Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Текст художника

О чувстве неловкости: любительство против проектной логики институций

1 903        1       

Художник Никита Спиридонов вспоминает эпизоды из создания взаимодейственных проектов по заказу крупных институций: «Танцевального вечера» (2015) для 6-й Московской биеннале, невыпущенного кинофильма (2019) для фонда V-A-C. Оба создавались во взаимодействии с местными внехудожественными сообществами: рефлексия о противоречиях в их постановке ведёт автора, производителя к отождествлению с любителями, любительством.

Свидетельство о художническом усилии от первого лица поднимает вопросы о власти и её злоупотреблениях с помощью делегирования (в угоду проектной логике), об отчуждении прав на творчество и авторскую идею в пользу крупных институций.

02.08.20    ТЕКСТ: 
u/n multitude, «Танцевальный вечер», 2015. Шестая Московская биеннале современного искусства, ВДНХ. Предоставлено автором.

u/n multitude, «Танцевальный вечер», 2015. Шестая Московская биеннале современного искусства, ВДНХ. Предоставлено автором.

I

Я хочу рассказать одну историю. Думаю, она могла бы кое-что прояснить. В 2015 году мы с коллективом u/n multitude участвовали в основном проекте 6-й московской биеннале, где реализовали перформанс, который назывался «Танцевальный вечер». Его идея возникла на подготовительном этапе в доме культуры на ВДНХ — там мы познакомились с постоянными посетителями студии исторического бального танца под руководством Анатолия Мазалова и пригласили их принять участие в совместном мероприятии. Мы согласовали это с кураторами, идея получила единодушное одобрение — и мы начали активную подготовку к событию. Всё это встретило невероятное воодушевление в сообществе ДК: люди готовились с большой отдачей, разучивали танцы с партнерами, подбирали костюмы для выступления. И где-то примерно за сутки до перформанса, который должен был проходить прямо в центральной зоне выставочного павильона №1, одна из кураторок биеннале Дефне Айас, узнав, что на перформанс записалось более ста человек, заявила, что нам надо либо обзвонить и отозвать половину людей, либо перенести всё событие на улицу. Я напомню, что был конец сентября, а многие из записавшихся на тот вечер были людьми пожилого возраста. Выбор — обзванивать или переносить — оказался для меня чрезвычайно травматичным: я сделал два или три звонка и просто опустил телефон. Я чуть не заплакал тогда — я понял, что ничего более противоестественного для себя никогда не совершал. Мы с u/n multitude решили, что в данной ситуации займём сторону приглашенных любителей из студии Мазалова, поскольку в связке институция–художник–сообщество в контексте этого проекта позиция последних была наиболее уязвима.

II

Я бы хотел поговорить о чувстве неловкости. Я хотел бы поговорить о чувстве неловкости не как о следствии коллаборативной практики, а попытаться помыслить чувство неловкости конструктивно. Имеет место неотрефлексированный конфликт, который случается, когда художественная институция пытается выстроить диалог с различными внехудожественными сообществами. Например, вокруг домов культуры, районных или досуговых центров, любых низовых инициатив. Этот конфликт можно охарактеризовать следующим образом: любительское творчество подчиняется проектной логике художественной институции. Как следствие (или послевкусие — что более честно) этого взаимодействия возникает то самое чувство неловкости. Оно для меня является очень важным.

III

В 2019 году фонд V-A-C реализовал масштабный проект «Из центра», построенный на коллаборации с различными сообществами на базе домов культуры, районных библиотек, кинотеатров для того, «чтобы начать диалог с горожанами, далекими от проектов современного искусства», а одно из мероприятий — серия перформансов на московских рынках — называлось «Московские соло: кунстхалле музыки». Кстати, его тоже курировала Дефне Айас. Меня пригласили сделать работу для образовательной программы «Кунстхалле». После переговоров с кураторами было решено, что я подготовлю фильм, построенный на интервью с участниками творческих секций домов культуры.

