Виктория Бавикина о прошедшем в октябре на двух площадках Харькова проекте, посвященном более чем актуальному феномену войны с позиции женского начала
В октябре на двух площадках в Харькове был осуществлен проект «Война/ОНА», посвященный более чем актуальному феномену войны с позиции женского начала. Он включал в себя две выставки и дискуссионную часть. О том, как стройный замысел разошелся с непредсказуемой реальностью, рассказывает Виктория Бавыкина.
Проект «Война/ОНА» сделал попытку раскрыть женщину как архетип войны, показать ее место в жесткой, традиционно, мужской борьбе, в качестве активного субъекта не только истории искусств, но и истории в целом. Проект в корне, «зачат» женщинами: Дарья Придыбайло, Оксана Коклонская и Лилия Бадеха – три девушки, которые сделали смелый шаг прояснить феминное начало в военном конфликте, сместить ракурс с патриархальной точки зрения.
Большой стеклянный резервуар на третьем этаже гигантского торгового центра «Магелан» на окраине города вместил в себя основную визуальную часть – живопись, графику, фото, инсталляцию и объекты более 40 украинских художниц, а также – неожиданно – двоих мужчин (интерактивная инсталляция «Диалектика феникса» Анатолия Слободянюка в составе арт-группы «Perdurabo» вместе с Анной Быковой и групповой проект «Парадный сервиз для царя ЛНР» Романа Михайлова и Дарьи Кольцовой).
Зрителей проекта встречало огромное живописное панно под названием «Жонглеры» авторства луганско-харьковской художницы Оксаны Солоп: два вымышленных персонажа, жонглирующие образами человеческих эмоций и умов, на фоне черного силуэта бомбы, сердца и игрушечного медведя — воплощение образа медиа-состязаний эпохи информационных войн. Триптих «Героям» харьковской художницы Ирины Ильинской – квинтессенция классического украинского образа женщины-берегини, которая тужит по убитым на войне солдатам, национального фольклора и популярных в современной Украине правых взглядов. Это пересказ легенды о том, что после смерти казака на мести его гибели вырастает мак: художница «проводит» зрителя по древнему приданию – воплотив в одном полотне кровь, в другом – землю, и в третьем – цветок.
В контрасте с этими работами звучит нарочитая сексуальность, эротичность эстетской серии черно-белых фотографий «Какая я красивая» Юлии Дроздек. Автопортреты художницы, где главным становится игра с собственным телом на последних месяцах беременности, показывают сексуальность такого асексуального в сознании общества образа, как беременная женщина – казалось бы, довольно далекий от военной рефлексии и заданной куратором темы образ.
Основная выставочная часть проекта «Война/ОНА» // Фото: prepriza.com
Идеологически пространство высказывания удалось сформировать, но удалось ли его наполнить? Экспозиция построена таким образом, что каждая работа находится в отдельном замкнутом карантине, в изоляции от соседних. Зритель производит некое транзитное движение по выставке – переходя от одного произведения к другому, с трудом отыскивая логику построения экспозиции. Разобщенность и распыленность подкрепляются еще и дифференциацией авторов – работы уже заявивших о себе на художественной сцене Влады Ралко, Ирины Ильинской и Альбины Ялозы создавали более завершенное впечатление, чем работы начинающих художниц, среди которых Наталья Зотикова, Алина Федотова, Екатерина Ермолаева. Помимо этого, работ на выставке попросту очень много, что в совокупности создало экспозиционный хаос. Во время просмотра создается впечатление, что от точки, когда была выработана концепция, и до ее реализации идейная основа трансформировалась: от работ, которые бы отображали женский взгляд на войну и рефлексию женщин-художниц, выбор кураторов расширился до работ женщин-художниц. Та важная и необходимая работа с контекстом, которая и делала проект ценным, растворилась, оставив лишь маленький след в виде нескольких удачных работ, попавших в точку.
Одна из частей параллельной программы открылась через две недели после презентации основного проекта. На альтернативной площадке куратор соединил две бинарные позиции мужского и женского, стремясь невелировать различия. В качестве участников выступили Олег Винник, Михаил Доляновский, Александр Капля, Алексей Салманов, Александр Ельцин, Сергей Мельниченко, Роман Михайлов, Эльмира Сидяк, Анастасия Живкова, Дарья Кольцова. Выставка «Террор маленьких отличий» была построена в традициях левого дискурса, провозглашая равенство, критикуя принцип «инаковости», которым все чаще спекулируют украинские и российские СМИ. В основе проекта лежало уничтожение гендерных различий и других возможных «диаметральностей», а также исследование волны украинского патриотизма, который в последнее время приобретает неожиданные и гиперболизированные формы. Последнее показано в проекте Анастасии Жидковой и Алексея Салманова «Парфенонизация». В фотографиях Салманова задокументирован процесс преображения результатов украинских патриотических настроений: за несколько месяцев заборы, мосты и самые различные городские поверхности и постройки в украинских городах активно перекрашивались в цвета национального флага. Анастасия Жидкова предала измененным объектам полимонохромную окраску: художница перекрасила желто-голубой забор в самые разнообразные цвета, убирая тем самым границы и условности, нивелируя два главных цвета, которые с недавних пор стали неотъемлемым атрибутом каждого города и бесспорным признаком патриотизма.
Выставка «Террор маленьких отличий» // Фото: facebook.com/miraselmira
Теоретическая часть проекта сконцентрировала в себе самые различные взгляды на тему женщины в контексте войны. Лекции от украинских феминисток, искусствоведов, социологов, культурологов позволили поднять огромный пласт мнений и позиций, в чем несомненная польза проекта. Война – всепоглощающее явление, которому чужда гендерная или классовая дискриминация. Проект предлагал зрителю провести некое исследование и отыскать место и роль женщины там, где ее пытаются не замечать. Как заметила одна из лекторов теоретической платформы проекта Надежда Чушак, война — это не только фронт; активные и не менее ожесточенные «боевые» действия ведутся и в тылу, где женщина ведет свою борьбу.
Распространенный в современном мире неопатриархат еще дальше отодвигает женщину от опасных событий, якобы заботясь о ее безопасности, на самом деле лишь устраняя возможность иного неформального взгляда, который будет противоречить господствующей идеологии. Хотя в общекультурном контексте и происходит деконструкция понятия «женское», но традиционное и закостенелое мнение о «неприспособленности» женщины в «мужских делах», одним из которых является война, полностью уводит женщину из данного контекста. В рамках проекта была совершена важная попытка анализа патриархата и войны как порождения этой системы, потребностей патриархального мира в деструкции, ситуациях, где возможно проявить власть, контроль, силу. Кроме того, важна попытка артикулировать данные темы в публичном пространстве, непривычные для украинского социума, и еще более чуждые харьковскому зрителю.
Необходимо заметить, что «Война/ОНА» был заявлен не просто как проект – акцент на исследовательскую составляющую уже в самом названии апеллировал к чему-то большему, чем традиционная выставка работ или цикл тематических лекций. На данный момент затронутые проблемы и возможные выводы остались в рамках неудачно выстроенного экспозиционного пространства, но действительный вопрос всегда будет искать ответа. Сегодня же его возможность – это пространство социальной рефлексии, измерение дискуссий и реальных действий.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.