Самоорганизованные инициативы художников в Москве: галереи АВС и «Офис»
Продолжение исследования Саши Шестаковой, посвященного самоорганизованным художественным пространствам Москвы последних 15 лет. Во второй части — о галереях АВС и «Офис». Первую часть текста читайте здесь.
Галерея ABC стала логичным продолжением практики одноименной художественной группы. Получив пространство на Арт-стрелке, художники Наталья Стручкова, Максим Илюхин и Михаил Косолапов начали показывать в нем работы близких себе по духу художников. Максим Илюхин определял направления площадки как «евроремонт» и «пост-компьютерное искусство». Под это определение попадали самые разнообразные авторы: Михаил Лейкин и Маша Сумнина, Оля Божко, Стас Шурипа, Анна Титова, Александра Сухарева и Валентин Ткач. Политика галереи обсуждалась в ABC точно также, как и выставки группы в различных пространствах. Чуть позже появился «Офис» из мастерской Максима Илюхина, которого на тот момент интересовал феномен совместной работы нескольких художников. В случае «Офиса» невидимый зрителю, пришедшему на вернисаж, процесс был гораздо важнее результата. Это роднит «Офис» с ныне существующим «Электрозаводом», о котором речь пойдет в одной из следующих частей.
Максим Илюхин:
Галерея ABC появилась в 2004 году. К тому моменту мы выработали стратегию: когда нас приглашали на какую-то выставку и спрашивали, что мы там сделаем, мы говорили, что мы откроем офис. И дальше уже внутри этого офиса мы могли решить, что мы там будем делать. В 2004 году Владимир Дубосарский пригласил нас на Арт-стрелку. Сначала это было предложение участвовать в выставке, но потом — сделать не одну выставку, а серию. Нам предложили занять пространство и платить за него аренду. Сначала мы сделали три выставки группы ABC, которые открывались каждые 3 недели. Сделав три такие выставки, мне захотелось изменить режим и пригласить художников, которые мне были интересны. Я это обсудил со своими товарищами по группе, и они со мной согласились.
Когда я встречался с художниками и рассказывал им про галерею ABC, я говорил, что нам интересны две темы: «евроремонт», который тогда еще был популярен, и «пост-компьютерное искусство». На тот момент мне казалось интересным замечать какое-то влияние компьютера как инструмента на результат работы художника. Иногда это было влияние инструмента производства, а иногда — инструмента раздумия.
Мы сами понимали, что галерея — это органичный этап развития группы ABC, название которой расшифровывается как Art Business Consulting. Нам даже удалось продать несколько работ, что дало возможность галерее существовать дальше. Как группа мы сотрудничали с галереей XL, но точно так же группой мы обсуждали деятельность в галерее ABC. Когда я снял «Офис», я стал один заниматься этой программой.
Выставки в галерее ABC 2004–2006
Галерея «Офис» возникла из моего желания иметь мастерскую, которую я также мог бы использовать как площадку для выставок. Я планировал найти мастерскую с коллегами из ABC, но на тот момент у них уже были мастерские и им не захотелось оттуда съезжать. К 2009 году я понял, что на вопрос о том, что я делаю как художник, я отвечал, что я делаю выставки. Мастерская — это тоже возможная площадка для того, чтобы делать выставки. Выставка стала для меня форматом, в котором можно работать и внутри мастерской, и в галерее, и в музее, где угодно.
Где-то к 2011 году мне стал интересен момент «работы рядом», когда художники вроде бы занимаются каждый своим делом, но при этом находятся рядом. «Офис» стал формулой работы рядом. Вообще во время работы с ABC я имел возможность наблюдать выставку в течение месяца — от обсуждения до демонтажа. Такой тип взаимодействия с художественными произведениями показался мне интересным — я понял, что в этом есть мое личное внимание. Работу я вижу не на вернисаже, а в разное время, иногда занимаясь какими-то своими делами, иногда созерцая произведения, иногда разговаривая с ними.
Я думал о том, что могут существовать разные формы взаимодействия между людьми. Один что-то придумал, а другой приходит и пользуется придуманным. Совсем другое — когда встречаются две стороны и у них нету законченного предложения одного к другому, при этом есть желание сотрудничества, но нет определенного предмета этого сотрудничества. Происходит процесс выработки того, что же будет между ними. Вопрос обсуждения, когда нет предмета — это интересный момент. Этот опыт каждый из участников может трансформировать во что-то еще.
Выставки в галерее ABC 2007–2009
В ситуации, когда весь мир существует в условиях обмена, можно уже ничего не создавать, а обмениваться тем, что есть. Но когда чего-то нет, его нужно создать. Вот тогда и требуется модель со-здания, когда несколько участников начинают думать о том, что они могут сделать вместе. Самым важным оказывается совместный взаимный опыт. Понятно, что можно считать любой индивидуальный опыт опытом становления, конструирования, но в ситуации не одного, а двух и более людей есть возможность получить какие-то внешние подтверждения того, что что-то меняется.
Существует одна модель, в которой есть мастерская и в ней сидит художник, потом он выносит то, что он там сделал, и показывает. Есть другой формат, когда есть несколько участников и им приходится обсуждать этот предмет, который будет создан. Тогда произведение, которое выходит из такой мастерской, имеет иные качества, связанные прежде всего с тем, что оно обсуждается несколько раз, оно становится более вербализированным.
Выставки в галерее «Офис» 2011
Наталья Стручкова:
Мне, как заскорузлому интроверту и закомплексованному психастенику существование галереи АВС крайне помогало справляться с личностными проблемами. Для меня это был такой непрекращающийся опыт коллективной психотерапии. После подростково-студенческой жизни много лет у меня так и не было человеческого объединения, с которым я бы могла хоть как-то объединяться и коммуницировать. Выставка — отличный повод для рабочей коммуникации, которая порой перерастала в личную. Повод для переживания сопереживания. Можно сказать, что галерея АВС создала этот круг общения, в котором наконец-то появилась возможность проявить себя среди равных, обсуждать то, что действительно интересно. Максим Илюхин, обладая исключительной чувствительностью к «современности», аккумулировал вокруг себя неожиданных персонажей из совершенно разных галактик, помещая их в контекст собственного видения: от уже умершего неизвестного концептуалиста Армена Бугаяна до 13 летнего Егора Ракиты, любителя изобретать роботов.
Наблюдая, как работают другие художники, помогая им в процессе монтажа, волнуясь и злясь вместе с ними, я радовалась, что обретаю грандиозный опыт. Часто казалось, что мы затеяли нечто безумное и нереализуемое, как, например, завалить фасад стиральными машинками в проекте Иры Кориной, или выставить в 9-метровой галерее одновременно 15 художников в проекте МИНИ. Когда вдруг общими усилиями это реализовывалось накатывали заслуженные эндорфины. Экспериментальность, легкость и игровая свобода создавали то удивительное коммуникационное поле, которое и притягивало к нашей галерее все больше и больше общественного внимания и новых предложений.
Выставки в галерее «Офис» 2012
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] Вторая часть […]
[…] Предыдущие части можно почитать здесь: I, II, III […]