Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 27 июня – 3 июля

587        1       

Своими глазами: основной проект 5-й Московской биеннале молодого искусства, первые выставки из специальной программы, персоналка Ирины Кориной, перформанс Химали Сингх Соин и открытие Манежа в Петербурге.

04.07.16    ТЕКСТ: 

«Уровень ядра», куратор Анастасия Егорова. Екатеринбург, Галерея уличного искусства «Свитер», 24 июня – 24 июля

Фото: Вячеслав Солдатов

Выставочный проект студентов Екатеринбургской академии современного искусства стал частью 5-й Московской международной биеннале молодого искусства, куратором выступила руководитель направления «Визуальные коммуникации» академии Анастасия Егорова. Следуя теме, предложенной куратором биеннале Надимом Самманом — «Глубоко внутри», — проекты студентов «исследовали диалектическое отношение «внешнего — внутреннего»», пытаясь выйти на ««ядерные» структуры человека». Место для работ нашлось в подвале галереи, одном из помещений с приглушенным светом, темноту которого усиливал черный цвет стен. Понятно, что прочесть экспликации к проекту с такой обширной концепцией было непросто. Из-за тусклого освещения сложно было и понять, что перед тобой — арт-объект или разложенные для будущего монтажа инструменты и материалы.

В шести работах участников можно было найти инсталляции, энвайронмент, объекты и видео. Некоторые из них отпугивали нагромождением предметов, например, объект «I-Химия» Юлии Степановских, отсылающий к алхимическим опытам превращения одних вещей в другие (здесь это были человеческие чувства). Или саркастическая «Квадро.Фальшь» Константина Родионова, в которой обрывки салфеток, фаст-фуд упаковка и пластиковая посуда горько высмеивали повальное фотографирование всего и вся для выкладки в Instagram.

Другие произведения — документация перформанса «Слишком много друзей» Константина Родионова и видео-диптих «#выходанет — #выходесть» Екатерины Андрейчук — фиксировали человека в движении, и не только в физическом смысле. В первой работе автор создавал ситуацию опредмечивания виртуального пространства соцсетей: когда все «друзья» вдруг приходят и обнимают тебя. Получилось пугающе, но впечатление осталось слабым, возможно из-за того, что перед зрителем была как раз документация. В видео Екатерины Андрейчук стремительные проходы человека по лестницам вверх-вниз олицетворяли погружение в себя, либо выход на новый уровень самопознания. Это вышло у автора не столько убедительно с визуальной стороны, сколько точно в экзистенциальном ощущении бесконечного блуждания человека в кругу своих мыслей.

Один из объектов выставки под названием «Сердце матери» Натальи Яшанькиной затерялся в углу галереи. Понять, что камень на атласной подушке, накрытый куском лужайки, есть «перенос темы «глубоко внутри» с онтогенетического на филогенетический уровень», было абсолютно невозможно.

Главным и одновременно самым большим и хорошо артикулируемым произведением стал энвайронмент Юлии Колбиной «Тепло, темно и тихо». В нем зрителю предстояло зайти в наушниках, повязке на глазах и (что тоже важно) с отключенным телефоном в помещение, отделенное от основного пространства выставки плотной шторой. И в этой простой по воплощению, лаконичной в средствах и очень понятной работе концепт выставки прочитывался наиболее ясно и близко. Хочешь уйти в себя — отрешись от всего. В отличии от мельтешения видео и хитросплетений бумажек, колбочек и нитей. — Вячеслав Солдатов

«Русские художники на Венецианской биеннале», куратор Семен Михайловский. Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж», 27 июня – 17 июля

