Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Аукцион

Все совпадения (не)случайны: об аукционе «Выручай»

426        0       

Мария Пудалова об аукционе в помощь наркополитически преследуемым.

29.12.20    ТЕКСТ: 
Рома 9cyka, «Поцелуй дементора/Темная магия», 2020. Холст, акрил, 70 х 50 см.

Рома 9cyka, «Поцелуй дементора/Темная магия», 2020. Холст, акрил, 70 х 50 см.

Искусство всегда отражает социальные процессы. Мы можем отворачиваться и говорить про «искусство ради искусства», про созерцание и размышление, делающие его вопросом индивидуального ощущения. Тем не менее отклик на то, что происходит вокруг, всегда звучит в искусстве. Иногда это очевидно с первого взгляда, иногда приходится думать.

Реакция на хроническую несправедливость прямо заявлена в аукционе «Выручай»: он призван обратить внимание на чрезмерную строгость наказания для осужденных и заключенных в тюрьму по делам о наркотиках. Куратор аукциона Денис Мустафин говорит: «Художник — по умолчанию фигура всматривающаяся. Он — тот, кто глядит, не отрываясь, “во все глаза”, а потом показывает то, что другие, возможно, пропустили, проглядели, проигнорировали». Почти каждый четвертый заключенный в нашей стране попал в тюрьму по 228-й статье, которую поэтому прозвали «народной».

Половину вырученных на аукционе средств художники и организаторы пожертвуют в Фонд им. Андрея Рылькова (ФАР) и порталу Hand-Help.ru на правовую и социальную помощь осужденным.

Панорама произведений «Выручай» включает в себя работы ярких представителей современной российской художественной сцены: полушуточная графика Анатолия Зверева из коллекции Геннадия Айги соседствует с остросоциальной «дубинописью» Артема Лоскутова, а ростовая фигура Фредди Меркьюри «Fight ВИЧ» Димы Грина с живописной работой Давида Тер-Оганьяна. Разнообразные по технике и содержанию, большинство работ датируются 2010-ми годами.

Мустафин подчеркивает, что в экспозиции «все совпадения случайны», ведь кураторского отбора работ не было: он пригласил художников, которые в свою очередь сами выбирали работы к участию. Симптоматично, что в целом темы произведений синхронизируются: отношения индивида и системы, человека и большого города, градации человеческих состояний — хронические, неотвеченные вопросы. Серия «Тюремных снов» Андрея Митенева была создана автором в исправительной колонии, где он отбывал наказание по 228-й статье за незаконное приобретение и хранение запрещенных веществ. Серия иллюстрирует поиск точек опоры в неорганичных для человека условиях. Во «Сне» тело ищет подходящую голову, Иона летит вниз головой в пасть Левиафана, а рыба, рожденная из бедра персонажа, стремится наверх, предвкушая скорое спасение.

Акриловое полотно Ромы 9суки «Поцелуй дементора/Темная магия» было создано после посещения автором заседания суда, где был осужден его знакомый: система, призванная защищать справедливость, превращается в монстра, поглощающего жизнетворные силы попавшего в жернова правосудия. По мнению автора работы, единственный способ справиться с заключением под стражу — притупление чувств. Группировка ЗИП создает графические образы, наполненные метафорами насилия и несправедливости: раздутый клещ впивается в ногу персонажа, а море под его стопой наполнено темной неопознанной жидкостью. Черный цвет туши дополняется синими линиями шариковой ручки, обозначающей татуировки на коже. Александр Повзнер развивает этот мотив: в его произведении нога, попирающая лицо человека, — это символ унижения и насилия, ограничения права выражать себя. Андрей Кузькин комментирует пренебрежительное отношение к личности и несправедливость, обращаясь к мотиву христианской евхаристии. Композиция «Персональный молельщик» включает в себя фигурки из хлебного мякиша; согбенные персонажи с трудом помещаются в небольших бетонных нишах, образующих структуру, напоминающую улей. Автор отмечает, что выбор материала не случаен: «Хлеб для меня лучший, живой материал для изображения тела человека — тела изменяющегося, бренного, страдающего и рано или поздно исчезающего. В работе соединяются христианский символизм (хлеб — символ тела Христа) и русская тюремная традиция лепки из хлеба». Материалы, пропитанные памятью прикосновения, использует в своей работе и Зина Исупова, создавая яркие, нарочито инфантильные натюрморты из мусорных пакетов, смятых носков и других бытовых предметов. Самобытный художник Сергей Скутару фиксирует повседневность с очень близкого расстояния, используя классический язык станковой живописи.

