Отклик на весенний сезон в музее «Гараж» от Леры Конончук, критикессы, кураторки и институциональной наемной работницы[*]А также — следует пометить для полного раскрытия — в настоящее время приглашенной резидентки мастерских «Гаража»..
В музее «Гараж» открылась выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена», задуманная кураторами Ярославом Воловодом, Екатериной Лазаревой и Екатериной Савченко как «гуманитарная миссия помощи художественному сообществу»[1]Из кураторского текста к выставке.: по опен-коллу были отобраны 33 проекта (отдельно уточняется, что треть из них принадлежит коллективам — превращающимся, видимо, в некое подобие священной коровы, автоматического блага), которым «дали возможность» создать и/или показать на крупнейшей площадке новую работу.
Некоторые из проектов, которые существовали до этого как намек или задумка, логичным образом выиграли за счет финансово-производственной институциональной поддержки. Выиграли, разумеется, на взгляд тех из нас, кому не чужда протестантская этика капитализма с ее культом оценки работы исходя из количества вложенных в нее усилий. Самый частый комментарий, который я получала от участвующих художников — радость и глубочайшее удовлетворение от профессионализма команды «Гаража»[2]Это чувство столкновения с профессионализмом, можно сказать, объединяет художественное сообщество в общем (пусть и шутливом) преклонении перед техническими работниками музеев и галерей, воплощенном в мемах об art handlers.. Продакшен действительно впечатляет: «спекуляции», «прогнозы» и «фейки» художников вписаны в спектакулярную геймифицированную среду, воплощенную в первую очередь в ослепительной напольной поверхности из светящихся квадратов; как продолжение игровой метафоры, каждая работа кодируется парой иконок-идеограмм (из, что уж там, не самой хитроумной подборки: «лекарство», «код», «нечеловек», «тайна», «рынок» и «музей») — так, что эта завлекательная аркада ловко интегрирует любой тип художественной работы и своим приключенческим сиянием, увы, если не засвечивает, то отодвигает ее на второй план.
Из сопроводительного сборника (который, судя по всему, выдается только по запросу) с более подробными, чем экспликации в три предложения, неплохими текстами-высказываниями кураторов можно сделать вывод, что обвинить в невнимании к художникам или в каком-то намеренном зашумлении работ сценографией их нельзя. Однако выбранная концепция, форма и ее исполнение играют на образ холодных платформенных благодетелей. Что-то похожее, скажем, вынуждены предпринимать преподаватели школ современного искусства, когда необходимо в кратчайшие сроки устроить тренировочную выставку со множеством откровенно слабых работ нового наплыва неоперившихся студентов. Когда не та ситуация, чтобы инвестироваться в серьезный рисерч, можно поместить всех в игру! Разделить по рубрикам — дать голос, speak for yourself! Подспудно это выдает и тактическое решение институции с солидной репутацией, когда она не может (или не хочет) отвечать за содержание, концепцию и исполнение работ, одиннадцать из которых делается, например, непредсказуемыми коллективами. Каждому по свободному высказыванию в квадратике гладкой обезразличивающей платформы: получите вполне адекватное выражение все более геймифицирующейся гиг-экономики.
Парадоксальным образом на этом фоне выигрывает даже до смешного устаревший формат масштабных сольных выставок-ретроспектив и так осененных непреходящей славой (мужчин)-художников, которые устраивал «Гараж» в предыдущие годы: Пепперштейна, Бротарса, Араина, Мураками и т. д. В нем виделось все же глубокое и увлеченное исследование, стремление сформулировать новое высказывание. На этом, правда, авантажи кончаются. На самом деле лучший контраст для благодетельства-как-нехитрого-оформительства — это проходящая сейчас в том же «Гараже» выставка «Настоящее время, несовершенный вид» о нескольких нереализованных проектах прошлого, подготовленная архивным отделом (кураторы Екатерина Иноземцева и Саша Обухова при участии Тони Трубицыной). Выставка исходит из того же, что и «Выбирая дистанцию», импульса: активированного пандемией размышления о зыбкости планов, о замороженных потенциальностях прошлого, отзывающихся на настоящем и на версиях будущего. Каждый из выбранных проектов здесь ценен как вклад в размышление о феномене отмены и «нереализации», ставших повсеместными в условиях локдауна, но так-то уже давно вросших в культуру через политическую цензуру, общую экономическую нестабильность и институциональное осторожничанье. Тут и проект танцплощадки Игоря Пяткина вместо шестигранника, ставшего первым приютом «Гаража», и непостроенный (исторически неудобный) Музей женского искусства Натальи Каменецкой с вылившимся из него «Музеем желаний», и сорвавшийся из-за пандемии проект Петра Жеребцова об армейской маскулинности (который успел претерпеть множество «сглаживаний» со стороны берлинских кураторов). Пять проектов помещены в бумажно-тканые объемы, фиксирующие стоящую за каждым идею: павильон Инфанте-Араны, задумывавшего иллюминацию Кремля, напоминает форму луча проектора, а «Парк Меланхолия» с незавершенными или слитыми в утиль советскими скульптурами определяется фрагментом гравюры Дюрера, вычерченным автором проекта Петром Белым. За всем этим видится более адекватное, что ли, понимание пресловутой заботы, которая на институциональном уровне проявляется в исследовании, внимательной контекстуализации, поиске противоречий и ненаблюдаемых поверхностным взглядом амбивалентностей статуса-кво, а также придании силы, а не просто видимости присутствия, тому, что понимается (или само чувствует себя) как слабое, существующее на границе не/сбываемости.
