Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Текст художника

Приоритет в показе

551        0       

Размышления об экономике внимания и поставке контента. Они меняют способ производства искусства, дробят его темпоральный режим, унаследованный от музейной диахронии вечности. Размышлениями с нами поделился Алексей Минько, украинский художник, автор текстов, эксконцептмейкер в .t theatre company. C 2015 по 2017 занимался акционизмом в Бердянске и Днепре.

02.09.20    ТЕКСТ: 
Фотографии Бердянска, сделанные коллективом Fantastic Little Splash. Опубликованы в блоге black porridge в Tumblr.

Фотографии Бердянска, сделанные коллективом Fantastic Little Splash. Опубликованы в блоге black porridge в Tumblr.

В статье «Искусство в интернете» Борис Гройс предвосхищает потенциал интернет-архивов к реинактменту. Он пишет о гетеротопическом мышлении архивом, преодолении исторической таксономии с помощью музея, который позволяет передавать из настоящего в будущее десинхронизирующие контекст и субъективность художественные работы. «Безусловно, наши архивы организованы по историческому принципу, а наше обращение с ними по-прежнему определяется традицией историзма XIX столетия»[1]Гройс Б. Искусство в интернете // В потоке. М.: Музей «Гараж» и Ad Marginem, 2018.. Мысль о том, что на самом деле ничего радикально не изменилось, сегодня кажется наиболее интересной и критической. Например, чтение книги «Язык новых медиа» Льва Мановича даёт впечатление органичного перехода к интерфейсам как к предопределённому витку в изобразительной культуре. Разумеется, тысячелетняя история записи информации и обмена ею изменяется с новыми возможностями исчисления, но всё-таки она продолжает двигаться по тем же культурным рельсам, что и всегда. Алгоритм культуры «реальность — медиа — данные — база данных»[2]Манович Л. Данные и алгоритм // Язык новых медиа. М.: Музей «Гараж» и Ad Marginem, 2018. С. 277. привязан к антропоцену. Налаженная координация музея и вечности, неоднократно описанная Гройсом не спасает от усложнения отношений между распределением благ в экономике внимания и диспозитивом видимости, воспитываемым блогингом и селебрити. Эти факторы предъявляют дискурсу истории культуры и искусства травматическое социальное влияние.

Множество культовых критических фигур, которые настаивают на историцистском взгляде на действительность, чаще всего работают в науках о культуре и искусстве, для которых линейный процесс записи и адресованного в будущее архивирования неоспорим. Единомышленни_цы Розалинд Краус пользуются отрезвляющим концептом медиум-специфичности, который позволяет внимательнее относиться к политизации формалистических открытий модернистского искусства и выстраивать их в историческую последовательность. Но убеждающая трезвость историцистского и материалистического подходов не мешает им совпадать с результатами влияния самопродвижения искусства в популярной культуре. Материалистическая критика и неолиберальные тусовки современного искусства поддерживают стремление атомарного индивида оставаться видимым, входить в историю, продолжать засорять, перегружая информационными килограммами поверхности рекомендаций в монополизированных цукерберговским алгоритмом сетях. Но если популяризующие искусство институты говорят, что стать видимым с помощью искусства очень просто, достаточно опубликовать в Инстаграме яркое виральное луповое видео, то критика считает, что для приобщения к пантеону современных художников нужна специальная эрудированность, позволяющая работать с контекстом произведения искусства. Нередко люди знакомятся с искусством через фетишизированную культуру его потребления, а иногда и занимаются искусством теоретически и практически, даже не углубляя свои знания дальше поверхностного консьюмеристского слоя. Но повышение квалификации и любительский объём знаний также не сбрасывает соревновательную привычку внутри креативной индустрии. В статье «Исполнять знание» Егор Софронов обличает властные механизмы дискурсивных практик современного искусства как поддерживающие статус-кво неолиберального подчинения[3]Софронов Е. Исполнять знание // Волкова Т., Зубченко Е., Митенко П. (ред.) Альманах МедиаУдар II. М.: МедиаУдар, 2016. С. 152–184.. Политэкономия знания в галерейных пространствах и дискурсивные произведения искусства соблазняют на продолжение гонки за видимость. Не только академическая иерархия, но и структура знания сама по себе вовлекает в соревнование. Индивид хочет быть или производителем знания, или его объектом.

