Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Учеба и резиденции

Опыт: паблик-арт в Университете прикладного искусства Вены

790        2       

Чему учат на факультете ландшафтного искусства, где под паблик-артом подразумевают и организацию навигации в парке, и политическую акцию, и как туда поступить

09.12.14    ТЕКСТ: 
прикладное10

Aroundart продолжает цикл публикаций о российской и зарубежной системе арт-образования. В очередном выпуске Наталья Гурова рассказывает о том, как поступить в Университет прикладных искусств в Вене и чему учат на факультете ландшафтного искусства, где под паблик-артом подразумевают и организацию навигации в парке, и политическую акцию. 

За окном темнота, хотя на часах еще половина восьмого. Я только закончила предварительный монтаж учебной работы. И не очень довольна результатом. Тема задания Die Welt existiert nicht, в переводе – «мир не существует». Профессор говорит, что несмотря на доступность Google maps, соцсетей и прочего, границ не стало меньше. Мы не знаем, например, как живет исламская деревня или чего конкретно вы боялись в детстве. Нам нужно было найти «место», реальное или выдуманное, и рассказать о нем, а, может быть, и не о нем. Это факультет ландшафтного искусства в Университете прикладных искусств Вены и все наши художественные поиски так или иначе должны быть связаны с пространством.

По-немецки наш университет называется Universitat für Angewandte Kunst, здесь его все сокращенно называют Angewandte. Главное здание находится в центре города на площади Оскара Кокошки и узким переходом соединено с музеем прикладного искусства MAK. Этот вуз не так известен, как Венская Академия художеств, но в Австрии некоторые говорят, что это лучшее место для обучения дизайну и искусству. По крайней мере, одно из самых свободных. Здесь можно учиться индустриальному и социальному дизайну, архитектуре во главе в Захой Хадид и Хани Рашидом, среди факультетов – графический дизайн, живопись, графика и печать, скульптура, траснмедиале (факультет, который объединяет многие практики современного искусства), science art и многое другое.

***

Еще пару месяцев назад я работала редактором в одном из столичных медиа и почти восемь последних лет моей жизни занималась журналистикой. Первое образование получила на журфаке МГУ. Все было бы прекрасно, но в какой-то момент мне стало скучно – у каждого свой срок и глубина вовлечения. Да и вопрос, кем быть, что делать и куда двигаться остается для меня открытым все время.

Сейчас будет пара банальностей: рисовала я с детства, ходила на всякие курсы по рисунку, писала немного про искусство, общалась с теми, кто его делает, читала и смотрела вокруг. Года полтора назад я поняла, что мне нужна серьезная база, а главное – среда и возможность действия. Думала о «Британке», но в итоге решила сосредоточиться на Европе. Во-первых, потому что арт-рынок и система художественного образования здесь лучше развиты. А от выпускников российских художественных вузов я слышала больше плохого, чем хорошего. Хотя бы тот факт, что преподаватели наших университетов не делают выставок, не участвуют в Биенналле, не имеют контактов с зарубежными коллегами. Я не говорю обо всех, но о большинстве. К тому же пожить совершенно в другой культурной и языковой среде очень полезно, также, как и выйти из своей зоны комфорта.

прикладное13

Во многих странах ЕС образование бесплатное или условно бесплатное, поскольку негражданину приходиться платить семестровый взнос. В Германии примерно 350 евро в семестр, в Австрии – 755. Но нужно понимать, что даже если учеба будет полностью на английском, придется жить в другой стране с другим языком и его хорошо бы знать. Кроме того, в некоторых странах (например, в Германии) для поступления нужно предъявлять сертификат владения языком не ниже среднего уровня (иногда выше – зависит от вуза). В Австрии такой сертификат нужен не всегда, а в моем вузе вовсе сказали, что никакие бумажки им не нужны. На выбор язык повлиял: я знаю немецкий на начальном уровне, поэтому хотела поехать туда, где я могу его поднянуть. Плюс, с детства у меня остались очень приятные воспоминания от Вены, поэтому выбор в итоге и пал на Angewandte.

