Юрий Тыньянин, Александр Минченко, Надежда Ишкиняева, Владимир Колбатов, новая экспозиция Новейших течений ГТГ, о «зеленых» анархистах в Краснодаре и эксперимент с видео и звуком в Нижегородском ГЦСИ
Фото: Денис Яковлев
Инициатором выставки липецкого примитивиста Юрия Татьянина выступил примитивист краснодарский Иван Дубяга — его преданный поклонник еще с начала 00-х. «Мы с Юрием близки по духу, — говорит Дубяга. — Больше всего мне нравится его мифология — это живая и развивающаяся субстанция со своеобразными образами».
Мифология Татьянина связана с советским прошлым, как вымышленным самим художником, так и реальным. Татьянин идеализирует 70-е годы — годы своего детства — и считает этот период потерянным раем. «Ковёр» из повторяющихся образов пионеров, зайчиков, грузовиков с надписями «хлеб» и мухоморов отсылает одновременно к мексиканской живописи и символам советского коммунизма. Ленин и Роза Люксембург соседствуют на его картинах с Альфаро Сикейросом и Диего Риверой, у русалок, котиков и драконов вырастают головы Фриды Кало и Йозефа Бойса. Среди других влияние можно отметить абсурдистов и особенно Даниила Хармса. К нему во многом отсылают лозунги Татьянина вроде «Бей гадов», «Смерть волкам» или «Пионеры! во время сна держите руки под одеялом», которые дополняют причудливый узор.
Путь Татьянина в современное искусство был довольно долгим. В промышленном Липецке он получил техническое образование, после чего должен был идти на завод. Вдохновившись произведениями Хемингуэя и Ремарка, пошел работать в академический театр драмы машинистом сцены. В 90-е Татьянин торговал книгами и потому часто общался с художниками и преподавателями. Декорации, спектакли, общение с интеллигенцией повлияли на него и в определённый момент определили его творческий путь.
Стоит отметить, что выставка Татьянина отлично вписалась в формат RedGift — первой в Краснодаре коммерческой галереи. Некоторые из картин и расписанных объектов были куплены прямо на вернисаже. — Ксения Пешехонова
Фото: Елена Ищенко
После увлечения тематическими экспозициями Отдел Новейших течений Третьяковки показал дотошную, почти хронологическую выставку о развитии российского современного искусства с конца 50-х до конца 90-х годов. Буквальная хронология заменена направлениями: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна» и «Акционизм 1990-х». Каждое замкнуто в зальчик с развеской по стенам и классической музейной витриной в центре. В общей сложности более 200 работ, из имен все сплошь история.
Можно смело сказать, что таких насыщенных и представительных выставок Третьяковка еще не делала. Одна из причин тому — коллекция Леонида Талочкина, значительная часть которой была передана музею его вдовой в 2014 году, другая часть — куплена Министерством культуры. Безусловно, к распределению работ по разделам и тому, насколько эти разделы описывают все многообразие процессов российского искусства 2-й половины прошлого века, можно придраться. Так, например, из художников 90-х очевидно не хватает Владислава Мамышева-Монро, чья огромная ретроспектива прошла в минувшем году в ММОМА, Марины Перчихиной, аналогового видеоарта и многого другого. Своеобразным эпилогом выставки служит схема будущей экспозиции, которая претендует на аналогичный разбор по костям искусства 00-х, тем самым будто бы закрывая период с 50-х по 90-е как уже осмысленный — с этим также хочется поспорить, как и со стремлением фундаментально внести в музейную экспозицию искусство посвежей.
Несмотря на все это, выставка производит впечатление плотностью шедевров на квадратный метр и умеренной скукой — она не стремится рассказать ничего более, чем историю искусства. Практика временных экспозиций, кажется, замкнулась: от перечтения истории по диагонали, метанарративов и капитальной застройки пришли к аскетичной и сухой музейной выставке. Кажется, это именно тот кирпичик в основании, который так давно необходим отечественной культуре. Тем более такое намерение выглядит очень мудрым и дальновидным в соседстве с блокбасетрами вроде выставки Серова или Коржева. Сюда хочется приходить как специалисту, чтобы лишний раз увидеть и подумать о конкретных работах и авторах, точно так же хочется приводить сюда друзей, далеких от современного искусства, потому что понять его здесь оказывается очень просто. Совершенно портит эту идиллию одно: выставка временна, хоть и длится дольше года, а места, куда в любой момент можно прийти и узнать, что такое российское актуальное искусство, пока не появилось. — Ольга Данилкина
Иллюстрации из анонса страницы Центра в Facebook.com
Профайл с именем Nils Kjeldsen появился в facebook несколько лет назад. Он часто невпопад комментирует статусы и фотографии, пишет «thx!» в ответ на «лайки» и добавляет в друзья всех подряд, но в основном его интересует представители российских художественного и поэтического сообществ. Как справедливо отмечает в тексте к выставке куратор выставки Ольга Дерюгина, Нильс занимает интересную позицию наблюдателя, одновременно находясь внутри сообщества и не становясь его агентом за счет некоторой странности его реакций, общения на английском языке, отсутствия прочных социальных связей и сомнений в том, существует ли реальный Нильс. Художник Александр Минченко провел исследование и показал на выставке анимированную инфографику, посвященную жизни и судьбе Нильса, а также анонимно процитировал высказывания знакомых об этом персонаже.
