Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Харьков

Территория не-безопасности

479        2       

Виктория Бавыкина о прошедшей в Харькове выставке под кураторством Виктории Бегальской «Транс-люди. Состояние не-безопасности».

18.03.16    ТЕКСТ: 

«Транс-люди. Состояние не-безопасности», куратор Виктория Бегальская. Харьков, Ermilov Centre, 15 февраля — 16 марта, 2016

Лада Наконечная (Киев). Домашние, документация интервенций Kircneh Summit Дагни Якубовской (Краков, Польша)

Лада Наконечная (Киев). «Домашние», документация интервенций Kircneh Summit Дагни Якубовской (Краков)

С 15 февраля по 6 марта 2016 в харьковском центре современного искусства Ermilov Centre прошла выставка под кураторством Виктории Бегальской «Транс-люди. Состояние не-безопасности», в которой приняли участие 17 художников из Харькова, Киева, Санкт-Петербурга, Москвы, Осло и Сиднея. Инициатором проекта и автором концепции выступила профессор кафедры теории культуры и философии науки Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина Ирина Жеребкина. С подробным отчетом — Виктория Бавыкина.

Еще до погружения в экспозицию неподготовленный зритель сталкивается с некоторыми сложностями в интерпретации выставки. В самом начале возникают проблемы с названием проекта и находящемся в нем словом «транс»: распространенные и для большинства неприятные ассициации с данным термином до сих пор вызывают в массовом сознании или страх, или злость, или отрицание. И даже если зритель все-таки решился прийти на выставку, первый объект, что попадется ему на глаза, лишь подтверждает стыдливые предположения — огромная фотография бесполого Человека-тигра авторства Николая Олейникова. На этом представление, полное стереотипов, страхов и клише, утверждается с новой силой. У куратора проекта — специально или нет — получилась очень удачная игра с харьковским менталитетом, совершенно не адаптированным к современному искусству. Впрочем, эта характеристика справедлива не только для Харькова, а в разной степени для многих городов бывшего советского блока.

Николай Олейников (Санкт-Петербург). «Без названия (из сериии Тощии)»

Николай Олейников (Санкт-Петербург). Без названия (из сериии Тощии)

Хотя после преодоления себя, рискнув увидеть все самое «плохое» и «постыдное», что ожидает зритель и что так подстегивает его любопытство, можно встретиться с еще одной сложностью. Ведь объединить в одну картинку голого человекоподобного тигра, полемику о памятнике Ленину, театр с проститутками и лоток для кошек оказывается очень непросто. Но фрагментарность работ и, с первого взгляда, их хаотичность и несвязность в канве одного проекта при ближайшем рассмотрении и удавшейся попытке свести все воедино подводит к размышлениям о ситуации, в которой тот самый зритель оказался еще на пороге Ермилов центра — выборе между преодолением или пребыванием в состоянии безопасности.

Трансчеловек — тот, о котором говорится в названии, — это человек переходный, стремящийся к субъективному улучшению, в первую очередь к физическому, но и интеллектуальному. Современный человек балансирует между прошлым и теми трансформациями, которые должны изменить его жизнь к лучшему — изменениями, инициируемые государством, обществом, а в последствии – и им самим. Эти «улучшения» так же субъективны и не всегда вызывают поддержку у каждого индивида, хотя часто претендуют на универсальность. Выставка «Транс-люди. Состояние не-безопасности» представляет нам еще одно возможное измерение трансчеловека — любого гражданина современного государства на пути к этому самому социальному улучшению.

transliudi-kharkiv_03
Что делать (СПб). Исключенные. В момент опасности

Что делать? (Санкт-Петербург). «Исключенные. В момент опасности», 2014

Стремлением к безопасности (не просто физической, но ментальной, интеллектуальной, национальной, культурной) можно оправдать многие действия: постоянный контроль со стороны государства, сносы памятников, пропаганду, дискриминацию по отношению к трансегендерным людям. Чаще всего это превентивные меры, которые превращают социальное пространство в сплошную карантинную зону. Даже сохранность существующего государственного порядка, каким бы тоталитарным он не был, можно оправдать безопасностью, ведь любой такой порядок гарантирует своему гражданину защиту от внешней угрозы и предотвращение риска того, что последующие изменения могут навредить его комфорту и привычной упорядоченной жизни.

Безопасность и ограничения, которые поддерживают её жизнедеятельность, коррелируют с понятием суверенитета, к которому обращается концепция выставочного проекта. Излишние стремления государства к суверенности приводят к тотальному контролю не только над территорией, но и обществом, культурой, индивидуальностью, телом, что в итоге ограждает не только от постороннего вмешательства, но также от трансформаций, изменений, а значит – развития. Мишель Фуко говорил о том, что в античности логика суверенитета определялась разделением на свое и чужое, системой запретов и разрешений. Современное общество мыслит в идентичных категориях, только уже применительно не к внешней безопасности, а к организации своей внутренней жизни. То, что в V веке ограничивало пространства, в XXI — ограничивает людей.

transliudi-kharkiv_05

Лада Наконечная (Киев). Домашние, документация интервенций Kircneh Summit Дагни Якубовской (Краков, Польша)

Лада Наконечная (Киев). «Домашние», документация интервенций Kircneh Summit Дагни Якубовской (Краков)

В современном политическом контексте даже не наполнение выставки, а только ее появление становится событием. На данный момент патриотического апокалипсиса, который надвигается на нас все больше и больше, участие украинского художника в проекте российского куратора с российскими участниками уже становится смелым жестом. Но это не только идейный момент. Работы авторов, проживающих в разных контекстах, не позволяют стать смыслам проекта однобокими. Состояние «между», в котором находится сейчас человек вообще, а украинский человек в особенности, в последнем случае продиктовано действиями России. Но кроме всех популярных коннотаций это также значит и то, что российский человек также оказывается в пограничном состоянии. И также ощущает на себе этот груз безопасности — ограждения его от иллюзорной угрозы, без его же воли и согласия.

