Персональные проекты Наташи Тарр, Ирины Дрозд, Димы Филиппова и Анны Терешкиной, а также выпускная выставка студентов Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб».
Персональные проекты Наташи Тарр, Ирины Дрозд, Димы Филиппова и Анны Терешкиной, а также выпускная выставка студентов Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб».
Пространство Резиденций – вполне себе жилое и обитаемое в свободное от выставок время – оборачивается белым кубом. Бытующая здесь обычно мебель частично умышленно оставлена – кровати, столы, диван, – но обращена режимом выставки в часть произведения. Вторая его часть – собственно созданные художницей объекты (грань между созданным и «оставленным» где-то почти не очевидна). Минималистичная мебель, напоминающая марку IKEA (проповедующую демократичностью как одну из главных ценностей), «украшена» объектами художницы. На стенах – полотна с популярным на обоях отечественных стен рисунком «гранат», абстрактными пятнами и некими объемными кубическими наростами; на полках и столах – вроде бы одинаковые (штампованные), но при ближайшем рассмотрении все же различные (уникальные) кубы из дерева, ткани, гипса. Пространство для искусства или искусство для пространства? С изрядной смелостью Наташа Тарр решается балансировать где-то на грани, и проект свалился бы в последнее, если бы не мощный критический щит пространства самой «Фабрики». – Ольга Данилкина
Первая выпускная выставка студентов Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб», под предводительством покинувшей «Манеж» Ольги Шишко и Андрея Паршикова, получилась сумбурной и скучной. Долгий путь в четыре этажа начинается с холодных шотов «Ягермайстера» и заканчивается уже показанной в «Манеже» работой Марии Сакирко о личной памяти и памяти места. Между – несколько видеоинсталляций, фотографии, пара объектов и даже выставка внутри выставки («Почему Нельзя Делить на Ноль», куратор – Мария Крамар). В большинстве своем эксплуатирующие сюжеты на злобу дня, переведенные на язык искусства (пожар ИНИОН, сбитый боинг и т.д.; Злата Понировская, Евгения Долинина), или погружающие в ворох личных и по сути ничего не значащих переживаний (Даша Гусакова, Марина Рагозина). Между личным и общественным здесь пролегает пропасть, вырытая отсутствием всякой рефлексии и дистанции по отношению к происходящему – будь это переживание внутреннего опыта или трагедия, превращенная в медиаобраз. Большинство выпускников «МедиаАртЛаб» будто вовсе не слышали тезис, что личное – это политическое; их работы заперты и герметичны настолько, что уже не несут никакого смысла – и острые сюжеты здесь уже не помогают. Личное превращается в «духовку», политическое – в конъюнктуру. Эти работы – новые ноль-объекты, бессмысленные и пресекающие всякую коммуникацию.
Исключение составляют немногие – те, для кого импульс исследования важнее результата. Это Елена Коптяева, в меньшей степени – Алиса Таежная (ее работа «Гостиная “Прайм-Тайм”» напоминает одновременно и ответ на высказывание Штокхаузена о главном произведении современного искусства, и концовку фильма Dial H-I-S-T-O-R-Y Йохана Гримонпре), Глеб Нечаев, Мария Сакирко и Мария Крамар (о ее выставке «Почему Нельзя Делить на Ноль» Aroundart.ru расскажет подробнее), которые, хочется надеяться, еще не до конца раскрыли свой потенциал. – Елена Ищенко
В основу графической серии работ и выставки в целом, которую курирует Дмитрий Озерков, легли воспоминания о юношеских терзаниях. На всю галерею орет Кристина Си и рэперы 1990-х – плейлист составлен из треков, которые слушала сама Ирина в подростковом возрасте и которые слушает сегодня ее тринадцатилетняя племянница. Живопись в золотых рамах с надписью баллончиком «соси лох», крупноформатная графика с мрачноватыми детьми в шапках с переводными татуировками на теле и телефонами в руках, вырванные из дневника художницы страницы со стихами, вопросами и любовными страданиями, целая коллекция сефли, мемов и фанатских плакатов – Ирина собрала образы и символы, которые составляют жизнь обычного безрадостного подростка.
На втором этаже галереи Озерков и Дрозд превратили привычный white-cube в типичный подъезд блочного дома спального района. Наполовину выкрашенные зеленые стены затеганы, исписаны и изрисованы: «Учи уроки», «Sex and only sex», «Гера лох», «Алеша ты нам нравишься», «Все уроды», «Ну и дуры»… Здесь же видео с качающейся на качели племянницей Ирины, уткнувшейся в телефон. В углу вокруг камина разбросаны окурки и мятые банки. Бунт внутренних максималистов, сидящих внутри куратора и художницы, которые, говоря терминологией Дмитрия Юрьевича, не «перебесились», – выглядит впечатляюще и внушительно, но не более того. – Лизавета Матвеева
«Эхо чего-то прекрасного» – это даже не выставка Димы Филиппова. Фактически на ней нет его работ – только отголоски прошедших выставок, важных встреч и проектов. Через галерею – зеленая стройсетка Наташи Тимофеевой, рядом – площадная плитка с только что закрывшейся выставки Оли Зовской, в углу – «Революционная ось» Екатерины Васильевой и Ганны Зубковой, за стенкой – труба-коридор Насти Кузьмой. Все эти работы были сделаны в галерее «Электрозавод», все они обсуждались с Димой Филипповым, одним из ее основателей. На видео угадываются их следы: вот длинной дорогой протянулась красная лента по холмам Дивногорья, вот торчащие из земли палки где-то в Алтае – работа, сделанная Филипповым, только для одного зрителя – его отца, там же – периметр разрушенного дома, выложенный красной нитью. Отец Димы – главный герой этого проекта, в «Треугольнике» – еще одно видео с ним, долгая беседа. «Эхо чего-то прекрасного» – это длинный рассказ о том, как рождается искусство, как в долгих разговорах возникает и разгорается его искра идеи, об укорененности и стремлении. Эта выставка, в первую очередь, о коллективе, о круге, из которого возникает художник со всеми своими работами и идеями, фактически – о дружбе и солидарности, которые оказываются одной из немногих действенных форм отказа от участия в заданной системе.