Most Wanted

Часто историцистский дискурс сопровождается разговором о выборе события, о подсвечивающем указании на то, что будет сохранено для поиска по поверхности архива, что будет включено в цепь исторического движения. Возникшая столетие назад традиция экспонирования документации произведений искусства сегодня органично развивается на интернет-платформах. Переизбыток контента и непосильный для человека отбор обозначили кризис политики контент-производства даже для самых беззаботных пользовател_ьниц, особенно в первые месяцы пандемии Covid-19. Усилие сортировки и сегментирования востребовано как никогда и до сих пор предпочитает отбирающим человека, а не алгоритм[4]Лекция Бориса Гройса «О художественной выставке в эпоху интернета» в ЦСИ Винзавод 28 мая 2018.. Но так как качественный отбор стоит оплаты труда, то вместо него применяются автоматизированные формы. Алгоритм решает, что достойно конкретно_й пользователь_ницы, а что нет. Конечно, в действительности действует сборка пользователь_ницы и алгоритма. Это действие одного тела, дополненное функцией другого. Но в развивающейся ситуации алгоритмы прикладывают больше труда и виртуозности для сортировки конкретных локальных сливок из базы данных, чем пользователь_ница, котор_ая, в свою очередь, предпочитает радостно собирать удачный урожай. Несмотря на критическое отношение к сбору данных, многие радуются, когда алгоритм или реклама подкидывает интересный контент, и неважно, что вероятность совпадения настроя пользователь_ницы и предлагаемого материала может равняться 1 к 50. Просматриваемые истории в Инстаграме ограничиваются очень узким и редко расширяющимся кругом людей. Хотя Телеграм есть наиболее сопротивляющаяся алгоритму и рекламе сеть, которая не отбирает и не предлагает материалы пользователь_нице, лично мне приходится посещать её намного реже, чем поверхность рекомендуемого в других сетях.

Художни_цы и производитель_ницы контента или принимают правила соревнования за внимание алгоритма и пользователь_ниц, или пользуются платформой, игнорируя экономику лайков и просмотров, так или иначе выходя на запрограммированную дорожку циркуляции микроаудитории. Партизаны в этой ситуации являются потенциальными коллаборационистами, таковы условия. Например, мой друг, который пытается оставаться анонимным и удалять свои аккаунты сразу после того, как на него подписывается больше десяти человек, всё равно остаётся видимым для рекомендаций своих знакомых. Даже если подобные художни_цы не хотят пользоваться привилегиями избранных алгоритмом, их никто не спросит. Алгоритм тоталитарен. Гройс тоже учёл это и назвал Интернет машиной надзора, где все неизбежно видимы[5]Гройс Б. Искусство в Интернете.. Действительно, лента — это идеальный паноптикум, но не для тех, кто её листает. Возможность наблюдать и собирать не нужна другим пользователь_ницам. Это рутинная работа для корпораций с целью эффективнее таргетировать и локализировать алгоритм, защищать клиенто_к (скупающих частные сведения), но не пользователь_ниц и работать дальше. К тому же скрытность и анонимность забирают слишком много усилий и всё чаще вызывают подозрение, ассоциируясь с современной преступностью, хакерством, взломом, уходом от регистрирования. Конечно, хакерский деструктивный подход очень важен для проявления подлинной структуры Алгоритмического Капитализма. Но результативным кажется более хитрое, интервенционалистское уточнение возможностей в существующих условиях, усиление подозрения к утрачивающимся основам контент-производства, соблазняющих на самоэксплуатацию. Ведь со стороны играющих по правилам мы имеем огромное количество музыкантов, изобразительных художни_ков и блогеро_к, нещадно эксплуатирующих себя заполнением контент-ячеек в надежде на поощрение алгоритмов рекомендаций.

Loading…

Если доверять историцизму актуальной теории современного искусства, то нет никакой линии демаркации, привнесённой интернетом, разделяющей эстетические подходы на «до» и «после». «Искусство предстает в интернете как особая разновидность реальности: как процесс работы или даже жизни, разворачивающийся в реальном мире, офлайн», — пишет Борис Гройс[6]Там же.. Мы, как и раньше, можем критиковать и влиять на стабильно присутствующие, но редактируемые области жизни. Ведь если ничего не схлопывается, не разрывает с телеологией искусства и культуры, а двигается линейно, то можно изменить то, что изменяется. В данной ситуации можно повлиять на способ воспринимать экономику внимания и себя в ней. Например, разработать оптику, отслеживающую циркуляцию власти и привилегий в процессе распределения ресурса внимания.

