О документе 15 Алексей Маркин. Эта проводящаяся раз в пять лет крупная выставка в немецком Касселе считается одной из самых важных в современном искусстве.
Посмотреть документу пятнадцать за одни выходные невыполнимая миссия. Самая важная европейская выставка — это всегда переизбыток проектов и событий, разбросанных по всему городу. Большинство зрителей идут сразу на главные площадки во Фридерициануме и Документа-халле, увидеть остальные локации — это скорее уже дело случая и физической выносливости. Выставка длится с 18 июня по 25 сентября, ровно 100 дней. документа пятнадцать, как и все предыдущие документы, уникальное событие, и в этот раз оно уникально тем, что сделана в традициях левого антиавторитарного активизма — коллективно и горизонтально. Участницы*ки выставки происходят в основном из т. н. стран «третьего мира» или «глобального Юга», даже если они сейчас живут в Берлине или в других европейских городах. Но не надо искать в этом тотальности, на выставке есть и «белые», и европейки*цы, просто в этот раз гегемонию европейских арт-звезд немного приглушили и настроили фокус на «неевропейского Другого». На мой взгляд, главная, но не единственная, линия этой документы — гражданское сопротивление «проклятых этой земли», показанное во всем своем разнообразии и локальной специфике. Как оказалось, несмотря на этот позитивный вклад выставки, есть у этой документы и «неприятный осадок». С самого начала разрастающийся скандал с антисемитизмом ложится тенью на все событие. Очевидно, что даже те, кто борется против угнетения и за лучшее будущее для всех, несвободны от ошибок, но в этом случае размер урона репутации для документы может быть больше ожидаемого. Точность высказывания и рефлексия участников и организаторов востребована как никогда, ведь в общественном пространстве звучит громкое обвинение в «левом антисемитизме». С другой стороны, жаркая фаза политической и культурной конфронтации вокруг израильско-палестинского конфликта идет в Германии уже не первый год, и можно сказать, что события на документе — это лишь еще один эпизод в череде других происшествий, в которых взаимные обвинения, культурные отмены, увольнения и провокации стали уже постоянной рутиной. Для этого достаточно посмотреть историю последний лет: уход директора Еврейского музея в Берлине Питера Шафера в 2019-м, отзыв приглашения на открытие Рурской триеннале Ахилле Мбембе, постколониального камерунского философа и политолога в 2020-м и, наконец, совсем новый скандал, связанный с Гёте институтом в гамбургском Кампнагеле в 2022-м — у популярного палестинского автора Мухамеда Эль-Курда отозвано приглашение на участие в дискуссионной панели[1]Niklas Berger. Palästinensischer Autor ausgeladen // taz, 21.6.2022.. Причина у этих событий всегда одна – «близость» или прямая поддержка пропалестинского движения BDS (Бойкот, вывод вложений и санкции). Теперь не обо всем, но по порядку и главное — не забыть рассказать о самой документе пятнадцать, она, несмотря на скандал, все еще стоит того, чтобы ее посмотреть.
Индонезийский коллектив «Руангруппа» из Джакарты существует с 2000 года и состоит из 10 участниц*ков. Коллектив в кооперации с другими коллективами и индивидуумами (lumbung inter-local members) отобрали для документы около 50 участниц*ков (lumbung-artist), которые в свою очередь могли приглашать художниц*ков в свои проекты. В итоге состав документы вырос до полутора тысяч человек. Главным принципом документы является практика лумбунг (рисовый амбар). В таких рисовых амбарах хранят в индонезийских деревнях переизбыток урожая, который по внутренним правилам тратится на благо всего местного сообщества. По такому принципу существует как сама «Руангруппа», так и документа в целом[2]Glossary, d15.. На документе существует определенный словарь, который состоит как из заново придуманных, так и из интернациональных слов: нонгкронг – по-индонезийски «проводить время вместе», мажелис — с арабского «ассамблея», т. е. «принимать совместные решения», мейдан — «публичное пространство», по-турецки и в контексте документы — коллективный процесс обучения. Эти и другие слова становятся внутренним сленгом большого коллектива документы, который отграничивает таким образом их коллективную арт-практику от европейской капиталистической арт-системы.
