О молодом белорусском фотографе
В условиях негласного самоцензурного ограничения на все украинское галеристы и музейщики обращаются к менее изученному феномену белорусского искусства. В Петербурге открывается уже третий проект с участием художников из, как объявлено в СМИ, все еще братского государства. О выставке «Язычество» Андрея Линкевича рассказывает Ксения Юркова.
Белорусский фотограф Андрей Ленкевич привез в петербургскую галерею «ФотоДепартамент» выставку «Язычество» – проект вовсе не новый, автор начал работать с ним в 2008 году, в 2009 году получил за него приз Humanity Photo Awards, а в 2010 году выпустил одноименную книгу. Не стоит расстраиваться – выставка более чем актуальна, и тем более актуален ее язык. По сей день о белорусской фотографии в России особо известно не было. Недавняя ретроспектива в РОСФОТО предприняла попытку исправить ситуацию, за исключением раздела «современность», на которую у кураторов были свои виды .
Процессы трансформации белорусского фотосообщества знакомы: оно делится на тех, кому провели интернет, и тех, кто промывает отпечатки при свете лучины. Выставка Ленкевича маскируется под желание усидеть сразу на двух стульях. На самом деле – это сдержанно-ироничная «Ведьма из Блэр» от фотографии. На первый взгляд «Язычество» или «Паганства» – это образец классической фотографии, заявляющей о своем кровном родстве с Минской школой и «Новой волной». Практически все снято на черно-белую пленку фотоаппаратом «Киев». Все знаки времени заботливо вымараны из кадра, ни один сантиметр которого не отсылает к современности даже наличием столбов линий электропередач. Такое воссоздание ландшафта историзма не имеет никакого отношения к классической документальности. Автор создает свое мифологическое поле вне привязки к определенному месту и событиям, играет в этот историзм – благодатную почву для официозного мифотворчества. Каждый кадр – документален по сути, он фиксирует не постановочное, а вполне реальное событие.
Андрей Ленкевич, Язычество, 2009
Мифологичен контекст. Все, снятое в разных местах и по разному поводу, считывается единым полотном. Андрей переверстывает историю, создавая на ее пробелах свои собственные конструкции. Переносит смыслы в воображаемое пространство, помещает в него набор не связанных между собой обрядов, людей и тотемных животных, глядя на которых можно предположить, что в них действительно вселились духи. Этот знакомый прием для кинематографа, хрестоматийно реализованный, например в «Земле без хлеба» Бунюэля, до сих пор успешно работает в фотографии. Но все вышеперечисленное можно постигнуть исключительно после беседы с автором. Ничего на самой выставке – ни книга, ни мультимедиа, ни сами изображения – не дает подсказок о том, что картинка нагло врет. И это очень тонкое место. Проект будет восприниматься этнографическим и антропологическим даже теми, кто изо всех сил тщится интересоваться трендами. Помещение в контекст пространства галереи ситуацию не исправляет. Для Ленкевича более важен собственный жест; его не сильно беспокоит, если кто-то заинтересуется белорусской историей больше, чем двумя строчками отгадки мелким шрифтом в сопроводительном тексте.
Со стороны галереи решение показывать именно этот проект может показаться компромиссным. На тему демифологизации у Ленкевича есть гораздо более злободневный проект «Прощай, Родина» (гран-при на портфолио-ревью Kaunas Photo Star), периодически вызывающий в Белоруссии тектонические движения. В свете последних политических событий проект приобретает новую чудовищную актуальность. Петербург, правда, не Минск – такие эксперименты с недавних пор может не простить.
Андрей Линкевич, «Прощай, Родина», 2011
Андрей Ленкевич принадлежит к новому поколению белорусских фотографов, но наибольшую известность он приобрел после примыкания к международному коллективу фотографов Sputnik Photos в 2008 г. Помимо художественной практики он преподает фотографию в Европейском Гуманитарном университете, а также занимается подвижничеством (ввиду тотального отсутствия государственного финансирования и интереса к этой области) в виде фестиваля «Месяц фотографии в Минске». И, надо сказать, вполне успешно, учитывая что Мартин Парр предпочел именно это мероприятие открытию собственной выставки в Петербурге. Самоорганизация белорусского фотосообщества выявила новые имена. В 2013 году Ленкевич инициировал выпуск книги By Now – синопсис современной фотосреды глазами немецкого куратора Маттиаса Хардера. К подборке нет претензий, за исключением общей тенденции: как недавно показал пример молодых белорусских художников на выставке «Четыре угла» в галерее «Люда», белорусские фотографы похожим образом транслируют критику власти и политических процессов – весьма опосредованно и завуалированно.
Другие представители современной белорусской фотографии
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.