О курсе Норы Шульц и где найти на него средства
В рамках рубрики об арт-образовании художница Ирина Петракова делится своим опытом учебы на курсе Норы Шульц в Летней академии искусств Зальцбурга — зачем туда ехать, что вас ждет и где на все это найти средства.
Я прилетела в Зальцбург в воскресенье и первое, что увидела — сказочно красивые высокие горы. Общага, куда мне нужно было добраться, находилась, судя по карте, где-то на окраине города — так и оказалось. Автобусы ходили по воскресному расписанию (то есть раз в час или два). Я проехала свою остановку и мне пришлось долго возвращаться с тяжелой сумкой (я везла материалы!). Все было очень непривычно. Ужасно хотелось есть, но ничего похожего на кафе или магазин рядом не было. Был выходной и ничего не работало. И только одинокое кафе тибетской кухни где-то на задворках спасло меня. В общем, первый день был странный и неудачный, но в понедельник я пошла в академию и все стало хорошо.
Зальцбургская летняя академия (Salzburg International Summer Academy of Fine Arts) — одна из известных школ файн-арта, основанная Оскаром Кокошко еще в 1953 году. Совсем недавно она отметила 60-летие. Работает академия только летом в формате интенсивов по 2–3 недели. Это удобно, если вы хотите попробовать какие-то новые дисциплины: например, никогда не занимались фотографией. Каждый год в течении трех летних месяцев в академии проходит порядка 20 курсов по живописи, скульптуре, фотографии, есть даже резьба по камню и ювелирка. Про школу мне когда-то рассказала Ольга Чернышева, которая там преподавала. Вообще в школе много известных преподавателей, в этом году, например, были курсы Ирины Наховой, Тобиаса Цилони, Дага Эшфорда. Помимо самих курсов каждый день проходят встречи с худжниками и кураторами, лекции. В один из дней встретила Екатерину Деготь, она читала лекцию о кураторстве, также были лекции Давида Риффа и Луис Камнитцер.
В основном в академию приезжают практикующие художники, которые хотят расширить свои знания, технические навыки и международные связи. Собственно, за таким набором поехала и я, выбрав курс Норы Шульц по скульптуре. Курс назвался «Терминал +» и предлагал художникам поразмышлять на тему идентичности, своего места и как «непосредственная действительность» может быть интегрирована в художественное произведение. Тема показалась мне интересной, и скульптура — это то, что меня волнует сейчас, то, как она меняется, каковы ее проблемы, а также вопросы о том, где граница скульптуры и инсталляции, что дают новые материалы, что такое скульптура как процесс.
Зальцбург — красивый дорогой город, расположенный почти на границе с Германией. Знаменит он тем, что в нем родился Моцарт (и он тут, конечно, повсюду). Сюда очень любят приезжать азиаты и итальянцы. В августе, пока я была в академии, тут проходил Зальцбург-фест — весьма известное мероприятие, собирающее мировые оперные премьеры. Кроме того в городе есть музеи и красивые горные озера вокруг.
Академия находится в старом замке на вершине горы, в самом центре города. Крепость открыта для туристов, до нее нужно подниматься на фуникулере, а мне очень нравилась идея каждый день подниматься в гору пешком. Первые два дня это было тяжело, а на третий я перестала задыхаться и через неделю могла несколько раз в день спускаться и подниматься. Учитывая роскошный горный воздух Зальцбурга и чистую воду, которую даже в ресторанах наливают из под крана, у меня получился такой рабочий рехаб, санаторий для художников.
Добраться из общежития до центра города удобней всего на велосипеде. Аренда его достаточно дорогая — почти 100 Евро за три недели, но свой я нашла на помойке около общаги, а потом оставила его у вокзала, когда уезжала, с запиской, что, если вам нужен, можете взять. Кстати, помойки в Зальцбурге роскошные! Чтобы не тратиться на материалы, я собирала их по округе. Соль, листы алюминия, коряги и т.д. В городе есть свой scrapyard, куда прилежные горожане привозят свой страфф и разделяют по контейнерам, это место — мечта для современного художника!
Как я уже сказала, курс по скульптуре Норы Шульц назвался «Терминал+». Помните фильм Спилберга «Терминал» с Томом Хэнксом? Про парня, который застрял в Аэропорту им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке, потому что пока он летел, его государство Крокожия перестало существовать, и американские власти не признавали свежесозданное государство. Именно о таком «зависании», потери идентичности, предлагала подумать Нора. Тема курса была известна заранее, и в целом я понимала, что хочу сделать, но конечный результат все-таки был неожиданным для меня. Возможно, это все горный воздух, а, может, во многом благодаря материальной базе.
Об этом хотелось бы сказать чуть подробней, так как в московских институциях с этим большая проблема. В студии нашего курса было все: начиная от циркулярной пилы по дереву, заканчивая сварочным аппаратом для более сложных штук. Не нужно каждый раз искать кого-то, кто может сварить тебе две палки, потому что ты можешь сделать это сам здесь и сейчас. Даже если не получилось с первого раза, обязательно получится со второго или третьего. Гипс, бетон и какие-то расходники, конечно, пришлось купить (например, блестки). А старые колготки, в каких обычно хранят лук, я привезла из Москвы. Также я привезла фотографии, марки, какие-то мелочи, которые использовала в своей работе.