Основной вопрос, возникающий в связи с этой выставкой: существует ли реальный человек по имени Нильс Къелдсен или это сконструированный кем-то персонаж. В первом случае возникает этический вопрос: а стоило ли превращать живого человека в объект для художественного исследования? Знал ли Нильс о том, что о нем делают выставку? Судя по последующим реакциям, исходившим от аккаунта Nils Kjeldsen, о собственном превращении в художественный объект Нильс не знал. Во втором случае выставка становится гораздо интереснее, однако возникает вопрос: зачем нужно было создавать персонажа (или бота?), если, в сущности, любой из нас конструирует в социальных сетях определенный образ, отличающийся от реальности? — Саша Шестакова
Фото: Волго-Вятский филиал ГЦСИ
Видеопоказ-концерт «Психогеография: параллельный опыт» — результат сотрудничества нескольких видеохудожников (Наталия Викулина, Юрий Златов, Дмитрий Степанов, Анна Толкачева, Евгения Шливко), композиторов (Марк Булошников, Рачья Есаян, Дмитрий Курляндский, Настасья Хрущева, Кирилл Широков, Алексей Шмурак), нижегородских исполнителей из No-Name-ensemble и литератора Кирилла Кобрина, чей рассказ «Топография тех мест» лег в основу всего проекта. Рамкой служил Волго-Вятский филиал ГЦСИ, который — в лице куратора Ксении Ануфриевой — приводил все это к общему знаменателю.
Этот многосоставный проект создавался примерно так: вначале художники выбирали локации в Нижнем Новгороде, по которым они в основном ходили — раз уж в предуведомлении к выставки говорили о ситуационистской технике дрейфа (dérive), которая предполагает пешее перемещение по городу. Впрочем, это не помешало, например, Анне Толкачевой снять свою часть полностью из автомобиля, а некоторых других художников — использовать небольшие фрагменты, сделанные в поезде и машине. Все видео получились такими экспрессионистскими этюдами (местами за счет визуального шума и монтажа они приближались к абстрактным опытам), которые без согласования с некоторыми художниками (что их сильно удивило) прерывались титрами с цитатами из рассказа Кобрина, причем если начиналось все с банальных и претенциозных фраз, то ближе к финалу концерта в появляющихся сентенциях нарастал уровень мифологизации города. Работало это как эффект Кулешова, но с одним лишь ограничением: после пяти авторских видео шла случайная, сделанная программой нарезка из них, не очень удачная и очень долгая, и то, что в этот момент пошли фразы Кобрина, которые были интереснее тех, что были ранее, этот финальный опус не спасли.
К каждому из видео была сочинена музыка, которую исполнял оркестр, расположившийся позади зрителей. Этот живой саундтрек в случае первых пяти видео был точный и с точки зрения самих видео, и с точки зрения музыкальной в том смысле, что получившиеся произведения могут быть интересны сами по себе. По тому, что видно в работах художников, сложно установить, в какой части города оно снято, если конечно ты не родом из Нижнего Новгорода. Частый расфокус, дрожащая камера, стремительный монтаж и «малоинформативный ракурс», как выразилась Толкачева, действительно создают ощущение пешего странствия по городу и его окрестностям с непонятной целью и по довольно условному маршруту, и зрители дрейфовали вместе с ними. — Сергей Гуськов
Фото: afisha.yuga.ru
Выставка-исследование «Зелёный хутор» — первая из серии выставок художественного проекта «Примирение», организованного информационным порталом ArtTube. Все выставки «Примирения» посвящены осмыслению событий Гражданской войны. Художники, участвующие в проекте, пытаются создать пространство примирения кровоточащих ран прошлого, которые отбрасывают тень и на современность.
