На выставку онлайн школы «Среда обучения» в винохранилище спустился Филипп Шувалов.
Этим летом Винзавод, объявивший поддержку образовательных инициатив, показал чуть ли не все московские школы современного искусства. Экспозиции заняли большие выставочные пространства — цех белого, цех красного, большое винохранилище, винтажный зал.
Свою выставку с названием «Среда обитания», показал в винохранилище Факультет современного искусства высшей школы «Среда обучения». Кураторами выступили Екатерина Лазарева и выпускницы ее мастерской — кураторская группа «Скрытый сад» (Ксения Каско, Анастасия Сенозацкая, Кристина Сырчикова).
Это пространство складов-подвалов старого винодельческого предприятия само по себе достойно зрительского внимания. Чтобы попасть туда, надо спуститься по квадратной винтовой ржавой железной лестнице на несколько этажей вниз. Там, объединенные общими коридорами, располагаются вытянутые сводчатые залы, напоминающие тоннели метро. Их стены и своды выложены плиткой двух цветов, местами утраченной. Выставка занимает три таких зала-тоннеля.
Гулкая тишина, замершая глубоко под землей — среди прохладных обшарпанных стен, отрывает от внешней суеты. Странные объекты, полотнища и картины на стенах добавляют таинственности. Рядом с никуда не ведущими подвальными окнами они выглядят проводниками в противоречивые фантазии художников.
Словно боясь спугнуть их, невольно шагаешь тише по дощатым полам, чтобы погрузиться во взаимосвязи между экспонатами и пространством. Можно рассматривать отдельные работы, а можно увидеть всю экспозицию как цельную инсталляцию, передающую поиски авторов на разных уровнях — от личной самореализации до попыток отразить общечеловеческие проблемы. Каждый объект имеет свою историю, но не каждый готов раскрыть ее спешащему зрителю.
В ближнем ко входу тоннеле движение воздуха колеблет свисающие с потолка пластиковые картины Ирины Полонской с двусторонней брутальной живописью и развевающиеся в арке полотна-флаги Анастасии Потемкиной. В этом зале преобладает изобразительное искусство на плоскости: трогательные рисунки Марии Дунаевой, минималистично-сдержанные вышивки Инны Гришечкиной, радикально нарезанные холсты и канцелярские файлы Виолетты Гришиной, насыщенные деталями хулиганские полотна Ивана Горшкова, участвующего, как и Потемкина, в выставке в качестве преподавателя школы. Есть и трехмерные объекты в этом зале. Белый шар в клетке Артема Мунтяна, образ скованного непониманием окружающих творческого дыхания, и скульптурные промышленные детали бывшей инженерки Марией Дизель, исполненные в шамоте.
Тоннель приводит в общий коридор, где можно погрузиться в виртуальную реальность VR-галереи «Среда», созданной Дмитрием и Артемием Врубелями, Викторией Тимофеевой. В ней зритель увидит интерактивные выставки также с работами выпускников Среды обучения. Надевая очки, зритель попадает на солнечный пляж, по которому раскиданы цифровые экспонаты. Прогуливаясь по виртуальному песку и рассматривая работы, посетитель может даже войти в море и выйти сухим из воды.
Прохладный полумрак следующего тоннеля подсвечивается мерцающими экранами. Здесь инсталляции включают в себя и видео, и объекты, и фотографии. Вместе с высокими подставками под проекторы и белыми тумбами с гаджетами они образуют самостоятельное масштабное произведение. Сумрачный лес, где можно наткнуться на пень Евгения Лесьева-Лесь и Никиты RA, или забытый Константином Байдаковым ноутбук, или остатки заводской библиотеки, преображенной Ириной Гулякиной в поэтичное воспоминание о советском прошлом. Забавно, что бывшие производственные или складские помещения наиболее релевантны сегодняшнему искусству, которое одновременно и жаждет славы, и убегает от нее, прячась в подполье элитарных концепций.
В третьем тоннеле пол засыпан песком, над ним по периметру зала возвышается деревянный помост. На песке корячатся странноватые мутанты — скульптурные группы разных авторов. Выхваченные светом из полумрака, в сочетании со своими тенями они образуют сложно организованные призрачные композиции.
«Сад» Светланы Шиланковой соседствует с «Килем» из металлической сетки и ракушек Марии Шабановой. Изогнувшийся трехногий человек без головы («Тренога» Екатерины Коваленко и Веры Баркаловой) рядом с другим садом — «Новой средой», созданной Антоном Крафтским из кусков плавника, найденного на островах Белого моря. Это пространство в центре зала так эффектно, что в углу можно не заметить космический проект Романа Коновалова и «доработанную» вандалами картину Арсения Жиляева.
Многие преподаватели и ученики школы примерно одного возраста. Только одни занимаются искусством с юности, а другие пришли в школу уже взрослыми людьми, ради производства параллельного художественного мира, разочаровавшись в плоской обыденности. Возможно, благодаря этому работы учеников выглядят не менее зрелыми, чем работы их наставников.
Произведения двадцати шести художников из разных городов и в разных медиумах складываются в единый ансамбль благодаря тому, что выглядят как лозунги современности, объединяются схожими тревогами в настоящем и мечтами о будущем.
Выставка приглашает задаться вопросом о смысле работы начинающих художников. В чем он заключается? В самоутверждении или во встраивании в сложившуюся систему современного искусства? В ее разрушении и трансформации? Или, может быть, игнорировании?
Иногда студенты задаются вопросами, на которые не могут ответить и преподаватели. Мы видим, что сложился некий канон в создании предметов, называемых сегодня произведениями искусства. Надо ли разрушать этот канон или продолжать работать внутри него и развивать его? На сегодняшний день уже сложился круг тем и мыслей, к которым обращаются художники, и определенные способы обыгрывания этих тем в личном творчестве. На выставке идет разговор на уже сформировавшемся и устоявшемся художественном языке. Возможно, это еще этап освоения и преодоления этого языка. И всегда остается надежда, что кто-то из молодых скажет свое слово, даст ответы на старые вопросы и поставит новые.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.