Фотографии Бердянска, сделанные коллективом Fantastic Little Splash. Опубликованы в блоге black porridge в Tumblr.

Фотографии Бердянска, сделанные коллективом Fantastic Little Splash. Опубликованы в блоге black porridge в Tumblr.

Моё желание отследить карту и среду культурной тусовки Украины несколько лет назад приводила только к разочарованиям. Гуглу не по силам задача установления тусовочных связей. Но стоило всего лишь запустить домино общих друзей, чтобы через несколько лет иметь возможность мониторить всё не только в пределах мира, но и наконец-то своей страны. Так устроена иерархия рекомендаций: от общего к частному. Особое удовольствие сегодня — быть участником маленькой группы с узкими интересами. Радость, испытываемая при встрече с необходимым аутентичным контентом без усилия ресёрча сквозь поверхностность результатов запроса свидетельствует либо о силе платформ, которые симулируют для нас желаемое сообщество, чтобы эффективнее рекламировать товары, либо о ностальгии по суверенитету, автономности и анонимности. Последнее может означать, что первая историческая петля Веба закончила свой цикл, о чём свидетельствует мобилизация в пользу контракта, откатывающего Сеть к её первичной идеологии, без таргетинга и его использования в политических целях[7]В 2019 Создатель WWW Тим Бернерс-Ли предложил правительствам, монополистам и технологическим гигантам «Контракт для сети», в котором представил девять принципов, благодаря которым, по его мнению, удастся преодолеть антиутопическую тенденцию в использовании глобальной сети..

Исследователь техники Юк Хуэй разрабатывает альетрнативную архитектуру социальных сетей и предлагает вести аккаунты исключительно коллективно, открыто к анонимному, объединяясь ради осуществления конкретных проектов посредством нетворкинга[8]Hui Y. Collective Individuation: A New Theoretical Foundation for Social Networks // Centre de Cultura Contemporània de Barcelona Magazine, June 21, 2011.. Постантрапоценная или трансгуманистическая эволюция, которую намечают Бенджамин Браттон и Ник Срничек, тоже приближает нас к горизонтальному контент-планированию. Браттон думает о возникновении эстетики от машины к машине на основе визуальной базы данных, благодаря которой ИИ будет маркировать ценными совсем не те вещи, которые мог бы отобрать человек[9]Браттон Б. Некоторые очертания эпохи постантропоцена: об акселерационистской геополитической эстетике // Художественный журнал № 99 (2016). С. 58–71.. Соответственно, экономика внимания человека, какой мы её знаем сейчас, полностью утратит смысл. Срничек ожидает присвоения левыми правительственных аналитических интерфейсов, обобщающих и упрощающих нечитаемый массив экономических данных. В длительной перспективе он рассчитывает на фармацевтику, позволяющую картировать всё, что происходит в политэкономическом измерении глобалистского проекта[10]Срничек Н. Навигация по неолиберализму: политическая эстетика в эпоху кризиса // Художественный журнал № 99 (2016). С. 90–103.. Пока агитация за создания альтернативных форм социальных сетей только начинает разворачиваться, в это время символический капитал циркулирует в социальных сетях, организуя условия эксплуатации сотен тысяч когнитивного пролетариата.

По стелсу

Во времена, когда выход ищется в самоорганизационных инициативах и интервенциях, которые борются с иконой на её же территории[11]Об иконоборчестве говорила Клер Бишоп в своем недавнем докладе: Бишоп К. Интервенции: искусство политического времени. Доклад на фестивале «Точка доступа» 30 июня 2020., перспективными методами могут стать нежелание упрощать, усложнение и радикальное сужение аудитории. Подыгрывая планам платформенного капитализма, маленькие группы могут на какое-то историческое мгновение предвосхитить рыночный рывок и сделать подножку, теоретически и практически усовершенствовав свой инструментарий.

