В преддверии презентации проекта редакция aroundart.org поговорила с командой Grandmama’s Print о печатном журнале, как альтернативной формой самоорганизации для молодых фотографов.
Открытая презентация журнала Grandmama’s Print состоится уже 1 мая в 19:00, Berthold Centre (Санкт-Петербург), Гражданская улица, 13–15, Жёлтая лестница, 2 этаж.
Команда фотографов Grandmama’s Print: Мария Ермоленко – создательница, главный редактор, Кристина Сергеева – редактор, ведет рубрику «советы», Лейла Богданова –Бабакулова – редактор, координатор рабочего процесса, Влада Шигаева – редактор, главный дизайнер, Ксения Рябова – редактор, отвечает за оформление текстов, Евгений Гаркуша – редактор, ведет рубрику «интервью», занимается пост-продакшеном.
AA: Расскажите, что стало толчком к вашему объединению? Как появилась идея онлайн-платформы и как она переросла в печатный журнал?
GM: Дело было так: пока мы учились в Фотографике, мы изучали среду вокруг фотографии в России, но быстро поняли, что её почти нет. И, каждый раз собираясь в баре после занятий, мы задавались вопросом: что мы можем с этим сделать?
GM: В один момент, кажется, это была первая волна карантина, когда все сидели дома и было много времени на то, чтобы подумать, и тогда мы решили – нужно делать журнал. Мы начали с онлайн-платформы, а спустя полгода начали готовить первый печатный номер. Мы изначально не хотели ограничиваться только онлайн-присутствием.
GM: Во время обучения в Фотографике нам прививали привычку публиковаться в зарубежных журналах. Мы с интересом следили за зарубежными авторами, и казалось, они делают такое, что российские авторы себе позволить не могут. Мы мечтали о том, чтобы у российских фотографов тоже были платформы, дающие возможность представить себя зрителю. Свободные и открытые фотографические институции.
AA: Каких авторов ты имеешь в виду?
GM: К примеру, один из наших любимейших авторов – греческий фотограф Yorgos Yatromanolakis, который в том году просто взорвал фотографическую среду своим безумно красивым проектом: «The Splitting of the Chrysalis & the Slow Unfolding». Мы публиковали его в онлайн-журнале, а в печатном номере решили сделать развернутое интервью.
GM: Из изданий близких нам можно назвать Phases Magazine , Phroom Magazine, Gup Magazine, Foam Magazine. Это такие фотографические сообщества с довольно узким фокусом в фотографии, но он нам очень близок. Эстетически он напоминает нам магический реализм; но он больше не о концепции как таковой, а о чем-то невысказанном.
GM: Подобных журналов много в Европе. Как правило, у них есть онлайн и печатные версии, но нам хотелось создать альтернативу именно в России.
АА: Обращаясь к европейскому опыту, вы обращали внимание на то, как или за счёт чего существуют они?
GM: Чаще всего, это спонсоры извне, напрямую не связанные с искусством или же более крупные институции. Небольшие фотографические сообщества держатся вместе онлайн. Иногда более крупные журналы поддерживают небольшие инициативы, культура взаимопомощи в европейских фото-сообществах очень развита. Есть взаимный интерес.
AA: Расскажите поподробнее, как происходит внутренняя работа редакции? Женя упоминал про принцип коллегиальности, но хотелось бы узнать поподробнее.
GM: Ну, для печати мы проводили опен-колл, он длился 2 месяца, затем мы посмотрели все заявки и просто выбрали победителей. Онлайн-подборка формируется немного по-другому, сначала мы выбираем тему номера, коллективно собираем проекты и затем выпускаем каждые 2–3 месяца. У нас был «магический реализм», «трансформация личного в публичное», а сейчас — «цвет». Мы сами ищем проекты, затем голосуем за них, и если проект набрал достаточно голосов — пишем автору и запрашиваем разрешение на публикацию.