Мне понравился сайт университета, где можно было найти подробную информацию о курсах, преподавателях и экзаменах, а также понятное расписание экзаменов. В Академии Художеств система более запутанная и растянута на нексколько месяцев. К тому же я предварительно списалась с некоторыми факультетами Академии и Angewandte, но в итоге встречи состоялись только в Angewandte. В Академии почему-то никого не было на месте, хотя в письмах была договоренность. Мне понравилась камерность самого вуза, где учится около 1800 человек, а в каждый класс ежегодно берут не более 10 человек. То есть сейчас на всех курсах Landscape art около 30 человек и 6 ассистентов, которые работают именно с этой дисциплиной. Меня интересовал факультет Landscape art как некий гибрид разных дисциплин, где предполагалось будет и искусство, и дизайн, то есть будет возможность получить больше практических навыков и уже потом решать как их применять. Интересоваться публичными пространствами я начала, когда работала в одной из московских газет, где часто писала про парки, конкурсы, перепланировки дворов и прочее. И видела как много еще нужно сделать и как шаблонно у нас к этому подходят не только власти, но и люди. Конечно, это только точка, от которой отталкиваешься и идешь дальше и глубже, приходишь не только к граффити или красивым скамеечкам и дорожкам, но к исследованию отношений между человеком и ландшафтом, телом и пространством.

Перед поступлением я смотрела, что делают студенты и выпускники курса. Был и ландшафтный дизайн – переделка парков и площадей, и концептуальные произведения – например, инсталляция Надин Хиршхауэр Zu Spät, имитирующая сгоревший лес, или долгая пробежка двух студентов, которые замеряют свой пульс и какие-то эмоциональные показатели во время бега, проверяя влияние ландшафта на их состояние. Студент Клеменс Шнайдер учил пауков плести сети по заданной траектории и выращивал новые растения в аквариумах, присоединяя к этой системе искусственные элементы типа водопроводных труб. Лео Каличе вообще готовил ландшафт из продуктов питания и сделал себе на этом имя. Стало ясно, что диктата формы и выбора медиа здесь не будет, и никто не станет убеждать делать видео, писать маслом или создавать кинетические скульптуры. Уже отучившись здесь несколько месяцев, я подумала, что здешние преподаватели относятся к терминам гораздо проще, чем в России. Им не так важно делаешь ты паблик-арт или перформанс. Главное – идея, процесс поиска, умение ставить вопрос и эксперимент с формой. Эта открытость меня сначала удивила: многие студенты все равно считают, что границы должны быть. Но почти все преподаватели придерживаются другого мнения – ты для них уже художник, и только сам можешь решить, что хорошо, а что плохо, что банально, а что нет, что интересно и что скучно.

Чтобы поступить в Angewandte нужно пройти вступительное испытание, которое состоит из трех частей. До февраля нужно отправить портфолио из 15 работ, мотивационное письмо, рекомендации, если они есть, и CV. Подготовить финальное портфолио мне помогло личное общение с преподавателями и показ работ, это не было проблемой еще до поступления. Если преподавателям заявка нравится, тебя приглашают на экзамен, который длится несколько дней. Каждому абитуриенту (а потом и студенту) выделяют рабочее место, куда можно приходить 24 часа в сутки 7 дней в неделю и пользоваться всем, что есть в комнате. На нашем факультутете есть даже маленькая кухня с холодильником, микроволновкой, плитой и кофе-машиной. Правда, все это поросло паутиной и ржавчиной, но мы почти договорились навести порядок, как у соседей-архитекторов.

Первый этап экзамена – рисунок с натуры: фрукты, овощи, архитектура, люди. На второй этап дают 2, 5 дня: нужно перепредумать площадь перед зданием университета, используя возможные техники – рисунок, текст, видео, скульптура или 3D-модель. При этом дали совет как можно больше времени проводить в классе – так мы познакомились друг с другом. Последний этап – интервью с преподавателями, на котором нужно презентовать свой проект и отвечать на вопросы. Через неделю, когда я уже была в Москве, пришел положительный ответ. Вместе со мной вторую и третью ступень экзамена проходили 13 человек, зачислили восьмерых.

Основная сложность для россиян уже после поступления – получение студенческого вида на жительство. Чтобы его получить, нужно иметь на банковском счету определенную сумму и предоставить кучу бумажек, которые подтвердят твою финансовую состоятельность, отсутствие судимости, наличие жилья на год в Вене, справку об успешно сданных экзаменах и много чего еще. Об этом очень хорошо пишут в этом блоге germanblog.ru. С другой стороны, эта формальность не лишена смысла: совмещать нормальную работу и учебу невозможно – легально студентам можно работать всего 10 часов в неделю. Поэтому многие подрабатывают в магазинах, музеях, кафе, на фестивалях, кто-то устраивается в дизайнерские бюро. Основная часть расходов при этом – съем жилья. Средняя цена – 400–450 евро за неплохую комнату в центре, самый дешевый вариант – место в общежитии за 225 евро. Правда, без тараканов, в центре и отличными кухней и туалетом.

