Сразу два проекта Ани Желудь сейчас можно увидеть в Москве — в XL Projects и в Открытой галерее. Последний — «Домашняя археология» — пожалуй, самый уютный и человечный проект Желудь. Здесь прежние примитивные рисунки в удивительном гармоничном монохроме, но никаких проволок и лишних строгих элементов. Вместо них: буйство повседневных бытовых предметов, которые и стали объектами живописного творчества художницы. Археология тут и вправду домашняя — пылесосы, ведра, калоши были найдены художницей в собственном деревенском доме, где до нее жила некая одинокая женщина. Они же валяются по углам, они же — изображены на холстах. Ничего неземного и сверхъестественного, это просто вещи, а за ними — просто люди, и даже непонятно, что тут главное — эти самые вещи или те самые люди, но чем-то одним тут точно дело не обойдется. - Ольга Данилкина
В искусстве Соболева сейчас все оказывается настолько привычным и узнаваемым, растыканным по всем углам уже массовой культуры, что рискуешь списать художника со счетов. Однако быстро понимаешь, что перед тобой — собственной персоны источник этого буйства постмодернистских перемешиваний, коллажей и мультимедий на российской почве. Четыре этажа щемяще знакомых образов из фильмов и с обложек книг советского времени никак не вяжутся в сознании с тем, что Соболев — одна из ключевых фигур в российском искусстве андерграунда. Помимо значительных нововведений в области графического дизайна, он практически изобрел особый метафизический жанр советской иллюстрации науч-попа, смешав в нем мировое наследие искусства с восточной философией и еще бог знает с чем, привел в журнал «Знание-сила» Владимира Янкилевского, Илью Кабакова, Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Анатолия Брусиловского и других героев подполья. Он же развивал самые первые формы мультимедиа, которые сейчас кажутся чудовищным атавизмом, но узнать в них современные форматы представления информации, что в оффлайне, что в сети — не представляет труда. Культовые мультфильмы Хржановского— тоже дело рук Соболева. Удивительно, что не сдавал своих позиций он вплоть до конца своих дней: в конце 1990-х — начале 2000-х работала его школа современного искусства в Царском селе «Интерстудия», в которой процветал перформанс и сформировалась группа «Запасный выход» — их деятельность стала одним из самых симптоматичных явлений в российском искусстве того времени. — Ольга Данилкина
Несколько десятков начинающих художников отдали на откуп начинающему куратору и решили посмотреть, что получится. Куратор вмешала в экспозицию «молодые» работы художников еще молодых, но уже не начинающих, разделила работы по довольно поверхностным темам. Что получилось на первый взгляд? Очередная студенческая выставка, с разным уровнем разрозненных работ. Что получилось на самом деле? Фонд культуры «Екатерина», проявив изрядное мужество, попал в точку: как и многие проекты фонда ранее, этот — с изрядным масштабом и еще бог знает почему — метко выразил симптом времени. Таких начинащих художников, кажется, раньше в таких масштабах мы не видели — и тут дело не только в конкретной выставке, а вообще в том, насколько бойко новенькие осваивают городские пространства, и насколько чаще их там ждут с распрострертыми объятиями. Представила ли выставка срез поколения? Вряд ли, выборку легко можно дополнить. Обозначила ли она более чем актуальные сейчас проблемы? Соверешенно точно да: она поставила вопрос того, как относиться к начинающии, что с ними делать и где их место в институциональной системе. — Ольга Данилкина
Курорт ПИРогово и VLADEY в эллинге для хранения яхт на Клязьменском водохранилище открыли персональную выставку-ретроспективу Владимира Дубосарского «Дом художника». Ретроспективу собирал сам художник: на выставке есть и ранние работы 1980-х и даже инсталляции тотального характера. В целом проект выглядит нарядно: на выкрашенных в белый цвет погрузочных паллетах (архитектор застройки Юрий Аввакумов) висят большие картины разных цветов, в презервативах на веревочках парят камни с именами и определениями художников (инсталляция «Сад камней»), в «биографических» отсеках поет мама художника и стоит чайник с отбитой ручкой, в конце зала — вышка из тех же паллет для обозревания эллинга сверху. Новые работы — о времени («Девяностые ушли навека!», «И нулевые ушли!», «Десятые идут!») и о тех же художниках (портреты Марины Абрамович, Светы Шуваевой, Михаила Рогинского, Айдан Салаховой…). Такая мета-искусственная выставка, открывающаяся портретом Незнайки с палитрой и кисточкой на фоне алых знамен, обнаруживает юродствующего художника – копирующего в собственном доме прекрасные образцы (йогиню в белье а-ля Марк Куинн, парящие советские гербы а-ля Эрик Булатов, тотальные инсталляции а-ля Илья Кабаков), дразнящего зрителей триптихом ИДИОТЫ, а членов близлежащего гольф-клуба предложением «портрета ног» у отрубленной головы Саида. — Анна Быкова
В галерее «Электрозаво
Подробный отчет проекта «Если бы…» можно найти здесь.
Фото: Анна Быкова, Ольга Данилкина, Софья Ярцева
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] искусства: Юло Соостер, Дмитрий Краснопевцев, Юрий Соболев (чья большая ретроспектива в ММОМА закрылась […]
[…] «Ретроспективу собирал сам художник: на выставке есть … […]
[…] Соболевым — у него была не так давно выставка в ММСИОстрова Юрия Соболева. ММОМА. 2014. См. подробнее. Он использует очень банальные образы, до […]