Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 24 ноября — 7 декабря

398        2       

Петербургский нонконформизм, камерная ретроспектива Владимира Вейсберга, выставки студентов Института База и Школы им. А. Родченко, дебютный проект crocodilePOWER, омские молодые художники и другие проекты двух недель

Неравномерно насыщенные две прошедшие недели: петербургский нонконформизм, камерная ретроспектива Владимира Вейсберга, выставки студентов Института База и Школы им. А. Родченко, новый проект арт-группы crocodilePOWER, омские молодые художники, новые работы Сергея Шутова и Сергея Шеховцова, фотографии Никиты Шохова и Максима Шера, а также обложки газеты «Досуг в Москве» в исполнении известных художников.

«Пушкинская-10. Территория свободы!», Мраморный дворец, Русский музей, Санкт-Петербург, до 22 декабря

Расцвет неофициальной культуры во второй половине XX века – это своего рода последствия постановления ЦК ВКП (б) 1932 года об упразднении всех творческих объединений и введении единых союзов и негласного запрета на свободу выражения. Тиски официоза неожиданно благотворно повлияли на художественную среду вне Союза Художников. Выставки в ДК Газа и в ДК «Невский» и гигантские очереди на входе стали очередным доказательством того, что тоталитарный настрой государственной машины не может никакими средствами уничтожить живую развивающуюся культурную среду нонконформистов. Художественная коммуна «Пушкинская-10», возникшая в 1989 году в расселенном здании, продолжает свою деятельность и сегодня. Будучи в 1980–1990-х годах центром неофициальной культуры и бельмом в глазу чиновников, сегодня она является полноправной институцией со своей внутренней бунтарской бюрократией и репутацией, достаточной для выставки в одном из крупнейших музеев страны. На выставке представлены авторы, работающие в «Пушкинской-10», и участники экспозиции Товарищества экспериментальных выставок в ДК им. И. И. Газа. Выставкой в Русском отмечается сразу два юбилея – 25-летие арт-центра на Пушкинской улице и 40-летие выставки в ДК Газа. В экспозиции представлено свыше 100 авторов, в основном  живопись, иногда  скульптуры и графика. — Лизавета Матвеева

«Влюбленный в классическое искусство. Живопись и графика Владимира Вейсберга», InArtibus Foundation, до 1 марта, 2015

Выставка открывает новое московское пространство — Фонд InArtibus Инны Баженовой, издателя международной газеты The Art Newspaper. В качестве цели заявлено «всестороннее изучение пластических искусств», и Вейсберг здесь более чем показателен. Один из художников «неофициального» советского искусства, он начинал свою работу еще в 50-х, но знают его чаще всего по живописи 70–80-х. Это монохромные композиции и портреты, выполненные так, будто поверхность холста оказывается матовым стеклом, и образ просвечивает сквозь него. «Если бы наше зрение было совершенным, мы бы не различали больше предметов, мы не видели бы ничего, кроме гармонии» — говорил Вейсберг, который также известен разработкой своей теории восприятия цвета, хотя сам признавал, что теория не имеет по большому счету никакого значения. Свою работу Вейсберг посвятил разработке формальных аспектов, экспериментируя с различными живописными техниками и рисунком — по выставке это развитие отчетливо видно, несмотря на ее камерность. — О. Д.

«Вечно живой труп», выставка студентов и выпускников институт «База», Цех красного ЦСИ «Винзавод», до 13 декабря

Проект куратора, ректора БАЗЫ Анатолия Осмоловского апеллирует к гальванизации тела постмодернистского искусства через возврат к модернистским – формальным в своей основе – принципам. Осмоловский дает радикальный подзаголовок проекту – «Выставка современной живописи и скульптуры», утверждая, что гегемония концептуализма и интервенции акционизма уже мало интересуют «большинство молодых художников». Но отчаиваться не стоит: на выставке есть и фотография, и видео, и инсталляции, и объекты. Многие из проектов решены не столько формально, сколько анатомически: здесь происходит препарирование красочного слоя, холста, рамы, бумаги (Александр Плюснин, Николай Сапрыкин), работ других художников или целых направлений (Ирина Петракова) или даже вопроизводятся внутренние органы в золотом металле (Денис Строев). Политические (Ирина Петракова, Николай Сапрыкин), поколенческие (Лета Добровольская), религиозные (Никита Спиридонов, Соня Румянцева) и экологические (Иван Новиков) смыслы и подтексты окончательно разубеждают зрителя в чисто «формальной приверженности» участников проекта. — Анна Быкова