На примере «Выбирая дистанцию» становится ощутимой проблема меценатства и его риторики, когда символическая история кружится вокруг «благодетельства», устраняющегося от артикулированной заинтересованной позиции, ангажированной проблематизации действительности. Здесь видится и тенденция в-любой-ситуации-занимать-метапозицию, свойственная, например, еще одному куратору «Гаража» Валентину Дьяконову — что особенно четко проявилось в его концепции II Триеннале «Красивая ночь всех людей», в которой он «самоустранился» от курирования, но также и в текущей курируемой им выставке Давида Кларбаута «Невидимый звук», в которой программный в этом сезоне феномен спекуляции выведен через уже совсем деполитизированный, изощренно пранкерский в своей нарочитой банальности контекст фото- и видеомонтажа[3]Логичным образом, эта выставка — настоящий подарок для классического искусствоведа. См. Толстова А. Основы вообразительного искусства. Журнал «Коммерсантъ Weekend» № 10 от 02.04.2021, стр. 14..
Но вернусь к «Выбирая дистанцию» — чтобы показать, как на деле работам вполне удается на формальном уровне сопротивляться ослепительному свету метапозиционального холодненького покровительства. Это в первую очередь те произведения, которые рефлексируют свою вписанность в предложенную структуру (таких немного). Либо же, во вторую, те, что напрочь к ней слепы (таких больше), то есть не столько реагируют на невдохновляющую концепцию выставки, сколько продолжают намеченную/различимую идейно-формальную линию авторов, которые воспользовались институциональной «гуманитарной миссией» для развития и разветвления этой линии, а потому выглядят самоценно и независимо. Иными словами, действуют в духе здорового оппортунизма, который редко сам по себе вызывает сильную симпатию, но здесь выглядит очень уж уместно. В этом ряду, скажем, Кирилл Савченков с узнаваемыми вертикальными ювелиризированными сборками, Дарья Правда с новой комнатой-мистификацией, созданной вокруг тайного общества, и Михаил Максимов со своими людьми-картошками[4]Полные названия: Кирилл Савченков, «Плоский тигр, бумажный узел, мертвая рука и затянутый узел» (2021); Дарья Правда, «Электрическое тело» (2018–2021); Михаил Максимов, «Флаталити» (2021). (одна из самых сильных работ выставки).
Из тех, что продуктивно работают с пробелами, пустотами и противоречиями контекста и выставочного пространства — объединение «кафе-мороженое» в лице Насти Дмитриевской и Даши Юрийчук, которые выставили майндмэп «Радикальные грезы» по следам серии дискуссий собранной ими рабочей группы[5]Состав рабочей группы: Дмитрий Безуглов, Илья Будрайтскис, Ангелина Бурлюк, Илона Войтковская, Мария Дмитриева, Дина Жук, Елена Ищенко, Николай Спесивцев. Дизайнерка: Ульяна Быченкова.. Группа расчертила поле недовольств и предложений по будущему существованию различных акторов современного искусства и культуры в условиях редких меценатских поглаживаний, централизованных инфраструктур и проседания левых в придумывании привлекательного/захватывающего для многих будущего. Как художественный жест, помещенный в выставку «Выбирая дистанцию», это работает здорово: минималистская открытая скоба одновременно ограничивает пространство и приглашает, очерчивает границы, аккуратно создавая для себя воздушное пространство в этой тотальной игре, и одновременно манит, на формальном уровне создавая эффект приближения-дистанцирования, осознанности присутствия в конкретном институциональном контексте. При этом «Грезы» (к сожалению?) остаются грезами, а не планом действий, — они по-прежнему неотчетливы и безадресны, как коллективный сон, в котором небесшовно сходятся чаяния пираток-анархисток и институциональных работниц.
