Яна Юхалова о выставке художника «Отчет о проделанной работе» в Галерее XL
В Галерее XL до конца этой недели проходит выставка Александра Повзнера «Отчет о проделанной работе». О том, как и зачем отчитывается современный художник, размышляла Яна Юхалова.
«Отчет о проделанной работе» – это уже третья персональная выставка Александра Повзнера в XL Gallery. Два года назад здесь же он выстраивал новый современный ландшафт – консьюмеристский, разумеется. Главной идеей этого проекта была модель супермаркета как поведенческий алгоритм: именно ее Повзнер очистил от всего лишнего и возвел в абсолют. В результате пространство галереи заполнили взгорья из гигантских разноцветных «пакетов-маек» вперемешку с тележками для покупок.
На нынешней выставке он, наконец, наполняет этот супермаркет товарами, выставляя аккуратные ряды исключительно белых гипсовых объектов на стендах c колесиками. Получаются идеальные витрины с выставки промышленных достижений очередного экспоцентра, которые здесь очевидно ненадолго – придет время и их перевезут в другое место.
Полный фотоотчет выставки 2013 года смотрите здесь
Подобная «однородность» для Повзнера не характерна: обычно в своих выставочных проектах он объединяет работы, столь разные по технике и используемым материалам – от found objects до монолитных скульптур из гранита – что, не зная заранее, угадать в них авторство одного человека практически невозможно. На этот раз мы, напротив, видим объекты, будто вышедшие с единого конвейера. Они яростно манифестируют имя своего создателя: на первом же стенде зрителя встречает таблица с надписью A. Povzner и указанием часов работы, а для оценки увиденного предлагается специальная валюта, измеряемая в povzner’ах.
Художник воплощает утопический идеал нового институционализма, сам становясь институцией. Он вершит свою собственную историю, вписывая в экспозицию прямые отсылки к своим предыдущим проектам (к примеру, здесь вновь появляются пакеты из супермаркета, – но уже лишенные цвета и аккуратно выстроенные по высоте). «Отчет о проделанной работе» старательно документирует все стадии творческого процесса: здесь и напоминающие академические штудии композиции с геометрическими фигурами, и скульптурные изображения животных, и поверхностные аллюзии на историю мирового искусства. Но при всем изобилии форм любые коннотации беспомощно повисают в воздухе: это скульптура без потрохов, объект без цели, художник без голоса.
Недавно британский BBC выпустил сериал, который, кажется, подвел черту всеобщей нынешней любви к зомби – социологи этот феномен поэтично именуют «зомби-ренессансом». В двух сезонах In The Flesh мы наблюдаем за тем, как излеченные обнаруженной, наконец, вакциной зомби пытаются вновь социализироваться в человеческом обществе. Их толерантно обозначают носителями «синдрома частичной смерти» и каждому выдают по баночке с тональным кремом, чтобы удобней было маскировать трупные пятна на коже.
Объекты, представленные в «Отчете о проделанной работе», оказываются идеальными носителями такого синдрома. Их уже обезвредили и стерилизовали, и теперь они покорно мимикрируют под условия, в которых оказались, не пытаясь перегрызть им аорту. Но собрав все их воедино, Повзнер добивается жуткого эффекта: в масштабах галереи разворачивается целый пост-апокалипсис в микроразмере. Должно быть, так выглядит искусство после смерти искусства, труд творца после конца истории. Повзнер вскрывает систему заранее предначертанных механизмов создания художественных объектов, наглядно демонстрируя ее абсурдность. И здесь не остается никого – ни художника, ни зрителя, – лишь только невидимый конвейер, маниакально штампующий мумифицированные произведения искусства.
Фото: Ольга Данилкина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.