Подробный фотоотчет выставки смотрите в нашем материале

Сергей Шутов «Все украдено до нас», Крокин галерея, до 24 декабря

Знаменитый постмодернист и апроприатор Сергей Шутов в очередной раз исследует тему найденных приемов. Пишет складки византийских одежд, напоминающие и о лучизме Ларионова, который Шутов уже исследовал в одноименном проекте, и о раннехристианских иконах. Заключает черный квадрат в пурпур и золото. Пишет девушек из журналов мод и выкроек на богатом фоне с картинами в руках. Набрасывает «Гернику» Пикассо, то добавляя знаменитую фразу «Нет, это сделали вы», то дополняя рисунок плюшевыми формами. В заглавии выставки, как и в каждой работе, сквозит разочарованность в исчерпавших себя приемах, в заезженных и истертых техниках, граничащая с абсурдным желанием дойди до самого дна, зайти в тупик, из которого откроется ход к новым широтам искусства. Но проблема в том, что дна, кажется, нет. — Е. И.

«На кресте», выставочный зал Школы им. Родченко, до 11 декабря

Бывший студент Школы им. Родченко, художник и куратор Олег Устинов сделал показательную студенческую выставку. Слово «студенческий» в данном случае нужно относить не к качеству работ, а к прочтению искусства как способа познания мира и своего места в нем. Отсюда — мотив личной травмы и поиска ответов на не совсем артикулированные вопросы. Настя Кузьмина преодолевает интерьерные препятствия Дворца пионеров в поисках выхода (ее видео — одна из самых уверенных и «взрослых» работ). Юля Голуб ищет свободу в стенах обычной комнаты, превращая обои в манифест. Анна Потоцкая, ставшая некогда жертвой хакеров, дает посетителям выставки логин и пароль от своего Facebook. Украинка Зина Исупова рисует катастрофу, свидетелем которой не была. Денис Тихомиров вспоминает армейские пытки. Дмитрий Федоров восполняет родительские надежды, переодеваясь в женскую одежду. Личная травма и страх становятся рычагами для исследования и производства искусства, которое выполняет и вполне утилитарную функцию — помогает сбежать и определиться. Так, например, Лиза Новикова, чья работа представлена лишь одной фотографией, пробиралась по ночам в церкви, чтобы приложиться голой к кресту (пока Pussy Riot готовились к акции в Храме Христа Спасителя). А потом забросила Школу им. Родченко и ушла в монастырь.

Открытие выставки, кстати, прошло негладко: под конец в Школу пришла группа православных активистов во главе с Дмитрием Энтео, испортила воздух и сорвала афишу выставки, на которой была изображена классическая работа Мартина Киппенбергера Cross of frog. Эту работу Олег Устинов выбрал не случайно: чтобы подчеркнуть боль и жертвенность, которые свойственны любому художнику. Сам Олег, а также художники, которых он пригласил к участию, можно сказать, тоже пострадали за свои убеждения и, более того,  за собственную профессию. — Е. И.

Группа crocodeliPOWER «Русский космос», галерея «Триумф», до 21 декабря

Молодые художники Петр Голощапов и Оксана Симатова раньше были замечены психоделичными скульптурами-изоморфами, в которых звериные образы буквально «разрывались» абстрактными геометричными формами. Нынешняя выставка — кардинальный поворот от «гибридных» форм к ироничной нарративной однозначности. Художники выступают в роли завода актуальных сувениров, который производит псевдо-фарфор и псевдо-расписную-плитку в псевдо-барочных рамах на тему отечественных космических неурядиц. Вздохи по утраченным позициям отрасли изображены в виде историй космонавтов в бедствии: у одних разваливается летательный аппарат, другие хоронят товарища  сплошь развал и тревога. И дальше вроде можно описать миллион параллелей с актуальной ситуацией в стране, но делать этого отчаянно не хочется. Ведь остается непонятным насущный вопрос: что оправдывает обращение к фарфору и прочим формам мещанских радостей (которые до дыр затер Джефф Кунс и другие авторы) в актуальной ситуации в искусстве? — О. Д.