На удивление удачно здесь работает и леденцовый, похожий на танцплощадку игровой black box группы ШШШ, с потолка которого, над игровой картой, свисают VR-очки. Через них мы видим славный домик с гаражом и бассейном, полном глиттера; внутри тусуются мультяшые персонажи каждой из 11 авторок[6]Аня Леонова, Ксения Нечай, Дарья Орлова, Анна Приходько, Саша Пучкова, Наталия Тазбаш, группа «Твин» (Настя Кузьмина и Надя Гришина), Ира Цыханская, Виктория Чупахина, Татьяна Шерстюк.: «печенька», «омоновец», «злой бог», «банши» и т. д. В дом войти нельзя, только любоваться на персонажей снаружи: так художницы размышляют о закрытости сообществ и празднике для избранных. Девочковая игра-внутри-игры, не жалеющая цветочувствительного зрителя, атакует своей сгущенностью, контекстной плеонастичностью, так что вовсе заставляет внешнюю сценографию померкнуть — после «Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой» возникает звенящая легкость, как после приема триптанов.
Лучше всех себя чувствуют, конечно, видеоработы. Я даже не столько про те, которым отдали black box или кинозал, этим вообще сказочно повезло; но вообще любые видео — поскольку экран, конечно, в любом контексте дает нам особое виртуальное пространство и время, субъективное elsewhere. Здесь показателен вариант видео, встречающего тебя по пути, без перегородок, как «Город-гараж» группы «Хочешь»[7]В основной состав группы входят Варвара Геворгизова, Александрас Крифариди и Ваня Шатравин-Достов., активирующий феномен «двойного зрительства» (dual-spectatorship)[8]Mondloch K. Screens: Viewing Media Installation Art. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010.: когда зрительница погружена в иллюзионистскую презентацию исследования «туапсинского авангарда», пространство-время спекулятивного видео, и в то же время сознает материальные условия зрительского опыта, например, что ее поместили на ветку разбухшего 3D-кроссворда. Почему, я думаю, мы так наслаждаемся видеоработами: они вытаскивают нас из кошмара выставок, но слегка не до конца.
На самом деле выставка со скучнейшим названием и концепцией дала жизнь довольно существенному количеству замечательных, заметных работ в том числе от не самых известных художников: стоит отметить хорошую интуицию кураторов, судя по всему, отбиравших пунктирные проекты проектов. На нашем относительном безрыбье вполне можно было бы радоваться и этому. В целом, конечно, кажется важным постепенный уход крупной институции от упоения сольниками-блокбастерами. Однако в нынешних условиях одиночные инициативы, подобные «Выбирая дистанцию», все же недалеко уходят от логики let them eat cake: самоуспокоенного одарения изумрудными серьгами усталых поставщиц контента.
*А также — следует пометить для полного раскрытия — в настоящее время приглашенной резидентки мастерских «Гаража».
1 Из кураторского текста к выставке.
2 Это чувство столкновения с профессионализмом, можно сказать, объединяет художественное сообщество в общем (пусть и шутливом) преклонении перед техническими работниками музеев и галерей, воплощенном в мемах об art handlers, вроде этого: https://www.instagram.com/p/CLHPTaMFHMG/.
3 Логичным образом, эта выставка — настоящий подарок для классического искусствоведа. См. Толстова А. Основы вообразительного искусства. Журнал «Коммерсантъ Weekend» № 10 от 02.04.2021, стр. 14. Доступно по: https://www.kommersant.ru/doc/4742383#id2034868.
4 Полные названия: Кирилл Савченков, «Плоский тигр, бумажный узел, мертвая рука и затянутый узел» (2021); Дарья Правда, «Электрическое тело» (2018–2021); Михаил Максимов, «Флаталити» (2021).
5 Состав рабочей группы: Дмитрий Безуглов, Илья Будрайтскис, Ангелина Бурлюк, Илона Войтковская, Мария Дмитриева, Дина Жук, Елена Ищенко, Николай Спесивцев. Дизайнерка: Ульяна Быченкова.
6 Аня Леонова, Ксения Нечай, Дарья Орлова, Анна Приходько, Саша Пучкова, Наталия Тазбаш, группа «Твин» (Настя Кузьмина и Надя Гришина), Ира Цыханская, Виктория Чупахина, Татьяна Шерстюк.
7 В основной состав группы входят Варвара Геворгизова, Александрас Крифариди и Ваня Шатравин-Достов.
8 Mondloch K. Screens: Viewing Media Installation Art. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
При всем уважении, не стоит называть хоть сколько-нибудь сложную позицию метапозицией. Это все равно, что называть любые непонятные природные явления метафизическими.
это не рецензия и не критика, это оплата резиденции (оплата, о которой леру никто не просил)