При входе во Фридерицианум на колоннах портика нас встречают рисунки румынского карикатуриста Дана Пержовского, пожалуй, одного из самых узнаваемых художников последних лет. В вестибюле он же нарисовал логотипы спонсоров, а на площади перед Кассельским ж/д вокзалом его же карикатуры на актуальные медийные темы, в том числе по поводу «спецоперации» в Украине, полные западных стереотипов про РасПутина, зиму/войну и «сумасшедших царей», которые теперь в полной степени подтвердились.
Сатира и смех — один из краеугольных камней этой документы, которые одновременно подняли все противоречия европейской культуры смеха. Смеяться над спонсорами, социальными проблемами, политиками — это смех «над собой», но смех — это еще и оружие против «чужого», который не принадлежит к этом сообществу. Если «универсальные» карикатуры Пержовски, идеально чувствующего струны европейской политики, «всем понятны»: маски/ковид, свобода слова, танки-путин-трамп, то, очевидно, для понимания европейской публикой неевропейских художниц*ков требуется культурный перевод.
На первом (немецком) этаже во Фридерициануме расположены «Черные архивы» из Нидерландов, в которых собраны тысячи книг и документов черного сопротивления и незападной истории, и малая часть которых представлена на документе. Для постсоветской зрительницы*я витрины архива будут особенно любопытны. В одной из них лежат копии журналов черного рабочего движения «The Negro Worker» из Гамбурга, редактором которого был член Коминтерна и Профинтерна Джордж Падмор, рядом газетные вырезки и автобиография социолога В. Э. Б. Дюбуа, томик стихов поэта «Гарлемского ренессанса» Лэнгстона Хьюза. Все они побывали в СССР и сыграли большую роль в процессах деколонизации стран Африки и/или в движении за гражданские права в США. На одном из стендов лежат таблицы XIX века о т. н. «науке о расах». Проблемные изображения цензурированы серыми прямоугольниками. По-новому, пока еще активистскому выставочному кодексу, кураторки*ы не показывают изображения, представляющие «расовые» стереотипы или сцены насилия над черным телом. Рядом с «Черными архивами» расположены еще два архива: гонконгский «Азия Арт Архив» (ААА) и «Архив борьбы женщин в Алжире», в одной из выставленных брошюр которого теперь тоже обнаружены спорные изображения.
Перед входом в зал архивов расположено монументальное живописное панно венгерского художника Тамаса Пели «Рождение» (1983), которое написано на четырех пластинах и рассказывает венгерскую историю и миф о возникновении народа рома. Художник написал это панно для детского дома, известного как «город детей», в замке Андраши в Тасадобе, в котором жили преимущественно дети-рома. В центре наверху картины находится индийская богиня Кали, которая производит на свет первого мужчину-рома. Внизу картины в виде изможденной семьи на фоне гигантского орла изображен геноцид рома «Параймос» во время немецкого национал-социализма.
До 2011 года картина находилась в замке и играла заметную роль в сознании обитателей замка, который также являлся местом зарождения движения за гражданские права. Затем картину переместили в музейное депо. В 2021 году картина была показана в рамках OFF-Биеннале в Будапеште. Согласно экспликации на документе, показ работы связан с надеждой, что она займет достойное место в национальном венгерском каноне, как важная для саморепрезентации рома, их культурной идентичности, сосуществования рома с другими народами, а также роли маскулинности в национальном самосознании(!). OFF-Биеннале показывает в Касселе два других выставочных проекта, один из которых представляет визионерскую и транснациональную идею RomaMoMa, музея современного ромского искусства.
На документе заявлена большая программа фильмов и видеоарта. В Документа-халле, рядом с инсталляцией со списком цензурируемых на «острове свободы» художниц*ков, по расписанию крутят альтернативные кубинские фильмы — оба проекта с участием Тани Бругеры. Там же, чуть дальше, представлена популярная киностудия «Вакалига Уганда», которая снимает малобюджетные, но пользующиеся большой популярностью фильмы с коллективно написанными сценариями. «Вакаливуд» — место угандийского DIY кино, где производят не только экшен-фильмы, но и местное сообщество, которое посредством кино перерабатывает травмы гражданской войны. В центре Документа-халле огромный фотоколлаж Чаячхоби со сценами из бенгальских фильмов, разделенных на три категории: пища, голод, война, сделанный художниками из коллектива «Бритто Арт Траст» из Бангладеш. А в городских кинотеатрах можно посмотреть программу Subversive Film от движения палестинской солидарности в Японии.
