В мире современных музейных и кураторских практик Роман Навескин предстает не просто как куратор, но как художник-философ, чьи проекты создают аффективный ландшафт искусства и технологий. Вариативность работ Романа Навескина служит свидетельством его интимного взаимодействия с трансцендентным и осязаемым, где духовное напряжение Анкоку-буто вальсирует с виртуальным фантомом Kira Faux.
Знакомство с главными источниками вдохновения кураторских проектов Романа — например, со спекулятивной философией Юджина Такера, открывает понимание «тёмных» аспектов творчества Навескина. Такер представляет мир как водоворот человеческого и нечеловеческого, различимого и ускользающего. В мультимедийной выставке «Буто. Восстание мёртвого тела» японский авангардный танец Анкоку-буто выступает как воплощение этой космологической констатации. Через соматические дискурсы создателей танца, Тацуми Хидзикаты и Кадзуо Оно Навескин перебрасывает мост между живым и спектральным — призрачным, хонтологическим, заставляя нас задуматься о способности искусства пробуждать спящее и воскрешать мёртвое. Сложный кураторский проект, включающий выставку, исследования и переводы, «Восстание мёртвого тела» реконстектуализирует забытый танец, «воскрешая» его с кладбища дискурсов и запуская этого «философского зомби» в галереи и обсуждения.
Другой источник вдохновения Романа — объектно-ориентированная онтология Грэма Хармана, — предлагает призматическую линзу, через которую мы можем преломить другие его проекты. Если Харман наблюдает космос, состоящий из изъятых объектов, то своими исследованиями виртуальности Навескин открывает цифровые симулякры. Созданная им в сотрудничестве с арт-группой This Is Not, виртуальная девушка Kira Faux (где faux — ироничная и буквальная «фальшивка») представляет собой существо одновременно реальное и нереальное, соединяющееся с нашим миром посредством цифрового взаимодействия и в то же время сохраняющее свою сущность отсутствия.
Возможно, именно в этом колебании между присутствием и отсутствием и кроется суть увлечения Навескина «фейковыми» личностями. Выросший из проекта Kira Faux, его сольный кураторский проект They+, название которого отражает дух доппельгангеров и мистификаций, демонстрирует сферу, где виртуальные личности становятся мощными медиумами «реального мира». Одновременно выставка и проект цифрового музея, заполненного виртуальными существами-экспонатами, это соединение намекает также на акторно-сетевую теорию Бруно Латура, где виртуальные субъекты их демиургов со всего мира становятся последовательными акторами, вплетенными в сложную сеть взаимодействий, бросающих вызов устаревшей святости «подлинных» идентичностей.
Многие музеи и галереи Москвы уже стали свидетелями кураторских практик Романа Навескина: от Еврейского музея и центра толерантности до Музея современного искусства «Гараж», Центра современного искусства «Винзавод», ГЭС-2 и ММОМА. Изучая практику Романа Навескина, можно наблюдать призрачный вальс искусства, технологии и идентичности. Его работы подчеркивают мир, в котором искусственный интеллект и человеческий,материальное и бесплотное, реальное и виртуальное, живое и неживое находятся в своём вечном диалектическом взаимодействии; дикие «звёздно-спекулятивные трупы» оживают, а наши соцсети заполняют цифровые хонтологии. Таким образом кураторский голос Романа Навескина остаётся эхом нашей технологически опосредованной эпохи — эпохи симулякров, спекуляций и призраков.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.