Украинская группа Fantastic Little Splash в онлайн-докладе о гибридном контенте «Транстрансляция» говорит об экологичности подачи информации в условиях новой теории и практики войны. Постчеловеческая серебрянная фигура, представляющая Валерию Гальченко и Александра Ганца, говорит: «Большая часть существующей информации бесполезна. В условиях нарастающего информационного загрязнения обоснованность подаваемой информации приоритетна. Обоснованность подачи информации может быть решена за счёт более детального изучения своей аудитории и последующей работы в её узких интересах». FLS реализовали разработанные ими шесть стандартов гибридного контента в проекте «Новая информация». Три коротких видео сопротивляются подозрительному оперативному постингу, эмоциональности контента, используют все доступные изобразительные средства в рамках минимального экранного времени и аутентифицируются за счёт разобщений в опыте наблюдающе_й. Определив для себя усложнённые принципы, они не занимаются истеричным продвижением своего бренда, иногда приобщаясь к коллективным проектам вроде «Озброєні і небезпечні» («Вооружены и опасны»). Они не упрощают свои работы, даже если они звучат на общие, резонансные для всех темы и вращаются вокруг символов коллективной памяти и воображения (недостроенные метро и отель «Парус» в Днепре). Сужение и локализация за счёт усложнения, выработка своего криптоязыка или как минимум установление высокого перцептивного уровня входа. Методы противостояния манипулятивности как корень новой контентной политики напоминают практики тайных и эзотерических сообществ с инициациями, ритуалами и идентифицирующими жестами.

Переплетением эзотерики и прокрастинации занимается белорусская группа «Работай Больше! Отдыхай Больше!». В Беларуси, где за тунеядство платят налог, организованная прокрастинация может обернуться угрожающим и рискованным предприятием. Помимо того, что РБОБ находит конъюнкции между трудом и отдыхом, которые часто находятся в области эзотерического или как минимум коинсидентального, они используют сложный язык, который останавливает тех, кто им не владеет, на пороге, и, соответственно, ставит посетителя в условия иррационального приобщения. Пользователь_ница без дискурсивного бэкграунда, а иногда и с ним, присоединяется скорее спонтанно и ситуативно, без понимания того, на что он_а подписывается. Вот, например, абзац из описания слота нечёткостей в программе РБОБ 2020: «Этот слот — коллективное картографирование нечёткостей. Риск, волатильность, размытость, потеря памяти, неопределённость, хаос, танец статистических погрешностей, озадаченность от вторжения всего вышеперечисленного в вашу локальность»[12]Борисёнок А., Жук Д, Сосновская О., Спесивцев Н. (Работай Больше! Отдыхай Больше!). Тест тест тест. Приглашение на программу 2020 года.. Интеллектуальный фикшн, возникающий в описаниях опенкол слотов для РБОБ 2020, становится понятным только с третьего прочтения, и то только потому, что индивидуальные ассоциации складываются в кажущееся знание, интуитивное понимание. Более того, не только наблюдающие, но и участни_цы не всегда осиливают список мероприятий и силлабусы РБОБ. Они чрезмерны. Это эстетика нечитабельности, новая нечитабельность как способ видения[13]Бишоп К. Цифровой раскол // Художественный журнал № 96 (2015). С. 48–57.. В плотном креативно-промышленном графике мало кто может просмотреть всё, но как раз это и помогает представленному контенту не делиться на секции и иерархии. Инициация через решимость присоединиться к неизвестному, избегающему определения, избыточному, не является ритуальной или сортирующей избранных практикой. Это всего лишь менеджерская форма. Как и религиозные практики, программа РБОБ пронзает рабочее и бытовое время, не локализуется в единичных событиях, окутывая пользовательскую повседневность. Опять же можно заметить парадоксально высокий уровень входа рядом с универсальным эгалитарным содержанием и механизмами, задевающими общие состояния, касающиеся всех.