Работа петербургской группы «Что делать?» о суверенности и стерильности общественного мнения в контексте выставки обрела достаточно наивную форму. Авторы видео воспользовались методом упрощения – студенты одноименной школы, рассказывая свои истории и высказывая мнения по поводу нонконформизма в современном обществе, воспринимаются как маленькие дети в телевизионных передачах, которым задают серьезные взрослые вопросы. Такая форма, с одной стороны, амбициозно заявляет зрителю «я не такая как ты / я не такой», а с другой — определяет место современного маргинала в социуме.

Ларион Лозовой (Киев). «Найми себя»

Лада Наконечна говорит о пограничном состоянии в чужом обществе, что всегда было актуальным для постсоветских людей, стремящихся эмигрировать в поисках лучшей жизни. Фото художницы — это документация проекта полячки Дагны Якубовской: коллаборация с украинками, которые легально работают в Польше. Место действия — квартиры, любезно предоставленные поляками, где украинские женщины готовят еду, поют — создают видимость своей ежедневной работы. За ними следуют охранники, специально нанятые хозяевами люди, которые следят, контролируют, наблюдают. Проект Дагны Якубовской превратился в микромодель государства, где каждый гражданин чувствует себя как дома, но в это же время находится под постоянным наблюдением и контролем. Следующие за социальным инстинктом безопасности контроль и ограничение внедряются в любую интеракцию. Современное общество научило человека самого быть надсмотрщиком, перенимая на себя функции государства.

Стремление к экономической безопасности показывает инсталляция Лариона Лозового «Найми себя»: устранение опасности быть отвергнутым не только обществом, но рынком — одним из главных диктаторов неолиберального государства. Нормирование и самостоятельное встраивание в выдвинутые капиталом условия —это стремление к независимости и свободе посредством жесткого контроля и дисциплины. Инсталляция представляет модель современного рыночного субъекта: доску объявлений с графиками, планами, расчетами «цены неэффективной жизни», а также несколькими фотографиями автора, сделанными в разные дни в футболке «най м/д и себя», иллюстрируют способы поиска себя в реальности капитализма.

Дмитрий Венков (Москва). Кризис

Дмитрий Венков (Москва). «Кризис»

В видео московского художника Дмитрия Венкова реконструируется дискуссия вокруг сноса памятника Ленину в Киеве. Художник создал идеальную модель коллективного обсуждения, в котором приняли участие люди с различными политическими позициями. Но, несмотря на то, что участники события дистанцировались от прецедента обсуждения и временно, и территориально, даже в этом случае им не удалось найти между собой согласия и прийти к однозначной оценке случившегося. Эта работа о вопросе идеологический безопасности и контроля над историей. Правила безопасных пространств гласят устранять любой конструкт, что не встраивается в идеологию нынешней правящей власти, устраняя его влияние, а также возможность анализа и переосмысления.

Работа петербургского Творческого союза секс-работников и художников «Тереза» «Пояс Афродиты» привносит в безопасное стерильное пространство нашей жизни элемент, от которого мы защищаемся различными путями — пытаемся не замечать, обесчеловечивать или стигматизировать. Проститутки, играющие самих себя в кукольном театре, сами приходят к зрителю, заманивая, располагая ярким бурлеском к диалогу. Еще одно видео Творческого союза Терезы «Я, Джулия Робертс…» это интервью трансгендерной женщины о жизненных перипетиях, побоях, дискриминации — последствиях для отклонившихся от нормы. Загадка лишь в том, почему в экспликации к видео авторы назвали её героем произведения, а не героиней.

Творческий союз секс-работников и художников Тереза, Санкт-Петербург. «Я Джулия Робертс»

Творческий союз секс-работников и художников Тереза (Санкт-Петербург). «Я Джулия Робертс»

Творческий союз секс-работников и художников Тереза, Санкт-Петербург. Пояс Афродиты

Творческий союз секс-работников и художников Тереза (Санкт-Петербург). «Пояс Афродиты»

Киевский художник Никита Кадан говорит о безопасности в контексте принуждения делить окружающих на своих и чужих. Общий враг и общее состояние обязывают находить сходные черты: революции объединяют восток и запад, войны — правых и левых. Солидарность строится на основании того, кто именно является оппозицией, и общее находится в противовес ей. Например, что может быть общего у всех мертвых, если они противопоставляются живым?

Парадоксальное оруэлловское «нескончаемая война во имя мира» в современном мире превращается в «нескончаемые ограничения во имя свободы», где транс-люди занимают место между привычной тюрьмой и невозможной свободой, оберегая от всякого, даже интеллектуального посягательства, свой суверенитет.

Фото: Виктория Бавыкина, Виктория Бегальская

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.