Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели 16 – 22 марта

335        1       
23.03.15    ТЕКСТ: 

Короткий выпуск «Открытий недели», посвященный независимым и молодым: второй проект в галерее Red Square, пиксельные герои Ивана Тузова в галерее Марины Гисич и персональные выставки трех художниц – Оли Зовской, Сони Акимовой и Наташи Тимофеевой. 

«Урок контркультуры для начинающих», галерея Red Square, 16 марта

На второй выставке в галерее Red Square кураторы Наташа Протасеня и Маша Дудко продолжают разбирать вопросы насилия и власти  в этот раз обратившись к темам статуса произведения искусства, авторства и прав художника на него. Работа студентов Школы Родченко дана только описанием (и возможностью беседы по скайпу)  потому что это дипломный проект и по условию Школы должен быть впервые показан на выставке выпускников. Что это: оправданный здравым смыслом договор или насилие над творческой свободой? И вообще, где граница здравого смысла? Ее бликование, вернее, небывалая гибкость подчеркивает работа напротив  фрагменты текстов подобраны так, что становится очевидным их манипулятивный потенциал. Встречает же зрителя работа Ани Шиллер  стаканы с неким прозрачным напитком и название работы «Добро пожаловать в искусство». Удивительно, но к стаканами долго никто не притрагивался: табу выставочной этикетки оказалось прочным. На дальней стене зала  созданная уже кураторами проекция с высказываниями современных отечественных художников о том, кто такой художник сегодня и должен ли он что-то кому-то. Уже второй раз кураторам удается срежиссировать такую ситуацию вернисажа, в которой заявленная проблематика буквально физически переживается зрителем, даже в почти полном отсутствии произведений искусства как таковых. На этот раз это, возможно (на субъективный взгляд автора этого текста), растерянность морального выбора (между внутренними «да» и «нет», определяемыми условным социальным договором). Она проявилась в щемящей тишине в забитой битком галерее, которая прерывалась шепотом редких диалогов и периодическими призывами организаторов притронуться таки к напитку, несмотря на то, что он маркирован как произведение. Эта выдающаяся режиссура впечатляет, но и наталкивает на вопрос: где граница в вопросе насилия по отношению к территории произведения художника в работе самих кураторов? – О. Д.

Оля Зовская, «Горизонты ожиданий», галерея «Электрозавод», до 24 марта

Проект выпускницы ИПСИ Оли Зовской удачно вписывается в выставочный ряд галереи «Электрозавод». «Горизонты ожиданий» – это проект о работе времени и его следах и об искусстве как способе запечатлеть их в связях личной, локальной и глобальной общественной истории. И документальные фотографии, и объекты подчиняются именно этой цели, дополняя друг друга и подрывая технические основы медиумов. Локальные нарушения ритма, будь то неправильно положенная плитка на полу «Электрозавода» или облупившийся фасад какого-то здания, дополняют неумолимое действие истории: главный объект на выставке – это имитация плиточной кладки на какой-нибудь из площадей, которая легко превращается в место проявления и властной идеологии, и революционного порыва. Рядом – аккуратная музейная витрина, в которой под стеклом и в спичечном коробке лежит маленький камушек с Майдана – уже ставший историей и артефактом, спрессовавшим историю страны и мира. – Е. И.

Соня Акимова, «Дядя Дима. Графический моноспектакль», Лаборадория «Интимное место» (Санкт-Петербург), 17 – 23 марта

Выставка является развёрнутым графическим альбомом из 10 листов, посвящённых чеховскому мотиву навсегда отпущенных в никуда шансов на фоне уходящей эпохи. В качестве жителя-персонажа в листах поселяется дядя автора, почти дядя Ваня, только дядя Дима – дядя художницы, умерший в 2010 году. По многим параметрам Дядя Дима – довлатовский герой: пьяница, дебошир, стихийный перформансист, создатель индивидуального словаря, никудышный муж, посредственный отец, но, как водится, талантливый непрактичный человек, специалист по синусоидным поэтико-социальным перемещениям, для которого «путь вверх и вниз – суть одно и тоже». В представленных на выставке графических листах, как и в драме Чехова, будто бы ничего сверхъестественного и не происходит, но важно как раз именно это – всепожирающее ничто и несопротивление ему. Листы фиксируют определенны, нередкий в отечественных широтах «тип», и говорить о нем стоит еще и потому, что все мы неединожны сталкивались с ним. Жизнь чеховских героев – сюжет для небольшого рассказа и одновременно компактно упакованные страдания и радости длинной жизни: «Все философствуют. Никто ничего не делает». – Марина Мараева

Иван Тузов, «Развирт/Ремейк», Галерея Марины Гисич (Санкт-Петербург), до 16 мая

Человек-пиксель, как его называют в петербургской художественной среде, Иван Тузов представил работы, выполненные в уже классической для него манере пиксельного изображения, но в новой технике наборной керамической плитки. Шутливо-примитивные Ленин, Гитлер, Микки Маус, Чебурашка и другие, одним словом, зверушки обретают новое ощущение монументальности, отсылая к традиции советского декоративно-монументального искусства, когда прикладное сливалось воедино с идеологическим. На выставке Тузова новые старые идеалы и иконы актуального массмедийного общества танцуют танец маленьких лебедей, сношаются, хоронятся, доминируют и властвуют – в общем делают все то, из чего состоит наша обыденная жизнь и чем наполнены современные СМИ. Совершенно загадочный феномен популярности работ Ивана Тузова раскрывается на этой выставке – очевидно, чтобы быть принятым широкой аудиторией, нужно говорить на понятном ей языке элементарной компьютерной иллюстрации вне зависимости от избранной основы и материала. – Лизавета Матвеева

Наталья Тимофеева «Ключевые слова, галерея «Триумф», до 5 апреля

В новой выставке (второй персональной и первой в галерее «Триумф») Тимофеева разивает давний проект, связанный с собственной диссертацией. Жизнь художницы «в миру» оказывается центральным предметом переживания в поле искусства. По стенам зала развешены большие полотна с однообразным, но вариативным изображением: текстом научных статей художницы. Он покрывает пространство сплошняком, без абзацев и красных строк, разнясь от холста к холсту только размером шрифта и, соответственно, площадью выносимого на обозрение фрагмента. Венчает ряд холстов массивная скульптура забытой буквы ижица в человеческий рост. Буквы и пробелы, фрагментарно соотнесенные с живописной плоскостью, обнаруживают свой изобразительный потенциал и в то же время ставят под вопрос ценность своего прямого содержания. Подобная проблематика отнюдь не нова и отработана не одним поколением художников  впрочем, это отмечает и сама художница в тексте к выставке, делая акцент на том, что для нее важнее здесь личное переживание. Сложно согласиться с тем, что последнее оправдывает обращение художницы к подобной проблематике, тем более, что ее предыдущая персональная выставка в галерее «Электрозавод» сводилась к небезынтересной работе с пространством и многих положительно удивила. – О. Д.

Фотографии: Ольга Данилкина, Ольга Мешкова, галерея Марины Гисич

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.