Десяток коллажей и несколько ассамбляжей, объединенные исследованием природы человеческого зрения, представила художница на выставке «ГлазА вместо ГлАза» в галерее «Риджина». О том, куда смотреть, рассказывает Яна Юхалова.
В московской галерее «Риджина» до 31 января проходит выставка Анны Паркиной «ГлазА вместо ГлАза» – десяток коллажей и несколько ассамбляжей, объединенные исследованием природы человеческого зрения. О том, куда смотреть, рассказывает Яна Юхалова.
История Анны Паркиной для российских художников крайне не типична. На Западе она куда более известна, чем на родине: новый проект в «Риджине» – всего лишь вторая ее персональная выставка в России. А потому вокруг имени художницы существует устойчивый корпус дефиниций, сформированный исключительно усилиями западных критиков. Они, как правило, рассматривают ее творчество через призму колоритного национального бэкграунда и давно условились о двух вещах. Первое: Паркина – послушная продолжательница традиций русского конструктивизма, наследница методов Александра Родченко, Густава Клуциса и Любови Поповой. Второе: ее коллажи, рисунки и перформансы – это отражение современной России, во всей ее многомерности, разрозненности, хаотичности и загадочности. Но так ли эти утверждения очевидны для российского зрителя?
На фоне многоголосья остросоциальных выставок Винзавода, которые, так уж вышло, соседствуют с Паркиной, выставка в «Риджине» оказывается по-хорошему молчаливой и настраивает на чистое созерцание. В своих новых работах Паркина отказывается от использования образа человека и его деконструкции, тем самым снижая их оценочный градус. Ее произведения холодны, отстраненны – и при этом нервозны особой, ломаной ритмичностью. Это несоответствие заставляет вглядываться вглубь изображения, порождая тщетные попытки разгадать, что за загадка таится внутри. Некоторые коллажи Паркина выводит в пространство, так что каждый из слоев оказывается видимым от границы до границы. Эти трехмерные конструкции отчетливо напоминают скульптуры кубистов. Но в отличие от них, изображения Паркиной размыты до состояния неразличимости: это не цельные «картинки», а неясные образы, будто выдернутые из тягучего киселя современности. В этом отношении Паркина оказывается куда более близка поп-арту и Ричарду Гамильтону, нежели конструктивистам. Она чужда и конструктивистского пафоса устремленности в будущее, а построению новых миров предпочитает детальное исследование нынешнего.
Паркина реинтерпретирует модный в современном искусстве тренд, при котором коллаж становится идеальным оружием против культуры картинок и «быстрой информации», в которой мы все увязли по уши. Коллаж при этом выходит за рамки традиционного понимания этого термина и, стирая границы между медиа, превращается в метод, который активно применяется в видео-арте, перформансе и более очевидных формах вроде ассамбляжа. Так, Кэмерон Грэй собирает конструкции из статичных изображений, найденных в Интернете, и экранов, на которых беспрерывно транслируются гифки с dump.fm. А «кислотные» видео и диджитал-коллажи Райана Трекартина становятся чистой манифестацией реальности, в которой история веб-браузера и есть самая точная документация нашей повседневности.
Паркина отражает все те же глобальные тенденции, только следовать за ними отказывается. Ее коллажи, напротив, заставляют замереть вечное мельтешение нашего взгляда. В своих работах предыдущих лет она часто использовала образы, будто вышедшие из шпионских фильмов 40–50-х, которые часто транслировало советское телевидение в пору детства художницы. Бум популярности жанра привел к тому, что эти изображения выпали из каких-либо идеологических отношений, стали «общим местом», вне времени и пространства. В новых произведениях она заменяет их еще более нейтральными снимками природных текстур и предметов интерьера. Использование подобных безоценочных, но при этом хорошо знакомых и близких каждому образов и становится тем идеальным языком, на котором оказывается возможным говорить о современности, от нее при этом совершенно дистанцируясь.
На этом языке строится почти детективное расследование природы нашего зрения. Коллажи Паркиной старательно копируют принципы работы человеческого взгляда, выхватывающего лишь фрагменты реальности. Они замедляют время и застают своего зрителя в несвойственном ему медитативном созерцании. Они трансформируют визуальные ощущения в тактильные, заставляя сфокусировать взгляд на ритмических повторениях и текстурах, которые в обычной жизни мы привыкаем не замечать. Паркина не противоречит миру картинок, она лишь останавливает его временное течение. Призывая к чистой созерцательности, она вновь поднимает вопрос об ограниченности нашего восприятия и статусе наблюдателя в целом. При этом изящно намекает: ответы зрителю стоит искать вовсе не в произведениях искусства, а лишь внутри себя самого.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
Немного припозднилась Анна с такой техникой, хотя понятно, что российский контекст ей не очень знаком. Подобное слоистое решение уже было показано несколько лет назад в Триумфе сначала Потаповым с фигуративной живописью, потом Кисловым с абстрактной.
[…] «…почти детективное расследование природы нашего зр… […]
Hiya, I am really glad I have found this information. Nowadays bloggers publish only about gossips and net and this is actually annoying. A good web site with exciting content, this is what I need. Thank you for keeping this web-site, I’ll be visiting it. Do you do newsletters? Can not find it.
https://www.electricpercolatorcoffeepot.com/10-top-coffee-bloggers/
Kruto, chto Parkina isspolzuet vsevozmogniye tehniki dla svoih idey. Tehnika, eto vsego lish sredstvo. Parkina operejaet te vremena, kogda tehnika bila konetchnoy ideey iskusstva, kak v 60-h. Ona na 100 shagov vperedi…