Никита Шохов «Дети: личное пространство», галерея «Пересветов переулок», до 24 января

Выставочные залы Москвы цветут бурным цветом, выдавая регулярно проекты и осваивая отведенные пространства, времена и бюджеты. Интересно, что ряд из них очевидно ориентируется на работу с местным контекстом. Яркий пример  проект Никиты Шохова, посвященный, с одной стороны, детям, которых в спальных районах водится немерено, с другой  личному пространству, которое у большинства горожан там находится. Так пестренькие обои в цветочек пернесены в галерею будто из комнаты соседки тети Люси парой этажей выше, а Шохов отправлен фотографировать детей, которые играют во взрослых. Только играют они так, что становятся лакмусовой бумажкой всевозможных стереотипов поведения, для которых их голова  благодатная почва для прорастания. И Шохов здесь снова молчаливый, но безжалостный художественный социолог, только в цветочном комуфляже (последний точно обеспечит симпатии всех соседских бабушек). — О. Д.

«Хорошо. Новое искусство Омска», галерея «Люда», Санкт-Петербург, до 17 декабря

Выставка собрала в камерной петербургской галерее шестерых сибирских авторов из вынесенного в название города — и получилась неоднозначной. Неизвестные в отечественной арт-индустрии художники (Мария Александрова, Александр Белоусов, Ренат Латышев, Павла Маркова, Никита Поздняков, Анна Терешкина) объединены сильной привязкой, с одной стороны, к эстетике сибирского панка конца 80-х, а с другой — к переосмыслению этой эстетики через современный политизированный дискурс 10-х. Организаторы говорят о том, что это — портрет поколения, возникшего на руинах пост-советской идеологии. Очевидно, что все не так просто — невозможно избавиться от ощущения, что подлинный «крик» (в философском смысле) Летова бережно вставлен в рамку концептуализма. — Никита Сафонов

Серегей Шеховцов «На/вылет», Stella Art Foudation, до 8 февраля

Последние несколько лет, как зрители узнают из этой камерной экспозиции, Сергей работает с темами, внешне в чем-то более серьезными, чем поролоновые женщины, и исследует новые для себя материалы — например, бронзу (Сапог, 2014). И хотя текст к выставке гласит, что актуальная геополитическая ситуация тут ни при чем, идеи, как говорится, витают в воздухе: война в повседневном, материализация мысли, весомость масс-культуры, бронза, пенопласт, неопределенные медиа. — Елена Клабукова

Максим Шер «Происхождение видов: топографика России», Музей архитектуры им. А.В. Щусева, до 11 января

Истории про «было — стало», казалось бы, прочно осели в арсенале журналистов, но Шер этот жанр умело реанимирует. Силами художника (и куратора Анны Петровой) выставка оказывается метко подлажена под место — Музей архитектуры (выставка проходит в рамках музейной программы «АРХИфото»). Как принято нынче в музеях, простой зритель может унести отсюда на память сувенирную продукцию. Отталкиваясь от формата почтовых открыток с историческими видами, Шер создает свою современную версию памятного сувенира. Причем делает это максимально искренне: честно запечатляет то, что на его взгляд сейчас является наиболее красноречивым в архитектуре российских городов. Это многослойность культурных пластов: дореволюционные постройки, позднесоветские спальные районы, вульгарные «дворцы» современных торговых центров и прочее. В этих сопоставлениях обнаруживаются причудливые находки: автозаправка Лукойла повторяет контуры условного конструктивистского ДК, а частные загородные дома прикидываются средневековыми крепостями. — О. Д.

«Первая полоса», Музей Москвы, до 21 декабря 

Совсем недавно, около года назад, издаваемая Департаментом культуры газета «Досуг в Москве» была перезапущена. Существовавшее в течение полувека в строгом справочном формате издание стало чуть более дружелюбным для читателей, в том числе за счет первой полосы, которую стали оформлять художники: Света Шуваева, Ирина Корина, Иван Разумов, Александр Сигутин, Александра Паперно, группы «Облединение архитекторов» и «ЕлиКука». Со многими из них Денис Крюков, редактор «Досуга в Москве», уже сотрудничал по своей прежней работе в газете Winzavod ArtReview. В «Музее Москвы» можно увидеть результат этого сотрудничества — 20 первых полос за этот год. — Сергей Гуськов

Фотографии: Яков Кальменс, Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Олег Устинов, Михаил Григорьев

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.