Алина Гуткина в продолжении своей колонки размышляет о месте зрителя, соучастника и автора внутри произведения.
Художник Алина Гуткина в продолжении своей колонки размышляет о месте зрителя, соучастника и автора внутри произведения. Фотографии – Соня Кудеева.
* * *
Зритель должен отчетливо увидеть вход. Замкнутая система сама по себе может быть интересна совсем короткий период. Изначально сама закрытость провоцирует интерес и желание понять. Она как бы обязывает человека наблюдающего хотя бы задуматься, чтобы наполниться, либо (не)согласиться, либо копать дальше.
Визуальные коды создают гиперссылку и образуют некий образный путь продвижения внутрь.
Если автор или система не задает вопросы или – тем хуже – не дает возможности найти ответы, то контакта не состоится. Зритель должен почувствовать свою роль в разгадывании головоломки, осознать себя необходимой фигурой. Речь идет об удовольствии от постижения происходящего.
В промежутке между началом и концом наблюдения управляющая идея создает порядок изменения плоскости взгляда.
Контекст содержит противоречие между собой и управляющей идеей, как внутреннее, так и внешнее, и вызывает (со)переживание. Ничего не является тем, чем кажется.
Разве мы способны сделать шаг и спокойно пронаблюдать, что происходит внутри другого?
* * *
Ответ не должен лежать на поверхности, но он и не должен быть спрятан. Он в зоне внимания, между. Интерактив уничтожает смотрящего. Для его наблюдения не остается ни единого пространства. Чем ближе к нам зритель, тем он в более закрытой капсуле, и весь свой опыт он оставит в сухом ментальном выстроенном описании. Реального контакта не случится.
Чем дальше зритель, тем он ближе. Его стремление заполнить «расстояние между» всегда ощутимо.
В какой момент приглашенный к участию в проект человек (участник, а не зритель) становится ближе к идее, чем автор? А может, и нет никакого расстояния? Это просто грамотный обзор и умелое использование качеств, не присущих самому автору.
Чтобы эксперимент состоялся, он должен перестать называться «экспериментом». Создайте условия и откройте вход, а дальше – сделайте шаг назад, а лучше — два.
Проект – это условия или, как минимум, работа над существующим порядком.
Недосказанность – не та свобода, которая вдруг станет собственностью зрителя. Как раз полная выразительность может погрузить и растворить. Необходимо проговаривать все пластическим, или визуальным, или разговорным, или еще каким языком и при этом умудриться оставить свободное место. Оно свободно не потому, что мы ждем туда определенных результатов, а потому, что это место для того самого шага.
Только если автор делает два шага назад, то зритель – один вперед.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.