С июня по сентябрь 2018 года в музее современного искусства «Гараж», в рамках выставки «Как отдохнули? Кафе “Времена года” с 1968 года», прошла публичная программа «Голос как стратегия», куратором которой была Ольга Широкоступ. Участниками программы стали молодые российские художники и художницы, сделавшие работу с голосом частью своих практик. В рамках программы прошли шесть очень разных вечеров – выступления Lisokot (Вари Павловой), Жени Куковерова, проекта «Оля и секретный завод», Кооператива «Технопоэзия», rosemary loves a blackberry (Дианы Буркот) и театра голоса «Ла Гол». aroundart.org публикует видео одной из участниц программы, Дианы Буркот с комментариями самой художницы и девушек, вдохновивших ее на создание этих работ.
Ольга Широкоступ:
Диана не просто согласилась отыграть концерт в непривычном месте, но и решилась провести в рамках программы презентацию своего нового альбома «snowfake», над которым она работала пять лет. Кроме того, Диана часто вступает в коллаборации, среди ее соавторов – Катерина Фролова, Лёля Нордик, Веста Буркот, Анастасия Алёхина, Мария Анаскина и Настя Гвоздева – презентация их совместных работ также прошла в тот вечер.
Выступление стало для всех нас важным шагом – сделало девушек более «видимыми», дало возможность им публично рассказать о том, какие жизненные ситуации стали материалом для созданных Дианой работ. Сама Диана, с одной стороны, остро чувствует переживания людей, готова, как друг, проработать чужую травму через совместную работу, солидаризироваться с этим опытом. А с другой – имея, как художник, критическую дистанцию по отношению к этому материалу, превращает его в авторское аудиовизуальное произведение, лишает его привязки к чьей-то биографии, открывает проблематику этого опыта и его ценность для всех.
Художница объединяет истории в один цикл, не имеющий названия, специально созданный этим летом к презентации альбома snowfake. Пока историй три,но возможно, он будет пополнятся новыми работами. Диана описывает эти работы как перформативную практику, документацию своеобразных «обрядов» с элементами арт-терапии: в каждом из видео героиня проживает свои травматичные переживания через определенные однотипные повторяющиеся действия. Истории Диана снимала совместно с оператором и фотографом Екатериной Фроловой, которая в этом проекте полностью взяла на себя операторскую работу.
Диана Буркот:
Идея снять историю, условно, в стиле джалло появилась давно. Три или четыре года назад я сделала свои первые шаги в этом направлении — было отснято около 5 тестов, с разным подходом и людьми, но каждый раз результат не удовлетворял меня, поэтому, я оставила эту затею на несколько лет и вернулась к ней этим летом. Думая над сюжетом видео, я решила отснять несколько историй девушек — на презентации моего второго альбома «snowfake» эта работа была показана как видеоинсталяция в пространстве музея «Гараж».
Для меня джалло — это в первую очередь классика в лице режиссёра Дарио Ардженто, ещё лет в 16 я пересмотрела все его фильмы. Таким же визуальным референсом служит фильм «Что ни день, то неприятности» режиссера Клер Дени. Музыкально я ориентировалась на заглавную тему саундтрека Гоблина (Goblin) к фильму Suspiria того же Дарио Ардженто. Трек, звучащий в видео «love you, Asia Aria Anna Maria Vittoria Rossa» я посвятила Азии Ардженто, дочери режиссера Дарио Ардженто. Она для меня — собирательный женский образ сильных удивительных женщин, идущих какой-то своей особенной тропинкой жизни.
Катя Фролова:
Вы слышали трек «Космический мусор»? Для меня эта композиция стала больше, чем музыкой, она стала способом проживания, восприятия происходящего. Пространством спокойствия, вневременного постоянства и красоты. Итак, кажется, это был сотый раз прослушивания композиции, когда я решила написать Диане.
Наше сотрудничество — это динамический процесс, построенный на взаимном доверии, свободе и бережном отношении к индивидуальности друг друга. Впервые мы встретились в моей фотостудии для съемки для обложки первого альбома Дианы. Надо сказать, что я до сих пор нахожусь под впечатлением от той встречи, от хрупкой девушки с очень точным видением процесса и четкими пожеланиями в работе.