Нечитабельность, возникающая вследствие переизбытка, и формирование интеллектуального криптоязыка синонимичны пользовательской экологии, дрейфующей между поверхностью рекомендаций и глубоким интернетом. Аутсайдерская интернет эстетика автономна и привлекательна. Возвращаясь к практикам моего анонимного знакомого можно сказать, что мало-мальски искушённые развлекательным топ-контентом пользователь_ницы нередко привязываются к андеграундному или треш-контенту для небольших аудиторий. Срез затемнённого интернета тоже отбирается для баз данных треш-контента, извлекающих капитал из «постыдного удовольствия» своих подписчиков. Удивительно, что с течением времени каждый пользователь сам становится для себя источником кринжа и отчуждения. Раскапывание останков мгновенных некогда мейнстримных мемов, плейлистов или текстов, которые должны были молниеносно исчезнуть после своего появления, позволяет открывать огромные залежи контента в цифровых следах любо_й пользователь_ницы. Автоэтнография и интерес к малоизвестным блогам и каналам могут быть рассмотрены как симптоматичная реакция на возникновение атомизированой архитектуры интернета и алгоритмов рекомендаций, эволюционным этапом которых как раз и является углубляющиеся деление и дробление.

Рейд на босса

Продолжать атомизироваться до себя, быть самому себе и алгоритмом, и базой данных, и фестивалем на их основе, в спайке с алгоритмом генерировать приток аудитории, методами взаимоучастия превращая её в микрокомьюнити. Кажется, что при таком сценарии воспроизводство соревновательного энтузиазма теряет смысл, дедлайны падают, искусство не стыдится быть хобби, что усложняет капитализацию, и, следовательно, деполитизацию результатов деятельности. Но, к сожалению, свободный потенциал атомизирующейся дискретности — это вопрос времени, и способ выставить и продать самые ускользающие практики будет найден. Бояна Кунст уже критикует удобное рынку производство субъективности, которое наделяется сырьём оппозиционной и неуловимой перформативности[14]Кунст Б. Производство субъективности. Часть 1 // Spectate,17 января 2020.. Возможно, для перехода от тенденции автоэтнографической атомизации к новым коллективным индивидуациям Юка Хуэя нужна ещё одна модель действий.

Фотографии Бердянска, сделанные коллективом Fantastic Little Splash. Опубликованы в блоге black porridge в Tumblr.

Фотографии Бердянска, сделанные коллективом Fantastic Little Splash. Опубликованы в блоге black porridge в Tumblr.

Огромный символический капитал, адаптирующий свою циркуляцию под разнообразные группы пользователей[15]2000 подписчиков в Инстаграме театрального блогера — это весомый ресурс в рамках театрального сообщества., никуда не девается, но, наоборот, соблазнительно упрощает доступ к себе, давая, например, мгновение для овладения притоком просмотров[16]Временный выход в рекомендации отдельных роликов аккаунта в ТикТоке.. Буквально каждый второй ребёнок рано или поздно пробует стать популярным. Разница лишь в том, как вовремя он поймёт рамки своей аудитории и рассчитает силы для овладения ею. Ошибки на этом пути приводят к повальной подростковой депрессии и выгоранию[17]Boers E. et al. Association of Screen Time and Depression in Adolescence // Journal of American Medical Association Pediatrics vol. 173 no. 9 (2019). P. 853–859.. Если инициатива снизу ещё не готова демонтировать капитал, то обладатель_ницы ресурса внимания могут раскулачиваться самостоятельно через критическое отношение к аффекту видимости, распознание своего ресурса как топлива для историцистской возгонки. Если самораскулачивание кажется нереалистичным, то достаточно взглянуть на успехи cancel culture в Америке. Символический капитал действительно трудно распределить, но его можно запросто лишиться. Похожую работу проделывают дети из ТикТока, а не организованные движения или СМИ. Благодаря cancel culture видимые представитель_ницы тусовок рано или поздно придут к саморефлексивному использованию привилегий внимания и с помощью ауры селебрити станут призывать к самоконкретизации, исследованию и критике окружающей несправедливости. Не монополизировать методы работы с действительностью, навязывая результаты в виде обработанной информации, но навязывать методы и оптики, которыми пользователь_ница может самостоятельно работать со своей локальностью, устанавливая собственные, а не соревновательные планки. Чем больше капитала, тем больше прикладного, практического контента, тем больше делегирования невидимым. Ведь то, как организовывается восприятие пользователь_ницы, может влиять на то, как он_а будет работать со своей семейной, карьерной и пользовательской средой. И когда пользователь_ницам будет дан инструмент для работы со своим бытом, тогда станут реализуемыми три экологии Гваттари, и будет переосмыслена машинерия вписываемости в исторический авангард без иерархии ценностей и стоимостей. Борьба с массовой депрессией будет успешной, когда обладающие привилегией внимания не будут молчаливо или красноречиво требовать от тебя такого же успеха и входа в историю. История — это та политическая среда, в которой мы работаем над будущим и рамками его инклюзии. Результативность креативного труда в движении истории станет заметной, когда присоединение к коллективной рабочей среде перестанет быть привилегией, обязывающей на самоистощающее производство контента.