AA: Как я понимаю, вас 6 человек, бывает ли, что мнения расходятся 50 на 50?
GM: У нас похожие вкусы, поэтому споров вокруг отобранных проектов практически не возникает.
AA: Как вы находите авторов, если не опен-колл?
GM: На самом деле мы постоянно в каком-то безумном фотографическом рисерче, еще со времен Фотографики. И сейчас у нас достаточно большой опыт. Мы постоянно и очень много смотрим, это очень важно. У всех есть свои каналы, чаще всего это онлайн-ресурсы близких нам по духу журналов, Instagram, победители европейских фотоконкурсов, шортлисты. В какой-то момент это стало каким-то фоновым процессом. Мы максимально погружены в это 24/7, потому что нам это очень интересно. Не затеяли бы всё это, если бы не горели идеей создать журнал. Мы всё это делаем ради любви к фотографии. Это огромный и пока не оплачиваемый труд, у нас у всех параллельно журналу есть другая работа, но по выходным мы собираемся вместе и занимаемся журналом. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы этот труд начал окупаться и мы могли бы больше времени уделять журналу.
AA: Каковы ваши дальнейшие планы?
GM: 1 мая мы проведем презентацию нашего первого печатного номера, затем у нас в планах каждые полгода выпускать новый номер. Планируем делать выставки, фестивали, расширять аудиторию современной фотографии в России.
GM: Мы хотели бы открыть онлайн-магазин и на нашем сайте уже есть соответствующая вкладка. Через него мы планируем продавать принты и фотокниги.
GM: Помимо известных российских и зарубежных авторов, которых мы показываем онлайн и оффлайн, было бы здорово расширить карту такими же молодыми как и мы фотографами, из разных городов. Дать им возможность заявить о себе, стать увиденными и услышанными в среде единомышленников.
AA: Как вы видите свою аудиторию? Это профессиональное сообщество или шире?
GM: Про свою потенциальную аудиторию мы начали думать, когда журнал еще был в «зародыше». И мы хотели бы, конечно, чтобы это была не только профессиональная среда. Мы придумали себе образ такого молодого человека, который интересуется всем, что происходит вокруг, в т.ч. искусством и фотографией. Проф.сообщество, которое работает только для проф. сообщества – это такой вакуум в вакууме. Нам же хочется разорвать этот порочный круг, открыться и показываться всем.
AA: Кто вам близок из Петербургских авторов?
GM: В этом печатном номере будут Светлана Булатова и Варя Кожевникова. Они много выставлялись в России и зарубежом. Это очень близко к тому, как мы видим современную фотографию.
AA: Вы ориентируетесь имено на художественную фотографию?
GM: Не совсем, скорее личный интерес. У Светы, например, фотография документальная. Мы стараемся не ограничиваться какими-то концептуальными или тематическими рамками, если видим, что проект на самом деле очень классный, то мы его берем.
GM: В печатном номере у нас пять проектов и они все очень разные: есть личная история, про бодипозитив, работу с архивом. Мы хотели собрать такой широкий пласт фотографических проектов, отталкиваясь от тенденций здесь и сейчас.
GM: На сайте мы поддерживаем две рубрики. Первая, с советами, в котором мы рассказываем про современных художников для которых фотография – часть практики, не основная, скорее как ремесло. Вторая посвящена фотокнигам.
GM: Нам кажется это важно, т.к. рынок фотокниг в России практически отсутствует, говорю, как человек, который продал почти весь тираж фотокниги в Европу.
GM: Фотокниги – это прекрасное явление в фотографии, как кино. Хочется сделать информацию об этом более доступной для широкой аудитории.
GM: Например, у Кристины есть книжка «Как Саша Литвинов ружьё закапал». Не из симпатии к Кристине, это просто это классная фотокнига. У Виталия Северова недавно вышла в издательстве Фотографики «Летний берег». Она выглядит как гармошка, то есть такая узкая карманная книжка путешественника в пластиковом футляре как от от VHS-кассеты, а внутри, поэтическая история из чёрно-белых фотографий. В каждой книге есть свой сюжет, и каждая деталь работает на него.
