Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 27 октября – 9 ноября

331        3       
10.11.14    ТЕКСТ: 

Выставки двух прошедших недель в очередном выпуске «Открытий недели»: монстры китайского искусства в Еврейском музее, камерная выставка Николая Онищенко и Дмитрия Филиппова, кукольный спектакль «Пояс Афродиты» в питерской галерее «Люда», новые проекты Александра Панкина и МишМаш, МедиаУдар и продолжение «Революционной оси». 

«Отчужденный рай. Современное искусство Китая из Коллекции DSL», Еврейский музей и центр толлерантности, до 11 января

Китайское искусство давно стало маст хэвом любой большой частной коллекции, какую собирают, например, французы Доминик и Сильвиан Леви (DSL — это их инициалы). Они мало экспериментируют и делают ставку на тех, кто успел засветиться и прославиться, так что качество привезенных в Еврейский музей работ заверено многими биеннале и аукционами. Вот работа видеохудожника Чжана Пэйли, сделанная к 48-й Венецианской биеннале: десяток китайцев напевает «Хэппи бёздей» на мандаринском наречии. Вот табуретки Ай Вейвея, который в представлении не нуждается. Вот «Взбесившиеся псы», прославившие Цао Фэй. Вот «Отчужденный рай» Яна Фудуна, проникновенный и невероятно красивый. Вот полотно MadeIn Company, чьи работы можно было наблюдать на Киевской биеннале в 2012 году. И еще 23 произведения, объединенные доминирующей темой — не совсем удачной попытки китайского народа переварить западные стандарты жизни. — Е. И.

Коля Онищенко/Дима Филиппов, Мастерская в Милютинском переулке, 20/2

Камерная выставка двух художников, чье искусство во многом посвящено пространству. У Коли Онищенко — графика и видео, холодные урбанистические формы, индустриальные пейзажи, лишенные людей, у Димы Филиппова — фотографии, маршруты, которыми кто-то некогда ходил, и места, хранящие память. А еще — блокнот с личными записями и набросками проектов — осуществленных и тех, что остались только на бумаге (среди них, кстати, много масштабных, в духе Роберта Смитсона и Уолтера Де Марии). Новых работ на выставке почти нет, но интимность мастерской задает особую точку зрения на уже виденное. Внешние пространства, подвергающиеся пристальному взгляду обоих художников оборачиваются пространствами внутренними, внешний опыт — личным переживанием. Такой интонации ждешь от сегодняшних квартирных выставок, но их, увы, совсем не много. — Е. И.

Кукольный спектакль «Пояс Афродиты», галерея «Люда», Санкт-Петербург, 31 октября

Недавно получившая вторую жизнь галерея «Люда» возобновляет свою деятельность, не пугаясь экспериментальных проектов, каким можно назвать кукольный спектакль «Пояс Афродиты». Совместная работа художников Вики Бегальской и Александра Вилкина, представленная в галерее 31 октября, выводит на первый план маргинального персонажа, о котором обычно не принято говорить без экивоков. Теперь же для его определениянайдена весьма политически корректная формулировка «секс-работник»,заявленная в спектакле. Именно сотрудники сферы интим-услуг и стали соавторами действа, напоминающего площадное представление, несмотря на ясно считываемую документальную основу. Через эксцентричных куколкуртизанки делятся со зрителем своими историями. Практики перфоманса,все больше стирающие и без того условную границу между художественным жестом и политическим активизмом, не увели спектакль сугубо в поле социального, но сделали его мощным высказыванием, привлекающим внимание к фигуре исключения, проститутке, фигурально пригвожденной к позорному столбу. На это работала как откровенная дискуссия, ставшаяпродолжением перфоманса, так и сама форма подачи материала, далекая отпретензий на реализм. Агрессивная откровенность образов, нарочитыйпримитивизм кукол, отсылающий к экспериментам авангардистов, атмосфераплощадного балагана в сочетании с жесткой документальной фиксациейбесед с проститутками на видео привело к точному попаданию в цель. Такая форма репрезентации через нарочитое отстранение и делает возможным честный разговор о личном опыте тех, с кем обычно не ведут бесед за круглым столом. — Елизавета Любавина