Особое внимание заслуживает эпический фильм «Aşît» (в переводе с курдского «лавина» или «катастрофа») в Гессенском земельном музее, который сняла живущая в Берлине режиссерка и художница Пинар Огренчи. Огренчи, которая в своих работах уделяет внимание темам изгнания и санкционированного государством насилия, сняла фильм, вдохновившись новеллой Стефана Цвейга «Королевская игра» (1941) о выживании в условиях фашизма. В фильме художница едет в родной город отца Мюкюс (Бахчесарай) на турецко-иранской границе, где до 1915 года проживало многочисленное армянское население. Рассказывая об истории геноцида, она снимает город и величественную природу вокруг, нарушая молчание о геноциде в турецком обществе.
Россия представлена на документе художницей Викторией Ломаско, которая, по сообщению немецкой прессы, начиная с марта живет заграницей в вынужденном изгнании. Ломаско фиксирует историю коллективных встреч участников*ц документы, «жатв» (harvest) на местном сленге, поэтому ее работы можно будет увидеть после, в виде опубликованной графической истории. Некоторые рисунки опубликовал англоязычный сайт Russian Art Focus[3]Ekaterina Wagner. Victoria Lomasko: Documenting Documenta Fifteen // Russian Art Focus, 21.06.2022..
Центральноазиатские республики представлены художницей и режиссеркой из Узбекистана Саодат Исмаиловой и публичной программой исследовательской группы DAVRA[4]Ася Акимжанова. Саодат Исмаилова: «Через работу с памятью мы можем найти свою индивидуальность» // Manshuq, 02.08.2022.. В день посещения выставки нам удалось увидеть открытый перформанс «Сырмак» казахской художницы Гульнур Мукажановой. Сырмак — это традиционный войлочный ковер кочевых народов, производство которого художница по-новому переосмыслила. На расстеленной войлочной основе посетителям предлагалось выложить свой орнамент, используя фрагменты современной ткани. Таким образом художница дает возможность подумать о месте традиции в глобальном мире.
Украина была представлена трехдневной программой мероприятий «Гражданство Украина» от четырех украинских культурных организаций: «Платформа Тю» (Мариуполь), «Культура Медиальна» (Днепр), «Тотем» (Херсон), «Гараж 127» (Харьков), которая проходила под лозунгом «Говорите с украинками*цами, а не о них!»
Индонезийский коллектив «Таринг Пади», который претендует на наиболее видимый проект на документе, известен с 1998 года как противник военного режима Сухарто. Его основной метод работы — это культурный активизм: печать плакатов и рисование многофигурных баннеров для протестных акций и карнавальных шествий, работа с местным комьюнити. Членство в группе открытое[5]About Taring Padi, http://www.taringpadi.com/?lang=en.. Коллектив представлен не только основной площадкой, которая находится на окраине, но и отдельными баннерами, растянутыми в нескольких местах в городской среде. Таким был и скандальный баннер «Народное правосудие», 2002, на котором мгновенно после его инсталляции обнаружили антисемитские изображения.
Наибольшее возмущение вызвала карикатура на ортодоксального еврея, которая напоминала антисемитские карикатуры из «Дер Штюрмера», при этом маркировала и саму карикатурную фигуру как «нациста», написав на его головном уборе СС-руну. Скажу сразу, что «Таринг Пади» и «Руангруппа» официально извинились за карикатуру на баннере. По словам представителей «Таринг Пади», баннер был сделан коллективно 20 лет назад и ставил своей целью критику диктатуры и спецслужб других государств, поддерживающих режим и массовые репрессии в Индонезии с сотнями тысяч жертв. «Мы изобразили вовлеченность правительства государства Израиль неправильным образом — мы извиняемся. Антисемитизму нет места в наших сердцах и умах»[6]Statement by Taring Padi on Dismantling “People’s Justice”, 24.06.2022..