Если применить к описанному контексту критику мнимого антагонизма между самоорганизациями и институциями, проведённой Борисом Клюшниковым в статье «Институты и воображение самоорганизации»[18]Клюшников Б. Институты и воображение самоорганизации // сиг.ма, 23 февраля 2019., то нужно помнить, что все альтернативы вписаны в общее «выставочное пространство» интернета и делят с ним одни и те же ресурсы. Создание утопии по соседству с кризисом умозрительно, а не критично. Самые существенные сдвиги произойдут там, где крысиные диссенсусы запутают слона символического капитала, буквально переставляя его ноги своими критическими манёврами.

Примечания:

Об авторе. Родился в 2000 году в Бердянске. Украинский художник, автор текстов, эксконцептмейкер в .t theatre company. C 2015 по 2017 занимался акционизмом в Бердянске и Днепре. В 2020 году в рамках программы «Работай Больше! Отдыхай Больше!» представил работу «Я правильно нашла понятия постмодернизма. Так это же прекрасно. Но».

1 Гройс Б. Искусство в интернете // В потоке. М.: Музей «Гараж» и Ad Marginem, 2018.

2 Манович Л. Данные и алгоритм // Язык новых медиа. М.: Музей «Гараж» и Ad Marginem, 2018. С. 277.

3 Софронов Е. Исполнять знание // Волкова Т., Зубченко Е., Митенко П. (ред.) Альманах МедиаУдар II. М.: МедиаУдар, 2016. С. 152–184.

4 Лекция Бориса Гройса «О художественной выставке в эпоху интернета» в ЦСИ Винзавод 28 мая 2018, https://www.youtube.com/watch?v=0iXJRucAYow&t=312s.

5 Гройс Б. Искусство в Интернете.

6 Там же.

7 В 2019 Создатель WWW Тим Бернерс-Ли предложил правительствам, монополистам и технологическим гигантам «Контракт для сети», в котором представил девять принципов, благодаря которым, по его мнению, удастся преодолеть антиутопическую тенденцию в использовании глобальной сети. Сайт контракта: https://contractfortheweb.org/.

8 Hui Y. Collective Individuation: A New Theoretical Foundation for Social Networks // Centre de Cultura Contemporània de Barcelona Magazine, June 21, 2011, http://lab.cccb.org/en/collective-individuation-a-new-theoretical-foundation-for-social-networks/.

9 Браттон Б. Некоторые очертания эпохи постантропоцена: об акселерационистской геополитической эстетике // Художественный журнал № 99 (2016). С. 58–71.

10 Срничек Н. Навигация по неолиберализму: политическая эстетика в эпоху кризиса // Художественный журнал № 99 (2016). С. 90–103.

11 Об иконоборчестве говорила Клер Бишоп в своем недавнем докладе: Бишоп К. Интервенции: искусство политического времени. Доклад на фестивале «Точка доступа» 30 июня 2020.

12 Борисёнок А., Жук Д, Сосновская О., Спесивцев Н. (Работай Больше! Отдыхай Больше!). Тест тест тест. Приглашение на программу 2020 года, http://workhardplay.pw/ru/2020/#letter-05.

13 Бишоп К. Цифровой раскол // Художественный журнал № 96 (2015). С. 48–57.

14 Кунст Б. Производство субъективности. Часть 1 // Spectate,17 января 2020, https://spectate.ru/bojana-subj/.

15 2000 подписчиков в Инстаграме театрального блогера — это весомый ресурс в рамках театрального сообщества.

16 Временный выход в рекомендации отдельных роликов аккаунта в ТикТоке.

17 Boers E. et al. Association of Screen Time and Depression in Adolescence // Journal of American Medical Association Pediatrics vol. 173 no. 9 (2019). P. 853–859.

18 Клюшников Б. Институты и воображение самоорганизации // сиг.ма, 23 февраля 2019, https://syg.ma/@sygma/boris-kliushnikov-instituty-i-voobrazhieniie-samoorghanizatsii.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.