прикладное8

***

Неожиданности в процессе обучения начались практически сразу. До и во время поступления все утверждали, что обучение будет исключительно на английском, но пришел новый профессор, предпочитающий немецкий. Кроме того, после смены команды преподавателей, изменился и вектор факультета. Если прежняя команда, состоявшая из американского архитектора Марты Шварц (Martha Schwartz), скульптора и главного садовника Гайд-парка Тони Хейвуда (Tony Heywood) и английского арт-критика Тима Ричардсона (Tim Richardson), делала упор на архитектуру, проектирование и строительство садов, то новый профессор, художник Паул Петрич (Paul Petritsch) сместил его на концептуальное искусство и взаимодействие тела и пространства. Новые студенты, среди которых есть люди с архитектурными интересами, оказались в растерянности. Я также поступала к старой команде, потому что хотела научиться работать с городской средой с технической стороны. В итоге курс разделился, и есть студенты, намеренные уйти после первого семестра.

Немного изменилась и учебная программа курса. На моем факультете есть немного обязательных предметов: история искусства, введение в гуманитарные науки и, конечно, Zentrlakunstlerischesfach – то есть наш главный предмет, ландшафтное искусство и публичные пространства. Есть рекомендованные, но необязательные предметы. Так, наш профессор Паул Петрич предложил посещать класс перформанса. В следующем семестре нам обещали дать пространство в городе, где мы можем устроить собственные акции и перформансы, а пока мы готовим доклады и обсуждаем художников, работающих в этом направлении.

Также можно посещать курсы, которые напрямую не относятся к твоей специальности. Я, например, записалась на программирование – еще со школы у меня был комплекс, что математика – это не для меня. Вообще, здесь полно курсов по компьютерной графике (Photoshop, Illustrator, AutoCAD, Funal Cut и т.п.), работают мастерские по металлу, керамике, дереву, бумаге, печати и переплетению книг. Правда, все материалы для работы нужно покупать на свои деньги, зато в твоем распоряжении – техника и ассистенты, к которым можно прийти с макетом или идеей или просто на воркшоп. Кроме того, здесь много гуманитарных студий вроде гендерных исследований и драматургии, где можно учиться писать эссе и пьесы на английском и немецком, есть занятия по дизайну, логотипам, рекламе, разные виды рисунка (обнаженная натура, пейзаж, скетчинг, геометрический скетчинг). Правда, количество мест на курсах ограничено, поэтому записываться на них нужно заранее.

Вообще, первые две недели мне казалось, что здесь царит полный хаос и нет никакой организации. Но нужно просто привыкнуть к тому, что самому нужно организовывать расписание, сопоставлять время и интересы. Непривычными после Москвы кажутся и неторопливость и опоздания. Все говорят: «Ты же еще только на первом семестре. Все успеется».

У каждого преподавателя здесь свой стиль. Кто-то просто читает лекцию и показывает примеры удачных решений. Например, на лекциях по дизайну нам показывают Никлауса Трокслера, Фреда Сандбэка, Дирка Ратке, Отто Цитко, Феличе Варини и комментируют их. Наша задача придумать логотип и обсуждать его в процессе создания с преподавателем. На занятиях по перформансу мы просто выбираем тему из списка и готовим презентацию, обсуждаем работы художников в классе. Если же это рисование с натуры, то в процессе к студенту подходит преподаватель и комментирует работу, может что-то поправить или подсказать как сделать лучше. По нашей дисциплине (Landscape art and Public art) есть план на семестр. Например, в этом семестре мы должны сделать три работы. На первую у нас было 3 недели, на вторую тоже три, на третью – восемь недель. Нам просто дают тему и раз в неделю мы должны готовить что-то вроде мини-презентации, показывать и рассказывать как движется работа, какую идею мы хотим воплотить в жизнь. По ходу могут быть вопросы от преподавателей и студентов. Они могут что-то подсказать, а бывает что ничего не подсказывают и говорят «следуй за своей мыслью». Некоторых студентов это приводит в замешательство, потому что они хотят серьезной критики или списка литературы, чтобы узнать, кто и что делал по этой теме раньше.

Simplicity of growing, Наталья Гурова, 2014

Совсем недавно мы доделали второе задание. Что интересно: студентам разных курсов дают одни и те же задания. И честно говоря, не всегда видна разница между тем, что получилось у тех, кто здесь проучился уже несколько лет, и первокурсниками. Во время презентаций действуют два правила: нельзя критиковать и нельзя молчать. То есть после выступления, каждый студент должен сказать, что он увидел в этой работе, тоже самое делают преподаватели. К сожеланию, не всегда есть что сказать, или же сложно удержаться от критики. Но такие правила.