Тем не менее скандал не остался без последствий. За него спросили с директорки документы пятнадцать Сабины Шорман, которая после попытки объясниться вынужденно подала в отставку[7]Управляющий директор documenta Сабина Шорман покинула свой пост // Артгид, 18.07.2022.. Очевидно, что ситуация сложилась непростая. С одной стороны, директорка верно аргументировала, что она не могла вмешиваться в кураторские процессы, и «Руангруппа» действительно имеет определенный иммунитет, так как государство не может нарушать творческие свободы. С другой стороны, еще до этого скандала уже существовала негативная атмосфера подозрения в отношении документы и отдельных проектов (см. историю палестинского проекта «Вопрос финансирования»), которая со случаем «Таринг Пади» смогла найти свой «легитимный» выход. Как видно из комментариев в социальных сетях и из прессы, как художницы*ки, так и кураторки*ы сами подвергаются расистским нападкам, вплоть до смертельных угроз[8]Вандалы вторглись в одно из пространств выставки documenta 15 // Артгид, 01.06.2022.. Разбирательства продолжаются дальше. Если госструктуры активно настаивают на специальной комиссии, то кураторки*ы упорно сопротивляются «внешнему управлению»[9]Censorship Must Be Refused: Letter from lumbung community // e-flux, 27.07.2022.. Эксперты спорят и даже меняют свои мнение от защиты выставки до разрыва сотрудничества, как историк и директор «Центра Анны Франк» Мирон Мендель[10]documenta 15 – Kunst und Aktivismus // ARTE, 01.07.2022..
В этом случае очевидно столкновение разных ценностей и юридических оценок. Если в случае антимусульманских карикатур из датской газеты «Юлландс-Постен», которые перепостили в том числе и газеты в Германии, мейнстримное мнение настаивало на свободе искусства, а эта свобода закреплена в статье 5 Основного закона ФРГ, то в случае антисемитской карикатуры свобода искусства входит в конфликт с немецкой политикой памяти. И если в политическом поле, например, отрицатели холокоста могут быть привлечены к ответственности, то документа как выставка современного искусства все выставленные объекты однозначно маркирует как искусство и тем самым создает очередной прецедент легитимации антисемитского высказывания или, как назвали это в прессе, «antisemitische Bildsprache». Сложность вызывает и то, что работа выставлена в общественном пространстве и без научного контекста, который мог бы дать оценку этой работе, поэтому травматический эффект и потенциальная угроза для еврейского сообщества в Германии усиливается, что может быть проинтерпретировано как «возбуждение ненависти» (Volksverhetzung), на чем и настаивают уполномоченные по борьбе с антисемитизмом[11]documenta: Antisemitismusbeauftragte fordern Konsequenzen // Die Zeit, 24.06.2022..
Что привело к такой ситуации, безусловно будет выяснено, и можно предположить, что это результат стечения различных обстоятельств. С одной стороны, монтаж баннера был произведен в последнюю минуту, и очевидно, что команда документы не обладала достаточными искусствоведческими навыками и не привлекла нужных специалистов. С другой стороны, в своем интервью «Шпигелю» Сабина Шорман[12]Ulrike Knöfel. «Ich nehme meine Aufgabe verantwortungsvoll wahr» // Spiegel, 23.06.2022. сообщает свое предположение, что баннер был создан в другом культурном контексте, где определенную роль играет индонезийский кукольный театр с его лицами сатиры. Возможно ли, что немецкий антисемитский мотив в индонезийском контексте действительно стал своеобразным фактором внезапности для немецких организаторов выставки? Шорман настаивает, что все правовые аспекты были учтены. Cотрудница Франкфуртского Музея и специалистка по юго-азиатскому искусству Ванесса фон Глищински дает свою оценку[13]Lisa Berins. Gierige Schweine, korrupte Ratten: Antisemitisches Banner von Taring Padi // Frankfurter Rundschau, 14.07.2022.. По ее мнению, в работах «Таринг Пади» есть традиционные черты театра теней «Ваянг», но так как в индонезийских арт-академиях преподают модернистское западное искусство, поэтому нельзя отрицать у художников*ц и европейское влияние. При том, что антисемитизм есть и в Индонезии, Глищински сомневается, что художницы*ки «Таринг Пади» намеренно создали «послание ненависти». Архитектор Эяль Вейцман, который внимательно анализирует работу «Таринг Пади», говорит о своем роде постколониальном феномене, когда изображение антисемитских стереотипов, привезенных в Индонезию колониальными властями, нашли свою нишу в яванском традиционном театре[14]Эйял Вайзман. Что произошло в Касселе? Документа 15 и вопросы антисемитизма // ЦПА, 29.07.2022..