(И все было бы действительно так, если бы не музыка, которая сопровождает видео в галерее «Электрозавод». Медитативная музыка превращает его в иллюстрацию для National Geographic или видео, которым предлагают скрасить ожидание в очереди в кабинет зубного врача. Хорошо, что людей было много и ее практически не было слышно). – Елена Ищенко
Выставка состоит из полевых заметок и рисунков, сделанных в режиме авторисования и автописьма во время телефонных звонков маме. Анна Терешкина – современная художница, куратор, придерживающийся левых и профеминистских взглядов. Мама художницы, по образованию психолог, в 2009 году пришла к православию и отношения между матерью и дочерью, до того бывшие близкими и доверительными, за несколько месяцев превратились в нечто очень натянутое. У каждой стороны конфликта есть своя логичная версия обстоятельств и причин произошедшего отдаления.
Официальная пропаганда Первого канала подливает масла в их холодные отношения. Мать и дочь спорят о политике, религии, иерархии, предназначении женщин и художниц. Художница пытается усмотреть в текущем положении дел потенциал для сближения. Не желая отказываться от своих убеждений и руководствоваться мотивами кровной солидарности, она приняла решение двигаться навстречу к Другому, руководствуясь живым интересом к его личности и не покидая поля современного искусства. Поле современного искусства и остранение как метод дают возможность анализа эмоциональной ситуации без подавления эмоций. Выставка Анны Терешкиной – прекрасный пример отстраненной работы с эмоциями, экспозиция наполнена эмоциональными репликами как художницы, так и ее мамы. Причем не всегда возможно сказать чья прямая речь сейчас перед тобой: «Искусство – первое, чем нужно заниматься, если хочешь остаться собой. Искусство – последнее, чем можно заниматься, когда вокруг – война и разруха. Пусть хотя бы моя мама будет спокойна, зная, что я ей позвоню».
Выставка имеет и интерактивное измерение: в выставочном пространстве оборудовано место для совершения «трудного» звонка и сопутствующего ему сеанса автоматического письма/рисования. Художница предоставила всем желающим свои письменные принадлежности и телефон, по которому можно совершать как местные так и междугородные и международные звонки. Получившийся рисунок можно разместить в экспозиции или забрать с собой. – Марина Мараева
Фотографии: Елена Ищенко, Владимир Михайлуца, Ольга Данилкина, Ольга Мешкова.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
Дорогая Елена Ищенко, моя работа сделана за полгода до пожара в ИНИОНе, twimc пожар в Александрийской библиотеке произошел больше двух тысяч лет назад, а вы читайте в следующий раз что написано: http://cargocollective.com/ponirovskaya/451-Mediaartlab-diploma
Злата, спасибо за ссылку, можно вспомнить сотню образов с горящими книгами, но вряд ли вы используете в своей работе кадры с пожара в Александрийской библиотеке. Вы в своей экспликации упомянули пожар в ИНИОН, значит, работали и с этим контекстом (не в момент создания работы, а в момент экспонирования).
[…] «Электрозаводе» открылась персональная выставка Димы Филиппова. Ждем его участия в следующей […]
[…] (к слову, подобной проблематики не первый раз касается Дима Филиппов в своей последней выставке). Так предприятия былой славы оказываются на обочине, […]
Работали с контекстом уже немножко лучше, чем эксплуатация на злобу дня. Или вы не различаете этих вещей? Я понимаю работу Долининой, кстати, и так же не согласна с тем, что это эксплуатация. я не знаю, говорят ли вам что то слова found footage, материальность цифрового, но если вы хотите разобраться в этой теме, я могу вам помочь.
Злата, я считаю, что от «работы с контекстом» один шаг в сторону «травмы как сюжета» и приема, и один шаг в другую сторону, в сторону исследования. Первое направление, по-моему, регрессивно и потому эксплуатационно в своей основе, и именно его я увидела и в вашей работе, и в работе Долининой. Я не увидела собственно исследования, не увидела нового смысла, который мог бы возникнуть как результат вашей работы с этим контекстом и с этой темой. Что касается, found footage, то у меня даже на эраундарт есть материал про этот метод, написанный к прошлогоднему фестивалю Видеофокус.
[…] (к слову, подобной проблематики не первый раз касается Дима Филиппов в своей последней выставке). Так предприятия былой славы оказываются на […]