Карина Караева о новой чувственности Софи Калль, чья ретроспектива Modus Vivendi проходит сейчас в La Virreina Image Centre в Барселоне.
Карина Караева о новой чувственности Софи Калль, чья ретроспектива Modus Vivendi проходит сейчас в La Virreina Image Centre в Барселоне.
Происходящее сейчас наделено таким опережением, что мы никогда не сможем его настигнуть и познать настоящий облик.
С. Калль. Отрывок из текста к работе «Другой»
Обнаружить себя в ситуации, когда память становится одновременно трагедией и комедией, означает максимальное доверие искусству. То, что делает Софи Калль, сейчас уже в меньшей степени можно отнести к гендерной производственности, скорее, это форма очень точного, авторского, личного отстранения идеи новой чувственности. Стать свидетелем – не основная задача Калль, а скорее вытекающая перцепция каждой из ее работ.
Софи Калль достаточно ироничный художник. Чтобы не вдаваться в особенность построения ее сознания, достаточно сказать, что собственные переживания она склонна рассматривать как остаточные знаки времени, в котором уже не существует героя, переживания и боли. В этом смысле ее работа, в которой письмо друга/любовника/самой главной истории ее жизни тотально десакрализуется, становится как раз признаком новой чувственности (Take Care of Yourself, 2007). Калль отдает это письмо на растерзание – его читают знаменитые актрисы, певицы, писательницы, философы, в общем количестве ста семи, насмехаясь и презирая его. Они прочитывают его миллионы раз, разрывают на куски, отдают на поедание попугаю, поют его текст, в котором только одно – признание в отсутствии любви. Софи Калль в этом смысле, возможно, совпадает по степени цинизма с Андреа Фрейзер, которая воспроизводит, точнее, вытесняет эмоциональную боль методом самой боли, перенесенной на другого.
Калль как раз существует в границе другого – любовника, которого она предельно обнажает – буквально и метафорически. Однако эта метафора в большей степени касается самой Калль, чем ее героев. В конечном счете в борьбе с порой надоедающими откровениями, приходится ловить себя на мысли, что здесь есть какая-то пресыщенность, ненужный объем, максимальная вычурность, даже пошлость. Но Калль отдает себе отчет , что исполняет роль, играет в маску. Единственное ее переживание все равно остается за кадром. В этом смысле тем более любопытно, как выстраивается система маски. Во-первых, через персонажа. Во-вторых, посредством мифа. В-третьих, в нарушении табу. Естественно, что эти признаки перемежаются между собой.
К примеру, миф. О нем можно говорить применительно к серии «Слепые» (1986). Софи Калль опросила нескольких невидящих людей о том, чем для них является образ красоты. Этот образ красоты в конечном счете стал элементом метаязыка Софи Калль и метавысказывания персонажа. Похоже, Софи Калль надевает здесь двойную маску. С одной стороны – она также слепа, как те слепые, которым она задает один и тот же вопрос, с другой – она, снова как слепая, спрашивает саму себя о красоте и ее вселенском присутствии. Естественно, что художник крадет изображение у слепых, однако он же его достраивает. То есть, Софи Калль предлагает тот образный метафорический язык, который вытесняет его эстетический потенциал. Есть представление о красоте и существует возможность его буквального воплощения (представление о море аналогично его фотографическому воплощению, почти документальное перенесение вербальной идеи), которая Калль присваивается в качестве идеи прекрасного.
Здесь как раз парадоксальным образом проявляется уродливое: в силу крайней предсказуемости фотографических кадров, не возникает их естественная перцепция, вглядывание/рассматривание строится на уровне глаз персонажа, закрытых или полузакрытых, поднятых наверх или сильно опущенных вниз, одним словом, глаз слепых. Через это отсутствующее зрение Калль пытается манипулировать сознанием зрителя, его представлением о чем-то более, или менее конкретном. Это конкретное есть у художника – слепой (Blind, 1986), любовник (Take Care of Yourself, 2007), воображаемый муж (Double Blind (No Sex Last Night), 1992) и естественно вся мифология личной, сексуальной, эмоциональной, вытесненной, закомплексованной мифологической и десакрализированной жизни Софи Калль (True Stories/Autoboographies, 2010 и конечно же L’Autre, 1992). L’Autre/«Другой» на самом деле становится квинтессенцией художественного/личного поиска Софи Калль. Художник выбирает некий объект – более или менее чувственный, передает ему собственную чувственность, сначала боится и стесняется, а потом, наконец, открывая глаза, приобретает новое зрение. Поэтому в Софи Калль скрыто все сомнение, эмоциональный всплеск и боль, которые естественным образом выделают каждого адепта и делают его исключительным, но одновременно объединяют сознание тотального чувства, связанного с эвфемизмами «любовь» и «жертва».
Modus Vivendi, La Virreina Image Center, Barcelona, 2015 // Фото: www.perrotin.com
Полный каталог проекта Take Care of Yourself (2007) можно посмотреть в библиотеке МСИ «Гараж».
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.