В заключение нужно сказать, что документа пятнадцать, с одной стороны, стала стресс-тестом для западного либерального общества в попытке понять «глобальный Юг», с другой, проявила проблему цензуры в визуальном искусстве. Цензурированные изображения появились как на уровне экспозиции в музейных залах, так и в общественном пространстве. В одном случае цензура выступает как институциональная антирасистская практика, в другом, когда баннер был завешен черной тканью и демонтирован, как часть государственной политики борьбы с антисемитизмом, но с согласия самой группы. И хотя в этическом плане изображения несут очевидное символическое насилие и закрыть или убрать их определенно является на сегодняшний день common sense немецкого мейнстримного общества, в сравнении с повседневной визуальной агрессией в социальных сетях и массовых медиа, где насилие репродуцируется ежедневно и ежечасно, такого рода цензура выглядит попыткой создать на выставке своего рода «безопасное пространство». Безусловно, эта документа напоминала с самого начала утопическое сообщество, существующее по своим внутренним правилам, но может ли оно в какой-то мере реализоваться за пределами документы, когда мир снаружи делает последовательные шаги в сторону глобальных катастроф и требует больше критики и активной позиции?
1 Niklas Berger. Palästinensischer Autor ausgeladen // taz, 21.6.2022, https://taz.de/Podiumsdiskussion-des-Goethe-Instituts/!5859576/.
2 Glossary, d15, https://documenta-fifteen.de/en/glossary/
3 Ekaterina Wagner. Victoria Lomasko: Documenting Documenta Fifteen // Russian Art Focus, 21.06.2022, https://russianartfocus.com/news/victoria-lomasko-documenting-documenta-fifteen/.
4 Ася Акимжанова. Саодат Исмаилова: «Через работу с памятью мы можем найти свою индивидуальность» // Manshuq, 02.08.2022, https://manshuq.com/lifestyle-davra-07–2022.
5 About Taring Padi, http://www.taringpadi.com/?lang=en.
6 Statement by Taring Padi on Dismantling “People’s Justice”, 24.06.2022, https://documenta-fifteen.de/en/news/statement-by-taring-padi-on-dismantling-peoples-justice/.
7 Управляющий директор documenta Сабина Шорман покинула свой пост // Артгид, 18.07.2022, https://artguide.com/news/8591.
8 Вандалы вторглись в одно из пространств выставки documenta 15 // Артгид, 01.06.2022, https://artguide.com/news/8489.
9 Censorship Must Be Refused: Letter from lumbung community // e-flux, 27.07.2022, https://www.e-flux.com/notes/481665/censorship-must-be-refused-letter-from-lumbung-community.
10 documenta 15 – Kunst und Aktivismus // ARTE, 01.07.2022, https://youtu.be/TvsHIOJbQ-k.
11 documenta: Antisemitismusbeauftragte fordern Konsequenzen // Die Zeit, 24.06.2022, https://www.zeit.de/news/2022–06/24/documenta-antisemitismusbeauftragte-fordern-konsequenzen.
12 Ulrike Knöfel. «Ich nehme meine Aufgabe verantwortungsvoll wahr» // Spiegel, 23.06.2022, https://www.spiegel.de/kultur/documenta-chefin-sabine-schormann-ich-nehme-meine-aufgabe-verantwortungsvoll-wahr-a-a1db65fd-a265-4f55-8257-5a21ed01f5e2.
13 Lisa Berins. Gierige Schweine, korrupte Ratten: Antisemitisches Banner von Taring Padi // Frankfurter Rundschau, 14.07.2022, https://www.fr.de/kultur/kunst/documenta-antisemitismus-taring-padi-banner-gierige-schweine-korrupte-ratten-91656713.html.
14 Эйял Вайзман. Что произошло в Касселе? Документа 15 и вопросы антисемитизма // ЦПА, 29.07.2022, https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/chto-proizoshlo-v-kassele-dokumenta-15-i-voprosy-antisemitizma.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.