Название выставки — отсылка к т.н. движению «зелёных» — третьей силе в Гражданской войне, альтернатива «красным» и «белым», известная своими анархистскими взглядами. «Зелёные» стремились создать новое общество, фундаментом которого была бы безвластная и беспартийная (само)организация рабочих и крестьян. Проблемам самоорганизации, кооперации, возможности человеческого общежития без иерархий и власти как раз и посвящены представленные на выставке работы художников.
Выставочное пространство «Зелёного хутора» воспроизводит ситуацию небольшого автономного поселения, живущего по принципам горизонтальных связей и низовой инициативы. Здесь есть шесть зон: «Деконструкция идеологии», «Исследование и просвещение», «Самозащита», «Кооперация» «Саморазвитие» и «Созидание».
В зоне «Деконструкции идеологии» представлены работы Михаила Смаглюка («Совершенно секретно» и «Если бы у нас был молот»), Шамиля Ахмеда («Ловушка для…») и Владимира Колесникова («Тотем примирения»), вскрывающие идеологические рубцы на теле истории России, а также инсталляция Дениса Уранова «Штаб маленького человека», которая предлагает использовать освободительный потенциал «зеленых повстанцев» в борьбе с нормами и правилами современных арт-иснтитуций. Евгений Римкевич с графикой «Поваренная книга анархиста» в зоне «Самозащита» иллюстрирует отсутствие агрессии внутри «Зелёного хутора» — то оружие, которое он изображает, невозможно применить. Но скульптуры дубин Валерия Казаса — «3D.2» — напоминают о возможности защиты от внешних угроз.
Зона «Исследование и просвещение» представлена ключевой инсталляцией объединения «Подпольная типография». Группа активистов-художников (Степан и Василий Субботины, Вероника Злобина, Сергей Матушкин, Антон «Мейк» Польский) совершила исследовательскую экспедицию в соседний с Краснодаром город Кропоткин, носящий имя знаменитого анархиста. Итоги этой экспедиции, а также исследование места идей знаменитого князя-анархиста в современном мире легли в основу перформативной инсталляции «Подпольной типографии».
Также в рамках «Зелёного хутора» публике представлены работы Людмилы Барониной, Александра Чурсина, Тины Васяниной, Юлии Казас и группы «Хмели-сунели» (Виктор Хмель, Елена Суховеева, Сергей Луценко). Вслед за Краснодаром выставки проекта «Примирение» пройдут в Санкт-Петербурге и Владивостоке. — Денис Куренов
Фото предоставлены автором
Выставка открывалась лекцией-перформансом Александра Веревкина об астрофизическом явлении параллакса. Эффект смещения, который применяется в науке для вычисления расстояния до космических тел, был использован Надеждой Ишкиняевой и Владимиром Колбатовым как многозначная метафора, пытающаяся схватить факт вечного ускользания реального от взгляда смотрящего.
Пятнадцатиметровый вертикальный баннер, вывешенный во всю высоту пространства галереи, представляет собой серию снимков городского пейзажа, сделанных последовательно с разных этажей одного дома. Небольшое смещение точки взгляда дает почти незаметное изменение картинки, которое становится очевидным при нарастании количества самих кадров. Мы можем смотреть на одно и то же явление, почти с одного и того же места, но, тем не менее, у каждого это место свое, и картинка, соответственно, у каждого смотрящего будет немного отличаться от того, что видит другой человек. В буквальном и в фигуральном смысле. «Зазор между взглядами всегда остается. Для меня важно понять этот принцип и ткать полотно из этих мнений, взглядов. Осознать, что ты никогда не поймешь до конца другого человека: со своим мнением ты один на один навсегда, и то, что мы видим — один на один навсегда», — говорит Надежда Ишкиняева.
Аудио-сопровождение выставки представляет собой запись звучания гравитационных волн — сигнал слияния двух массивных черных дыр в миллиарде световых лет от Земли. Таким образом, теоретически слияние двух разделенных параллаксом точек возможно, но это ведет к космической катастрофе. — Марина Русских
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] экспедиции в город Кропоткин. Выставка «Зеленый хутор» (куратор Юлия Грачикова), Краснодар, КЦ «Типография» […]
[…] Выставку можно условно разделить на три линии: псевдодокументальный музей, графика с антропоморфными овощами — свидетельства некогда существовавшей коммуны — и «Минералы», или архитектура пресмыкающихся. Все коммуны обьединены знамёнами из переработанных ковров и гобеленов с изображением животных. Эти флаги отсылают к идеям анархизма, а часть этих работ уже была показана на выставке о движении «зеленых» гражданской войны … […]
[…] в апреле-мае 2016-го — в рамках проекта «Зеленый хутор» в КЦ «Типографии», а также в октябре-декабре […]
Перезвоните мне пожалуйста 8 (812)9883688 Антон.