Фото: Владимир Михайлуца

25 июня состоялось долгожданное и, нужно сказать, неожиданное открытие Манежа. Неожиданное, потому что не было ни рекламы, ни рассылок, на сайте по-прежнему висит надпись «Скоро открытие».
Куратором первой выставки в обновленном пространстве стал комиссар Российского павильона на Венецианской биеннале Семен Михайловский, который этой выставкой как будто решил напомнить всем, в том числе и себе, о том, какую роль он играет в будущем нашего павильона и в том, что будет там показано.
Выставка в Манеже состоит из работ русских художников, когда-либо выставлявшихся в Венеции, не только в российском павильоне или в основном проекте, но и во множестве параллельных и независимых выставок. Выборка выглядит довольно хаотично, как и набор работ, — не все художники представляют именно те произведения, которые были в свое время показаны в Венеции. Здесь нет ни Глюкли, ни Виктора Алимпиева, ни Евгения Козлова, ни Анны Титовой, представлявших Россию в основном проекте в последние годы, зато большая часть участников — художники, которых в Венеции выставляли параллельно: Григорий Брускин, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Петр Белый и многие другие. Известно также, что Андрей Бартенев был приглашен к участию в выставке в Манеже, приехал в Петербург, но перед самым открытием его работу убрали, даже не предупредив и не объяснив причины. Ощущение, что художники и их проекты стали декорациями для самого открытия и их участие было необходимо лишь формально. Сам факт, что на открытии не присутствовало художественное сообщество, кроме тех, кто непосредственно связан с выставкой, говорит о пренебрежительном отношении со стороны команды Манежа, о том, что для нее не имеет значения мнение арт-профессионалов, словно ЦВЗ реконструирован и открыт не для выставочных проектов с актуальными художниками, а для неких авторитетных игр. О том же свидетельствовала и публика на открытии — по большей части люди, далекие от современного искусства: чиновники и очень красивые нарядные девушки.

Нужно сказать, что визуально Манеж сейчас выглядит в разы лучше, чем раньше. Хоть перед входом и стояла женщина с плакатом: «850 млн. за семь черных палочек», — реконструкцию можно считать успешной. Дизайн довольно минималистичный, хоть на потолке и открыты коммуникации, в зале все равно много света и воздуха. Возможно, первый этаж кажется чересчур тяжелым за счет черного цвета, но открытое пространство второго этажа нивелирует этот «перегруз». В целом Манеж мог бы стать достойной выставочной площадкой современного искусства, по архитектуре не хуже западных институций, да и технически он теперь оснащен намного лучше. Сейчас ЦВЗ еще больше похож на сцену в разрезе — со всем ее потайными пространствами типа кулис и трюма — он мог бы стать новой средой для перформативного, объектного искусства, искусства инсталляций, где совсем не хотелось бы видеть ярмарки шуб и янтаря. — Лизавета Матвеева

Ирина Корина «Униженные и окрыленные». Москва, Галерея XL, 28 июня – 30 июля

Фото: Ольга Данилкина

Ирина Корина никогда столько не писала. Ее новая выставка продолжает все прежде найденные темы, мотивы и материалы (которые, казалось, стали закольцовываться в дурную бесконечность), открывая новую страницу русского леттризма. Буквы в гуашах Кориной распускаются цветами, цветут орнаментами и орнаментируются пятнами и волнами. Помещенные под световые металлические колпаки с бахромой коринские месседжи полны негативного пафоса: «Нет», «Все не так», «Но почему-то не могу», «Только не это», «А вот и нет»… Но вся эта усталость и апофатический элегизм здесь же снимаются релаксантами – гигантской ловушкой снов из улично-палаточной ткани, мордами львов в листьях, металлическими вертушками-снежинками – эта бесконечная карусель также вербализуется гуашами: «Опять и опять и опять…», «Как будто в кино»… Главным девизом здесь выступает, конечно, слоган «Фатализм + цинизм» с нарисованной виньеткой – сердцем из лебединых шей – только такое отношение к современной действительности оказывается возможным в качестве продолжения сакраментального классического «Я не жалуюсь…, мне нравится…, несмотря на то, что…». На наших глазах «общество спектакля» Ги Дебора мутирует в «общество переживания» Герхарда Шульца. Так формируется новая, психоделическая, версия младоконцептуализма (ср. здесь олекройторовские «Достало», «Ну и что» и андреекузькиновское «… мы не можем ни на чем сосредоточиться»), полная записанных цветной краской эмоций при визуальном гипнотическом заколдовывании в сон. — Анна Быкова