Для видеоинсталяции мы сняли три истории о Женщинах, проживающих своё бытие и становление. Картинка на экране завораживает, затягивает к себе. Принятие и соединение полярностей — жизни и смерти, созидания и разрушения, молодости и старости, красоты и уродства.
История 1 (starring Аня Юдакова)
Аня Юдакова:
Этим летом в моей жизни произошло очень горькое событие, связанное с моей семьей. После чего я впала в состояние ужаса, кошмарного одиночества. Я написала пост в фейсбуке об этом, куда излила всю свою боль, чтобы разделить ее с теми людьми кто испытывает что-то похожее. Некоторое время спустя мне написала Катя, которая была впечатлена моей историей боли и выхода из неё, и предложила поучаствовать в проекте Дианы.
И мы отправились на верховье Москвы реки около Рузы, где я провела самое раннее детство, на даче у тёти. Раньше это была деревня в 5 домов, на берегу реки. Мы (моя сестра и 3 брата) были предоставлены сами себе и за нами почти никто не следил, когда мы уходили за калитку. Это было настоящее дикое слияние с природой, лес как дом, поле подсолнухов — бесконечный лабиринт, в котором утопаешь с головой, стрекозы, водомерки, темное гладкое течение быстрой чистой реки, подвесной мост, дуб посреди поля, и не было больше ничего, мыслей о том что будет завтра, каких-то проблем и душевных ран. Было чистое дикое счастье. Время ушло, всё поменялось и вот спустя почти 30 лет я вернулась сюда, где было пущено начало моей жизни, чтобы прожить боль которую я испытываю сейчас, в том месте, которое когда-то дало мне силу.
История 2 (starring Анастасия Гвоздева)
Диана Буркот:
История Анастасии Гвоздевой о страхе, который, скорее всего, испытывала каждая девушка — оказаться в неловкой ситуации в менструальный период. О навязчивом страхе испытать стыд, оказавшись не подготовленной/застигнутой врасплох при свидетелях.
Анастасия Гвоздева:
На данный момент в доминирующей культуре есть определенные навязываемые мировоззренческие модели поведения, местами вредные, они, например, заставляют стыдится девушек своей физиологичности. Необходимость поддержания образа принцессы и вечно приятно пахнущего, красивого существа заставляет нас отрицать естественные процессы человеческого организма. Но почему? Почему девушки испытывают чувство неловкости за естественные процессы своего тела? Кровь есть у каждого из нас, мы можем порезать палец или как-то иначе спровоцировать кровотечение, но никому за это не стыдно же.
История 3 (starring Таля Чертополох)
Диана Буркот:
Таля поделилась одним из угнетающих её переживанием — состоянием, когда не чувствуешь почвы под ногами, словно, если сделаешь шаг — проваливаешься. Я чувствовала это состояние несколько по другому, скорее как потерю связи с мирским, когда в жизни ничего не держит.
В видео Таля источает «соки жизни» — жидкость красного оттенка (свекольный отвар) в землю, тем самым «заземляясь». Моет траву и землю, песок, «причащаясь» к природе. Мытьё — достаточно доступный феминный культурный код, женское искусство легко распознать по таким приёмам как вышивание, например. В конце видео мы видим, как Таля вымывает тропинку, проживает свой путь.
Таля Чертополох:
Под ногами мокрая тугая трава, я — тоже трава, блуждающая по полю. Дерево без корней, питающееся кровью. Я жадные до сладкого муравьи. Я птицы, которые кричат. Я небо, которое просто есть. И я чувствую землю под своими ногами. Надежную, приятно прохладную, мокрую. Она больше не исчезает. Кровь пульсирует во мне, кровь пульсирует в каждой веточке. Мир вывернут наизнанку, а я знаю, как о нем позаботиться. Бесконечное падение в темноте сменилось укоренением, прорастанием в рыхлую ткань земли, полную крови, жизни и смерти.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.