, спорили с советской монохромной допотопностью. Этот спор продолжается и сейчас в работах на выставке «Аллергия на пыль».
Актуальные условия информационного воздействия и медиа-манипуляций еще в 1964 году предсказал Маршал Маклюэн в своей книге «Понимание медиа: внешние расширения человека». Уже в 1960-е он почувствовал, что информацией, или сообщением, является все: от письма до луча света, проникающего в комнату. Развивающиеся технологии лишь сокращают процесс получения данных и вместе с этим — личное пространство отправителя и получателя. Ни тот, ни другой больше не чувствует себя защищенным, никто, наверняка, не может сказать, что на самом деле происходит в зонах конфликтов и кто виноват в тех или иных событиях. Медиа не только навязчиво «фаршируют» нас информацией, но и обслуживают чьи-либо интересы. Эта проблема особенно остро чувствуется сегодня, но назвать ее новой нельзя.
Очевидно, что Татьяна Ахметгалиева напряженно ощущает на себе эти манипуляции, которые сливаются в едином шумовом потоке, как в представленном на выставке видео «Помехи», где через телевизионную рябь проглядываются соревнующиеся фехтовальщики. Дополняет эту работу одноименный диптих, на котором вышиты те самые фехтовальщики в масках. Мольер писал: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их». Борющиеся пытаются нанести друг другу удар, при этом избежав его со стороны противника. Их дуэль напоминает противостояние зрителя, который сопротивляется нападкам СМИ с наименьшими для него потерями. Оба противника в масках: средства массовой информации скрывают истинное лицо источника агрессии, зритель – свои эмоции и реакции на его воздействие. Медиа, как большая паучиха, буквально окутывает свою аудиторию, плетет вокруг нее сети, чтобы затащить в свое логово особо доверчивых и невнимательных. Так и работы Татьяны воспроизводят эти коварные информационные паутины, в которые она каждый день сама норовит попасть.
При всей яркости и логичности образа в самой выставке отсутствует какой-то надрыв, который чувствовался в предыдущих работах художника, будь то «Стадия куколки» или «Счастливое детство». «Аллергия на пыль» не вызывает трепета и не устрашает глубиной чувствования. Поп-артистские цвета и их сочетания уничтожили всю остроту конфликта и его визуализацию. Флуоресцентные кислотные краски давно себя исчерпали и ассоциируются сегодня лишь с детскими картинками, мультиками и наследием Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола. Сегодня яркий не значит отличающийся от всех остальных. Современный дизайн вновь стремится к минимализму, который пока что выделяется в цветастом месиве образов.
Вышеупомянутый Маклюэн приметой своего времени считал «отвращение к насаждаемым образам»: «Мы в нашей письменной среде подготовлены к встрече с радио и телевидением не более, чем туземец в Гане готов справиться с письменностью, которая вырывает его из коллективного племенного мира и выбрасывает на мель индивидуальной изоляции». Современный человек, как и художник, сегодня испытывает не просто отвращение, а что-то близкое к пищевому отравлению, и это при том, что со времен Маршала Маклюэна прошло 50 лет. Медийные образы так же, как и художественные, быстро устаревают и наскучивают и перестают работать. Образ постинформационной эпохи в работах Татьяны Ахметгалиевой одновременно кажется актуальным и предсказуемым, логичным и запутанным, как в общем-то и все медийное пространство.
Фотографии: Яков Кальменс, предоставлены галереей Марины Гисич
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] Анастасия Потемкина в Anna Nova, Анна Титова в «Галерее 21», Татьяна Ахметгалиева в «Галерее Марины Гисич» и др. Однако наряду с […]
[…] который успел запомнить Татьяну Ахметгалиеву по «Аллергии на пыль» в галерее Марины Гисич и «Стадии куколки» на «Винзаводе». Вместо вышивок на […]
[…] который успел запомнить Татьяну Ахметгалиеву по «Аллергии на пыль» в галерее Марины Гисич и «Стадии куколки» на «Винзаводе». Вместо вышивок […]
[…] Потемкина в Anna Nova, Анна Титова в «Галерее 21», Татьяна Ахметгалиева в «Галерее Марины Гисич» и др. Однако наряду […]