Александр Панкин «Голова как структура», галерея pop/off/art, до 7 декабря

Ретроспективная выставка Панкина в галерее первая и смешана из работ ранних и совсем новых — здесь и живопись, и менее известная скульптура, объединенные мотивом «головы». Голова в искусстве — как образ, как шаблон, как знак. Художник мастерски смешивает фигуратив и абстракцию, исключая противоречие между ними, создавая гармоничное единство. Галерист Сергей Попов обращает внимание на то, что советские работы Панкина — уникальный неоткрытый пласт русского андерграунда. Невольно в качестве аналогии вспоминаются ключевые «метафизики» советского неофициального искусства: Юло Соостер, Дмитрий Краснопевцев, Юрий Соболев (чья большая ретроспектива в ММОМА закрылась буквально на прошлой неделе). Разные методы и техники, но общий фокус на пластику и рефлексивную замкнутость, деликатная обращенность произведения внутрь самого себя. — О. Д.

МишМаш, «Спа-театр старения», галерея XL, до 20 ноября

Мысленно спотыкаться новый проект дуэта Лейкин-Сумнина заставляет с самого названия — пресловутый вопрос «Что этим хотел сказать художник?» обретает буквальное значение. При этом на самой выставке все тоже оказывается буквально: скрипучие стулья, как в школьном актовом зале, на опорной колонне висит подобие звонка (при мне не звонил), при входе на открытии художники в рабочих комбинезонах раздавали зрителям попкорн. Центральная точка схода зрительского внимания — стена перед креслами — завешена развернутыми свитками с подробными таблицами, в которых с маниакальной концептуалистской дотошностью перечислены разноплановые события на протяжении нескольких лет. Физические величины, общественные новости и личные переживания художника в этой таблице сведены к одному знаменателю — к процессу старения. Театр как театр, старение как старение и попкорн для типичного пятничного расслабления — и все равно ничего не понятно. Более меткой издевки над трендом «кастомизации» искусства сложно себе представить. — О. Д.

МедиаУдар 3, Artplay, 31 октября — 9 ноября

В этом году организаторы фестиваля активистского искусства отказались от традиционного формата выставки, освободив пространство для дискуссий, показов, выступлений, перформансов, фримаркета и аукциона в поддержку узников 6 мая. Говорили о ситуации постколониализма, о неравенстве, о феминизме (в перформансе «Лестница» Яна Сметанина пыталась преодолеть ступени и стоящего на пути мужчину), о правах угнетенных (показали видеоокументацию спектакля Вики Бегальской «Пояс Афродиты», сделанного вместе с петербургскими секс-работниками), о политзаключенных (на аукционе выручили около 150 тыс. рублей, главными покупателями стали: в зале — Марат Гельман и Дмитрий Ханкин, по скайпу — Владимир Овчаренко). Такой формат подчеркнул и краеугольные черты артивизма как такового: отказ от производства материального произведения ради резонанса любыми другими способами (главные — акция и дискуссия), нерепрезентативность, диалог, партиципативность и формула «здесь и сейчас». Тем не менее, проходившие в рамках фестиваля мастер-классы, концерты и перформансы не могли не оставить после себя артефактов, и к воскресенью зал Artplay был завешан плакатами и трафаретами. — Е. И.

Екатерина Васильева, Ганна Зубкова «Piece of resistance — Не мой диалог о революции», галерея «Электрозавод», до 18 ноября

С одной стороны, это отчетная выставка: перформанс, который художницы провели два месяца назад, 11 августа, пронеся металлическую балку с севера на юг через всю Москву, вернулся в виде отредактированной документации (смонтированное видео) в то место, где в ходе долгих обсуждений был придуман. Тогда Екатерина Васильева и Ганна Зубкова были на «Электрозаводе» в резиденции — и вот ее итог. Впрочем, если бы это была лишь фиксация некого результата, вряд ли бы стоило ее выставлять — все, кто хотел, и так видели документацию перформанса в том или ином виде. Художницы предлагают зрителю пообщаться. Можно прийти, поговорить с ними, расписать стены своими вопросами и отзывами, получить или не получить ответы, да и просто потусоваться. — С. Г.

Фотографии: Елена Ищенко, МедиаУдар, Евгения Зубченко, Ольга Данилкина, Виктория Бегальская, Сергей Гуьсков, Ганна Зубкова, Екатерина Васильева

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.