«Свежая кровь», куратор Антонина Баевер. Москва, ЦСИ «Винзавод», Большое винохранилище, 29 июня – 31 июля. Со-организатор – галерея «Триумф»

Фото: Ольга Данилкина, Галерея «Триумф»

За последние несколько лет словосочетание «молодой художник» превратилось в удобный бренд, в пресс-релизах даже встречаются «заслуженные молодые художники». Антонина Баевер решила вернуть молодости ее истинное значение, связанное с весельем, неуемной энергией и острым ощущением духа времени. За веселье и безумие «отвечали» сразу несколько работ, связанных с заново появляющейся рейв-культурой в России, например, «Русский рейв» с дым-машиной и иероглифами, «Вчера я все» Арнольда Вебера и «Накрывает» самой Баевер. Правда, для понимания многих работ оказывается слишком уж важен опыт и возраст зрителя: если тебе не больше 30 с чем-то, есть вероятность влиться в рейв, а вот для представителей чуть более старшего поколения встреча с образом русского рейва оказалась довольно болезненной. Дезориентированный музыкой и обращением к неведомому ему опыту зритель в этой ситуации оказывался в той же позиции, что и художник, который после 35 становится «взрослым» и больше уже не ощущает себя востребованным в силу «молодости».

Наверное самое точное высказывание о духе времени принадлежит Кириллу Савченкову. Собранная из обрывков теле-репортажей, собственных съемок Савченкова и фрагментов мультфильмов, картина возможно случающегося конца света, прерывающаяся философскими высказываниями героев массовой культуры, очень точно передает ощущения от мелькания медийных образов, знакомые всем, кто регулярно открывает ленту фейсбука. — Саша Шестакова

«Глубоко внутри», основной проект 5-й Московской международной биеннале молодого искусства, куратор Надим Самман. Москва, Трехгорная мануфактура, 1 июля – 10 августа

Фото: Анна Быкова, Елена Ищенко

Основной проект биеннале молодого искусства начинается – если не считать информационного зала – с электронного табло, на котором в реальном времени показывают расписание всех авиарейсов мира. Эта работа задаёт вектор всей выставки как транзитного пространства, пространства «между» – цифровым и аналоговым, искусственным и природным, подконтрольным и независимым и так далее. Это пространство становится неким образом современного мира в представлении куратора Надима Саммана, – мира, находящегося под надзором камер видеонаблюдения, государственных границ и травм прошлого, из которого тем не менее возможен исход в виде различных практик анонимного интернета, криптоанархии, альтернативных религий, обращения к природе и т. д.

Эта линия, прочерченная довольно очевидным и поверхностным кураторским текстом Саммана, охватывает почти все работы выставки – 86 художников из 36 стран. Ни одна биеннале не обходится без этих цифр, и каждый раз они раздражают: необходимость освоения больших бюджетов и пространств мешает точности и тонкости кураторского высказывания. В нынешнюю биеннале включен весь спектр сегодняшних художественных изысканий – от сложносочинённых цифровых инсталляций для абстрактной экспрессивной живописи и рисунков с обязательным доминированием формальной стороны. На общем фоне доминируют цифровые технологи и пост-интернет эстетика, которая связывает московскую молодёжную биеннале с нынешней Берлинской. В отличие от последней большинство участников молодёжной биеннале продолжают выводить цифровое в аналоговое, как, например, художница Ольга Бутеноп, рисующая абстракции с доступных камер наблюдения. Но есть и интервенции в интернет-пространство – проект неподцензурной выставочной площадки в сети TOR Владислава Брута и Алисы Бекетовой. Совершенно другой полюс – серия рисунков российской художницы Элизабет Хауст под морализаторским названием «Когда дети видят грехи».

Все эти работы собраны в пространстве Трёхгорной мануфактуры виртуозно: они прекрасно вписаны в залы, сочетаются и дополняют друг друга, но, увы, образуют довольно поверхностную линию. Интересна зеркальная комната, говорящая о невидимых границах, многократно отражённых травмах и потерянном, расщеплённом в этом пространстве человеке. В этом зале есть, например, работа американского художника Эндрю Рэнвилля «Восток – это Запад, а Запад – это Восток» – флаги уже не существующих государств, провозгласивших независимость. Художник специально дополнил работу к биеннале, но в ней не появились флаги, например, ДНР или ЛНР. Контекст мира оказался учтён, но контекст пространства, в котором непосредственно состоялась выставка, – нет.