Много произведений на этом аукционе об ощущениях большого города. Мы взаимодействуем с городским пространством вне зависимости от убеждений и социального статуса, становясь перед ним равными. Кирилл Кто, Андрей Сяйлев, Слава ПТРК, Ксюша Послушай и Саманта Тэрроу связаны с уличным искусством: даже уходя в камерный «стрит-арт», возвращаясь к небольшим форматам, фломастерам и бумаге, они продолжают обращаться к миллионной аудитории мегаполиса. «Грех высотки» Пахома, известного своей театральностью и абсурдистским акционизмом, представляет сталинскую высотку, частый сюжет советских художников, стоящую поодаль. Большая часть пространства холста занята повторяющейся как ритмичная мантра надписью тушью — «Грех высотки», в большом пузыре. Мотив мантры проявляется в геометрических абстракциях уличного художника Димы Gred’а; линии на черном фоне воспринимаются как часть бесконечного лабиринта, уходящего за край листа бумаги. Буквы в работах Валерия Чтака формируют ребус из переплетений слов на разных языках, написанных на скейте. Сергей Ануфриев создает сигнальную систему — его серия «Орда» «показывает относительность пространства и времени перед лицом темной энергии». У Евгения Гранильщикова звучит тема языкового сдвига или сбоя, из-за которого приоткрывается другая, не столь очевидная действительность; дети блуждают, не взаимодействуя между собой, на абсолютно белом листе бумаге, надпись «темнота.рядом» и заштрихованный красным участок пространства добавляют ощущение разобщенных, безразлично параллельных друг другу реальностей.

Света Шуваева погружает зрителя в мир бюрократии, наполняя его поэзией. Лирический герой ее работ — Адекватный Собственник, ищет заветную квартиру мечты, где он смог бы наконец осесть. А бесконечные квазисупрематические заборы Александра Зайцева дополняют многомерный образ мегаполиса, показанный с разных точек зрения современными художниками.

Егор Кошелев, Янка Сметанина и Алексей Иорш идут к изгоям общества, к тем, от кого мы привычно отводим взгляд днем и брезгливо обходим стороной ночью. Через искусство Кошелев ищет возможность вернуть людям вне зависимости от их социального статуса ощущение «я» и право на «замечаемость»: «Я просто хотел сочувственно показать всех тех, кому долгое время не находилось отражения в мире искусства, претендующего на право именоваться современным, — людей и животных, поставленных обществом на грань выживания, сплоченных в своей отверженности». Иорш в серии «Гастарбайтеры» говорит о массовом и незамечаемом слое населения. Вездесущие люди в оранжевых куртках у Иорша — сказочные существа: бэтмен с метлой или вылезающий из люка божок подземного мира. Персонажи Алексея Каллимы созданы из угля и сангины — продукта распада, возрождающегося на картине.

Проекты Вики Бегальской и Александра Вилкина в хулиганисто-митьковском духе посвящены секс-индустрии и проституции. В небольшой работе «Кувшинки» прослеживаются узнаваемые тематика и стиль дуэта: остросоциальные сюжеты, эстетически близкие русскому лубку.

Протест против несправедливости, неудовлетворенность действительностью иногда выражается напрямую, а может прозвучать интимным переживанием, как в работе Маши Сумниной «Compressing Days of 2020», где зыбкий персонаж пропускает сквозь себя, через красную воронку мыльные пузыри — серые дни, бледно тающие в воздухе.

За каждой гранью протеста и несогласия звучит надежда на то, что мы можем менять существующий порядок. Аукцион «Выручай» — гражданская инициатива, ставящая важные вопросы о тех изменениях, насущность которых становится сегодня острее, и возможность которых зависит от широкого общественного участия.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.