GM: В России много интересных авторов, которые занимаются фотокнигами. Например, Юлия Борисова. Многие знают её как гуру-фотокниг. Алла Мировская, которая в Москве организовала Russian Independent Self-Published, продвигая фотокнигу в массы. По моим наблюдениям, с декабря прошлого года они провели уже два фестиваля и ярмарку. Они приглашают совершенно разных авторов, которые работают в формате фотокниги, показывают и рассказывают о них, продают. Любой желающий может прийти бесплатно и посмотреть, пощупать, что это такое вообще и как устроено. Independent Self-Published также участвовали Unseen – это такой крупный ежегодный фестиваль фотокниг. В Paris Photo они чувствуют, это еще более глобальный фестиваль фотокниг в Европе. Собственно, формат наших онлайн-публикаций тоже привносит вклад в популяризацию фотокниг в России.
AA: Сейчас, ваша деятельность как самоорганизации фотографов делится на онлайн и офлайн формат, расскажите поподробнее, как это работает?
GM: В принципе печатная версия журнала и онлайн – это две абсолютно разные истории. Совсем разные журналы, существующие параллельно.
GM: На нашем первом собрании мы уже понимали, что печать — это прежде всего про тактильность. Это совершенно другие чувства, нежели то, как мы визуально воспринимаем изображения онлайн. Думая о печатной версии мы представляли кучу фактурной бумаги, аудосопровождение и прочие «изюминки», которые включили потом в первый номер.
GM: Мы решили разместить на первой страницу qr-код, который направляет зрителя к треку, специально подготовленному нашим музыкантом в качестве интерлюдии к теме журнала «Начало».
GM: Также мы включили в номер пять фотопроектов, которые прошли опен-колл, также у нас будет одно интервью с крупным художником и пять небольших интервью с современными российскими фотографами, которые позиционируют себя как художники.
GM: Да, это отдельный вопрос, кто и как себя позиционирует, конечно. Есть фотографы, которые за основу своей работы берут только фотографии, а есть художники, которые используют разные медиа и иногда внедряют фотографию в свою практику.
GM: Слово фотограф выстраивает своеобразную рамку ожиданий. Зачем себя ограничивать? Художник — гораздо шире.
GM: С другой стороны, сама фотография меняется и представление о ней тоже. Является ли, например, 3D-моделирование одним из жанров фотографии или мы уже перешли черту и стали производить только изображения?
GM: Но вернемся к номеру, помимо интервью с художниками и фотографами будет колонка от нашего редактора про контрольные отпечатки, и заглавная статья про цикл фотопроекта от идеи до воплощения в рамках «More than Project» от двух художниц – Яны Романовой и Марии Мориной, создательниц онлайн-курса о современном искусстве.
AA: И всё же, что дает вам онлайн-формат?
GM: Онлайн-формат для нас – это постоянная коммуникация и способ быть более доступными для аудитории. Обычно мы выбираем тему номера и под неё подбираем фотопроекты. Цикл подготовки длится от одного до двух месяцев, в зависимости от объема материала. Мы не выбираем авторов по принципу географии, в одном номере у нас может быть больше российских фотографов, в другом, больше европейских.
GM: Опять же онлайн-формат стирает границы и мы всё чаще замечаем, как за нами следят фотографы из разных городов России, не только Москва и Петербург, но стран Европы.
GM: Так мы создаем прецеденты для культурного обмена между городами и странами, российские фотографы узнают о европейских, европейские – о российских.
GM: Мы верим что нас журнал может выступить в роли связующего звена и в профессиональном сообществе, создавая прецедент для коммуникации между зрителем, художником, куратором и коллекционером.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.