Это игнорирование локального контекста касается всей выставки вообще. Виртуозное многообразие формальных практик вытесняет зрителя. Так, по второму этажу выставки разносится дурацкий танцевальный хит – музыка к видео Эндрю Нормана Уилсона, в котором шприц, нефтяная вышка и комар ритмично сосут шершавую поверхность. Экспликация рядом нагнетает: «Три “искателя” <…> исследуют то, как желание, потребление и энтропия связаны с индустриальным развитием культурных, биологических, медицинских и энергоориентированных форм» (во многих других работах смысл вчитывается только в экспликацию). Орущая песня заглушает другие звуки выставки и полностью забирает внимание: хочется сбежать, будто воля куратора состояла в том, чтобы сделать пространство, исключающее посетителя, где искусство наконец останется один на один с собой, потому что по большей части ни к какому диалогу оно не расположено и замкнуто на собственной форме. Разве что довольно простая, но почти террористическая в контексте основного проекта, работа израильского художника Леэ Нево – самодельные ножи, направленные на зрителя, – вдруг заставляет ощутить посетителя выставки актором процессов, о которых повторяет куратор. — Е. И.

Химали Сингх Соин «Транзит». Москва, ЦТИ «Фабрика», пространство АСИ, 3 июля

13495592_544507599087775_3097972784604873837_o

Фото: АСИ

«Мульти-медийное дежавю» Химали Сингх Соин напоминало путешествие, совершаемое в сознании. Во время перформанса художница зачитывала свои фрагментарные записи, сделанные во время поездки на поезде из Москвы в Иркутск по Транссибирской магистрали, продвигаясь по одной из линий – рельсов для фабричных машин, оставшихся от прошлых жизней пространства, сейчас заселенного АСИ. Рассказ сопровождался зеленоватыми световыми переливами – эффект простейшего взаимодействия лазерного луча и мятой фольги на стене, в результате зрители где-то на полчаса оказывались в пространстве сновидения, функционирующем по законам, отличным от повседневных. Эффект усиливался фрагментарностю записей – структурированные наподобие сознания во сне – в какой-то момент стало невозможно понять, какие из описываемых Химали Сингх Соин событий происходили в реальности, а какие – лишь застывшего в ожидании воображения. Перед началом выступления Химали Сингх Соин на полу были разложены три цветовых поля с фрагментами записей художницы, после окончания выступления желающие могли превратиться в охотников за словами и забрать себе понравившиеся фразы. Так – через некоторое время от события не осталось никаких видимых следов, оно будто бы растворилось в пространстве, отсылая к собственному названию, поскольку транзит не предполагает постоянства. — С. Ш.

  • […] Ирина Корина никогда столько не писала. Ее новая выставка продол­жает все прежде найденные темы, мотивы и мате­риалы (которые, каза­лось, стали заколь­цо­вы­ваться в дурную беско­неч­ность), открывая новую стра­ницу русского леттризма. Буквы в гуашах Кориной распус­ка­ются цветами, цветут орна­мен­тами и орна­мен­ти­ру­ются пятнами и волнами. Поме­щенные под световые метал­ли­че­ские колпаки с бахромой корин­ские месседжи полны нега­тив­ного пафоса: «Нет», «Все не так», «Но почему-то не могу», «Только не это», «А вот и нет»… Но вся эта уста­лость и апофа­ти­че­ский элегизм здесь же снима­ются релак­сан­тами – гигант­ской ловушкой снов из улично-пала­точной ткани, мордами львов в листьях, метал­ли­че­скими вертуш­ками-снежин­ками – эта беско­нечная кару­сель также верба­ли­зу­ется гуашами: «Опять и опять и опять…», «Как будто в кино»… Главным девизом здесь высту­пает, конечно, слоган «Фата­лизм + цинизм» с нари­со­ванной виньеткой… (Продол­жение текста читайте здесь) […]

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.