Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Бесконечная масса других

457        0       

Никита Сафонов о выставке «Хорошо. Новое искусство Омска» в пространстве петербургской галереи «Люда», а также проблемах на пути децентрализации

19.12.14    ТЕКСТ: 

«Хорошо. Новое искусство Омска» в галерее «Люда», Санкт-Петербург, до 19 декабря

Ренат Латышев

Ренат Латышев

В петербургской галерее «Люда» сегодня состоится финисаж выставки «Хорошо. Новое искусство Омска». Кураторы Анна Терешкина и Петр Белый решили показать неизвестных в северной столице омских молодых художников. О том, что у них вышло, размышляет Никита Сафонов.

Подъем региональных надежд на построение уникальной и самобытной, независимой культуры, которая была бы составлена из разнородных локальных брендов, дополнен сегодня постепенной его легитимацией со стороны медиаиндустрии. Что, впрочем, понятно – здесь имеет место двусторонний процесс договора, в котором символический капитал предполагает перераспределение самым традиционным образом. Так, журнал «Афиша», посвящая свой ноябрьский номер всевозможным явлениям на территории РФ – от чеченских художников к петербургским поэтам, нижегородским уличным художникам и омской моде, – собирает материал, который встраивается в предельно демократичную концепцию, а все творцы получают тиражируемую огласку. Другой яркий пример – летняя Манифеста 10, в публичной программе которой царствовало вполне понятное внимание к квартирным форматам, малобюджетным инсталляциям и разговорам о подполье 80-х. Независимая культура, как и подавляющее большинство современных маргинальных сообществ, скрепила довольно прочными узами деловые отношения с информационной индустрией.

Понятно, что другие способы к существованию на сегодняшний день могут вовсе отсутствовать. Но вопрос о различении подобных групп как работающих организаций от пустых спекуляций на креативной бирже задает сам себя.

Организаторы выставки «Хорошо…» не скрывают, что обращаются к этой проблематике, задавая вопрос буквально с порога: прецедент может быть как шагом к децентрализации художественной жизни и рассеиванию ее от столиц, так и «рядовым колонизаторским жестом», результатом которого и является договор «творцов» со столичной богемой (заявляет кураторский текст в первом же предложении).

Анна Терешкина, галерея Люда

Анна Терешкина

По словам кураторов, до недавнего времени все выставляемые в «Люде» художники не имели ни малейшего представления о том, что вместе они составляют некое сообщество. Пересечения в городском пространстве творческих людей, естественно, имели место, но каждый из них не узнавал в другом коллегу по работе или единомышленника. Эта идея принадлежит в том числе Анне Терешкиной – художнику из Омска, в свое время переехавшему в Петербург. Х покидает региональную зону по направлению к столице, после чего в обратную сторону пробрасывает нить «децентрализации».

Шесть омских художников связаны на выставке в сообщество «корневым» способом: название «вдруг совпало» с одним из альбомов их земляков – группы «Гражданская оборона». После подобной концептуальной привязки картина преображается – ясно, откуда здесь сходство с панк-эстетикой в духе Григория Ющенко, понятно, откуда использование «бедных» материалов и упрощенной техники. Но она же обращает внимание на ключевые спорные моменты в концепции выставки.

Во-первых, стоит неосведомленному наблюдателю посетить показ недавно вышедшего документального фильма «Здорово и Вечно», как становится понятно, что сидящие в зале фанаты творчества Летова в принципе не понимают диалектического раскола, который вырубил их кумир. Давно стоит уяснить, что панк подобного толка сделан не с легкой руки – это сложная многоуровневая система. Она сложна как в своем звучании и отношении к звуку (Егор, как известно, изобретал «выверенный ужасный саунд»), так и в общей иронии относительно аппаратов власти и случающейся на глазах революции.

Во-вторых, бедные материалы работ на выставке встроены в пусть бедное, но все же формалистское, вычищенное пространство некоммерческой галереи. Геометрия экспозиции сделана четко – отличные пересечения медиумов и авторов, «правильное» расположение рисунков на стенах – все композиционно приятно. В этом ключе галактика отчаянного панка, сибирская грязь, безысходность и страх оказываются вписаны в аккуратную рамку столичного концептуализма.

Павла Маркова, галерея Люда

Павла Маркова

Отдельно стоит отметить фиксацию на изображениях: «омскость» в этом случае передается исключительно живописно – это либо мистически-примитивная живопись Павлы Марковой, готично заигрывающая с сюрреализмом, либо перефразированный соцреализм Никиты Позднякова, либо бесконечные цветастые фотографии Рената Латышева, эстетически подсвечивающие ту самую сибирскую грязь, либо прямые (в лоб) метафоры Александра Белоусова и Анны Терешкиной (в первом случае сделанные с помощью камеры, во втором – маслом). Даже инсталляции Маши Александровой скорее похожи на плоскость картины, чем на работу с пространством. Реализма здесь с избытком. Приправлен он местами, естественно, страстью к политизации – это, видимо, тоже одно из необходимых условий сегодняшнего нонконформизма.

В конечном счете зритель имеет дело с прямой репрезентацией локации – через культурные отсылки к панку, бедности, отсутствию высокой культуры и через ее, локации, прямые воплощения в образах, взятых документально. В петербургской галерее показывают то, как все имеет место в Омске – индустриальном городе вдали от столиц. Подается этот топоним как сообщество – здесь остается все тот же вопрос, помещенный в первое предложение кураторского текста. И бесконечная масса других.

Насколько подобное собрание художественных работ может работать как нечто, связанное с режимом искусства? Чем отличается подобный показ народного творчества от репортажа с места событий? Можно ли обсуждать отдельные составные элементы экспозиции в своей отдельности, оторванно от насаждаемого представления о некоем «общем деле» (которое осознается самими участниками пост-фактум)? Можно ли говорить о «децентрализации», если она проводится сверху, а не снизу?

И бесконечная масса других.

Фотографии предоставлены галереей «Люда»

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.