Помимо этих заданий у нас есть еще небольшая лекционная часть. В этом семестре нам показали несколько фильмов Джеймса Беннинга, один из которых называется Landscape Suicide, мы их обсуждали, хотя скорее пытались обсуждать. Кто-то из студентов во время просмотра засыпал, кто-то уходил, а кто-то смотрел с большим интересом. Паул Петрич сказал, что совсем необязательно, что вы полюбите эти фильмы, но знать их должны. В итоге к нам приехал сам Джеймс Беннинг (показ его нового фильма состоялся на Виенналле, которое совсем недавно закончилось). До конца семестра к нам в гости обещают привести художников, которые так или иначе работают с темой ландшафта и паблик-арта.

Процесс учебы также включает в себя экскурссии и вечеринки. Каждый курс может устроить у себя в классе вечеринку или какой-нибудь ивент. Мы, кстати, тоже скоро устроим дискотеку. Деньги начали собирать заблаговременно. У нас в комнате стоит огромный сейф с прорезью для писем. Каждый, кто произносит слово landscape, кидает туда по 50 центов. Обычно на вечеринки приходят только студенты и их друзья, преподавателей я еще не видела, но, возможно, все впереди.

Экускурсии проходят почти каждую неделю. Например, мы уже съездили в Нижнюю Австрию собирать грибы с немного сумасшедшего вида биологом, который знал все латинские названия съедобных и несъедобных грибов. Успели съездить в резиденцию архитектора, который занимается пермакультурой, сам построил дом, который дышит, сделал трехметровой глубины пруд, где не мутнеет вода, выращивает тыквы и виноград. На прошлой неделе забрались на крышу Музея естественной истории и побывали в секретной комнате, где хранятся черепа наших средневековых предков.

***

Результатом учебы становятся выставки студентов – как организованные самостоятельно, так и в рамках учебной программы. Мы также будем делать большую выставку в стенах университета в конце учебного года. Некоторые студенты сотрудничают с галереями, кому-то в этом помогают преподаватели. Кроме того, факультет сотрудничает с Ботаническим садом Вены. Перед поступлением я гуляла там и совершенно случайно наткнулась на работы студентов и выпускников: это не только сады или клумбы, но и скульптуры и инсталляции, и новый дизайн табличек для растений.

Еще одна интересная опция – можно на один семестр перевестись на другой факультет или уехать учиться в партнерский университет по программе Erasmus, среди которых – академии в Глазго и Эдинбурге, в Токио, Дублине, Амстердаме и Роттердаме, в Италии, много вузов в Восточной Европе.

Кажется, что учеба в университете дает шанс влиться в среду. Самый недавний пример – Элизабет Фалькингер, которая выпускается из университета летом. На прошлой неделе открылась ее персональная выставка в Линце. Она получила грант от одного местного фонда и осуществила проект «Трактор»: проехала по территории Украины, Словакии, Чехии и Австрии на тракторе, купленном на Украине за 2000 евро. К нынешним политическим реалиям акция отношения не имеет: когда-то часть Украины входила в состав Австро-Венгрии, и художница захотела посмотреть как живут люди сейчас и как меняется ландшафт на протяжении всего пути. Элизабет выяснила, что на Украине еще остались люди, которые говорят на старинном немецком диалекте. К ее проекту многие встреченные на пути относились с удивлением и не понимали, почему молодая девушка занимается такой ерундой, а не сидит дома с детьми и мужем. Но охотно помогали, если случались какие-то происшествия.

Кстати, на протяжении всей своей учебы она получала стипендию от государства, потому что ее родители фермеры, и сама она приехала из деревни. По ее словам, сумма была небольшой, но этого хватало на то, чтобы снимать в Вене жилье и скромно жить. Не граждане ЕС такую стипендию получить не могут, правда, могут подать заявление на единоразовую финансовую поддержку. Кроме того, в Вене работает достаточно много фондов, поддерживающих молодых художников. Но нужно заинтересовать их своими работами. Словом, возможностей много и все зависит от настойчивости и мотивированности человека. Но успех никто не может гарантировать, а если вам нужны деньги – то это точно не ваше место.

Фотографии: предоставлены Наталией Гуровой

  • Катерина:

    Добрый вечер, можно ли с вами как то связаться, есть пару вопросов о поступлении, буду очень благодарна если вы отпишетесь pushkar.katya@mail.ru

  • Алена:

    Здравствуйте!. Очень интересная статья. У меня есть несколько важных для меня вопросов, касающиеся искусства в Австрии .. пожалуйста, свяжитесь со мной, если у вас будет такая возможность. aleksandralitys@gmail.com

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.