Ирина Петракова
Первую неделю все присматривались к друг другу, знакомились. День проходил примерно так: в 10 утра мы все встречались в студии за большим столом — пили кофе (только на территории Академии можно купить кофе за 50 центов, в городе он обычно стоит 3,6 Евро, что я считаю полнейшим грабежом) и рассказывали про себя, показывали свои CV, объясняли, кто над чем работает. Я обратила внимание на то, что студенты европейских арт-школ совсем по-другому работают, им часто не важен конечных результат, каким выйдет объект или скульптура, для них важнее процесс. И собственно этот процесс становится работой. Они смело экспериментируют с материалами, используя органические и не очень исходники.
Параллельно с презентациями Нора предлагала к прочтению тексты — Розалинды Краус, Джудит Батлер. Кто-то из ребят предложил текст Рэма Колхоса Junkspace, его тоже потом обсуждали, переваривали, спорили. На создание работ было отведено две недели, в течение которых мы также многое обсуждали — уже работы, идеи, процесс, то, что получается, а что нет. Финалом стала однодневная выставка в студии.
Мне было интересно наблюдать за процессом, интересно было посмотреть, что в итоге получилось, что там у европецев в идентичностью. Ребята сделали очень разные работы (хотя многие, как и я, использовали материалы, найденные на помойке), но важным мне показалось то, что никто не привязывался к теме, скорее, все делали то, что они делают обычно, над чем работают. То есть они скорее показали себя, а терминалом стало само это место, академия.
Джулия из Швеции работает с очень женственными материалами — крем для душа, мыло. Даже формы ее скульптур женственны и утонченны. И в Зальцбурге она сделала очень нежные ранимые объекты, используя воск и ткань. Мне очень понравилась скульптура инсталляция Светланы Стейн из Лондона. Она создала сайт-специфик работу, используя помещение нашей студии — это старая крепость со сводчатыми потолками. Выявив его основные знаки, атрибуты католического храма, она создала свой храм со своим иконостасом, используя бумагу, найденные объекты, видео. Лаура из Германии сделала перформативную работу — слепки определенных мест своего тела,используя гипс и жидкость для аккумуляторов портативного холодильника.
Я остановилась на традиционных материалах — метал, гипс, дерево и т.д. Я думала об идентичности, опыте и памяти, и мне хотелось создать эдаких монстров, которые, как твое прошлое, преследуют тебя. Отсюда и эти колготки с луком. Я вдохновлялась нереализованными проектами архитектора Мельникова и российской треш-культурой.
Думаю, Нора осталась довольна нашими работами, ребята, в принципе, тоже. На финальной выставке все представляли свои проекты — рассказывали как и над чем работали эти три недели, какие сложности возникали в реализации и работе с материалами, и темой в целом. Совместно обсуждали и высказывали свои мнения о том, что удалось в проекте, что не совсем. Кто-то из ребят говорил о том, что такой опыт пересмотра и поиска идентичности открыл новые горизонты и идеи для будущей работы.
В летнюю академию приезжают совершенно разные люди разных возрастов и уровней подготовки. Со мной на курсе учились в основном молодые студенты европейских арт-школ из Франции, Швеции, Германии, Австрии, Дании, была одна девушка из Москва, которая училась в Британской высшей школе дизайна. На других курсах я видела людей за 50 и даже, может быть, больше — европейцы, которые всегда хорошо выглядят, поэтому не поймешь, сколько им лет, пока не спросишь.
Атмосфера в академии очень позитивная: все общаются, знакомятся, ходят друг другу в гости. Мы с ребятами с курса ходили в музеи и бассейны, на выпускные других курсов, на вечеринки и открытия выставок, например, в Periscope Artist-run Space (сайт правда их что-то не работает, но место классное) в Зальцбурге, вместе готовили в студии ужины.
Живут студенты академии в нескольких корпусах общежития, которое находится относительно недалеко от центра города. В нем есть одноместные номера, а есть номера, состоящие из двух комнат с санузлом и кухней, последние дешевле. В самом большом комплексе есть бассейн и велопрокат. Интрерьер сделан очень просто, но есть все необходимое. Вообще общежитие нельзя назвать спокойным местом: почти каждый день во дворе кто-то устраивал вечеринки со всеми вытекающими последствиям. А еще к моей соседке приехал бойфренд-бразилец. Так я узнала, что бразильцы очень громко занимаются любовью, громче, чем вечеринка во дворе. Но это все это очень весело, а главное — помнить, что в воскресенье ничего не работает, даже кафе, и можно остаться без обеда.
Участие в программе, конечно же, платное, но есть возможность подать заявку на грант. Ее можно заполнить на сайте академии, нужен самый минимум документов и простой аппликейшн. Программу курсов на следующий год объявляют в декабре, заявку нужно подать не позднее апреля. К апликейшн нужно приложить CV и, если есть, рекомендательное письмо. Грант предусматривает оплату курса (обучение в школе стоит порядка 800 Евро за курс) и 650 Евро на оплату проживания и перелета. На сайте также есть список фондов и компаний, которые выдают гранты. После учебы мне прислали анкету, где один из вопросов был о том, знаю ли я, кто дал мне грант, и хочу ли я встретиться с этой компанией. Я ограничилась словами благодарности, но вообще это очень правильно. Гранты в России — редкость, и круто, что фонды Австрии помогают иностранным художникам.
Фото: Ирина Петракова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] […]
Ирина, здравствуйте! Спасибо большое вам за эту статью и полезную информацию, в интернете не так много русскоязычных статей по поводу летней школы. Скажите, возможно ли написать вам на email? хотелось бы задать вам несколько вопросов по поводу подачи заявки на грант. Спасибо большое!
Добрый день, Анна. Конечно! Можете написать в сообщении в фб
Ирина, а через сколько обычно приходит ответ? Через месяц?