Однако заявленная коллаборация оказалась видимостью. Перформансы, запланированные к исполнению на рынках совместно с их работниками, были в итоге исполнены приглашёнными перформерами. А фильм, который я снял с оператором Владом Чиженковым, не получил одобрения фонда и его кураторов. Так что мы так и не смогли пригласить на премьеру его главных героев, поскольку фонд не только забраковал фильм, но и, будучи владельцем и исключительным правообладателем всех исходных материалов, по сути, осуществил полное отчуждение художественной концепции. Участники съёмок звонили мне и интересовались, когда же наш совместный проект можно будет посмотреть. В тот момент я испытал уже знакомое чувство неловкости, однако подметив для себя важный аспект: в моих переговорах с участниками ДК со времён «Танцевального вечера» произошла отчётливая смена расстановки — отвечая на вопросы о премьере фильма, я обнаружил себя уже не сторонником сообщества. Теперь я выступал на стороне институции, как бы от лица фонда принося извинения, что мы не можем посмотреть наш фильм. Мне бы хотелось, чтобы выводы из этого наблюдения дополнили тот корпус тем, о которых размышляют герои моего фильма — в данном случае взаимодействие с сообществом любителей на базе ДК предъявляет нам встречу с собственным отчуждением.

Влад Чиженков. Вид на здание, где находится офис фонда V-A-C. Кадр из видео. Личный архив автора.

Влад Чиженков. Вид на здание, где находится офис фонда V-A-C. Кадр из видео. Личный архив автора.

IV

Любительство выступает не только объектом исследования — как, допустим, это происходит в ситуации проектов фонда V-A-C, где с пафосом отдела коммуникаций провозглашается симптоматичный вектор: навстречу, из центра, сверху вниз.

Мы можем спроецировать модель любителя и шире — на нас, то есть всех, кто вынужден существовать внутри проектной логики художественных институций. Ведь кто такие на самом деле сообщества художников (в России)? Разумеется, современное искусство — это наш не единственный хлеб. Если вы откроете любой CV художника, то там всё прекрасно и цельно: такой-то художник или группа делают такие-то проекты, вот персональные выставки, вот — групповые, вот их стейтмент, вот — манифест. Но там много скрытого. Возможно, так не принято, возможно — это вызывает чувство неловкости или стыда. Задачей моего фильма было попытаться рассмотреть фигуру любителя, которая, как мне кажется, релевантна нашему времени и отношениям, выстраиваемым институциями и их проектами. Она может быть противопоставлена неолиберальной культурной политике, которая в этих частных примерах обнаруживает в себе противоречия.

u/n multitude, «Танцевальный вечер», 2015. Шестая Московская биеннале современного искусства, ВДНХ. Предоставлено автором.

u/n multitude, «Танцевальный вечер», 2015. Шестая Московская биеннале современного искусства, ВДНХ. Предоставлено автором.

Примечание:

Выступление 15 марта 2020 на круглом столе «Критика нового институционализма», организованном Институтом База, Лабораторией художественной критики в ЦСИ Винзавод.

2 августа редакция направила запрос прокомментировать настоящую публикацию куратору фонда v-a-c Ярославу Алёшину. 9 августа запрос был повторён старшей кураторке, начальнице выставочного отдела учреждения Катерине Чучалиной.

Оба раза мы получили обещания, что ответ будет дан, но кем-то ещё кроме адресата запроса.

В свою очередь, 3 августа с автором текста, Никитой Спиридоновым, связались из указанного учреждения и сообщили ему намерение дать публичный ответ нашему порталу. Ссылка на него появится здесь, когда (и если) он будет дан.

17 августа, после нашего напоминания, ответ был получен: Ганичева В., Рассказов Н. Ответ из фонда v-a-c: об отменённом фильме Никиты Спиридонова // aroundart.org, 17 августа 2020, http://aroundart.org/2020/08/17/otvet-iz-fonda-v-a-c/.

  • […] 7 Сошлюсь также на опыт художника Никиты Спиридонова, чьи взаимодейственные проекты были подмяты, раздавлены и — в случае с фондом v-a-c — вычеркнуты вместе с анафемированным именем художника (о проскрипции на него я узнал, когда тщетно пытался получить от фонда комментарий для обнародования): Спиридонов Н. О чувстве неловкости: любительство против проектной логики институций // aroundart.org, 2 августа 2020, http://aroundart.org/2020/08/02/spiridonov-lubitel-protiv/. […]

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.