«Каков бриф – таков и креатив», – едко шутили в далеком прошлом мои коллеги в PR-агенстве по поводу извечных конфликтов между заказчиком и исполнителем в среде креативных промо-индустрий. На выставке «Реклама» молодого художника Альберта Солдатова в галерее «Комната» обнаружился целый пласт кошмаров представителей «креативного класса»: трепетно вырисованные от руки образцы рекламных объявлений со страниц бесплатных газет и стикеров в метро. Поверим тексту куратора – «язык рекламы 1990-х, доминирующий по сей день». Двигаясь по кругу, зритель видит сначала объявления целиком, затем пустые баннерные окна, далее воспетые шариковыми ручками облачка не то из программы Paint, не то шаблонов «Microsoft Word», и, наконец, вовсе намек на рекламную тумбу с абстрактным облаком сообщения из скотча по стене.
Ольга Данилкина: В тексте к выставке Роман Минаев (куратор выставки – прим.) ставит в эпиграф цитату из Generation «П» Виктора Пелевина и констатирует, что сегодняшняя газетная реклама застряла в языке 1990-х годов. Почему ты обратился к рекламе вообще и рекламе в такой эстетике в частности?
Альберт Солдатов: Сама идея работы с рекламой появилась года два назад, я думал, что можно сделать из рекламы – сделать из нее живопись оказалось самым абсурдным. Постсовковый трэш – эстетика, которая очень сильно влияет на наше восприятие, потому что она есть везде, в том числе, и на улицах. Она характерна для России и, может быть, латиноамериканских стран. Для работ я брал примеры из газет, потому что газеты – это изначально близкая форма, массовая продукция, наиболее доступная в виде каких-то листовок, бесплатных газет, которые раздают у выходов из метро или подземных переходов. Она привлекает своей визуальной нелепостью: сделана за пять минут людьми со своими представлениями, как должно быть красиво, обязательно с тенью, плашками и т.д. Это какая-то ничтожность, на которую совершенно не обращаешь внимания, – хотелось сделать акцент на формальных признаках такой визуальности, исследовать ее, разобрать.
ОД: Если смотреть выставку по часовой стрелке, то сначала здесь буквально поп-артистское ручное восторженное копирование реклам, заканчивается же все бесформенным облаком приклеенных к стене полосок скотча. Расскажи обо всей последовательности заявленной деконструкции.
АС: С самого начала – это такое увлечение, попытка выявить момент идиотизма, не увеличивать и делать принт, не печатать, ведь это слишком просто, а усилить абсурдность происходящего, сделав живопись на основе максимально непригодного для этого материала.
ОД: Ручной подход здесь принципиален?
АС: Да, возникает интерес, углубление в тему, состояние живописности, процесса. В традиционном смысле, конечно, это не живопись, но все можно назвать «живописью», что руками делается. На другой стене – псевдорекламные боксы на реальных окнах, здесь использованы заглушки для окон. На следующей – «возврат к формализму», потребность пойти дальше, оторваться от истории с рекламой и повседневности в такой «художественный беспредел». Хотелось убрать лишнее – текст, логотипы, а сконцентрироваться на отдельных эффектах и приемах, таких как градиенты, облачка, искажения, сымитировать их ручным способом. В конце – объект, имеющий отдаленную связь с предыдущими формами, максимально редуцированный – полоска на тумбе и скотч на стене в виде произвольного пятна.
ОД: Есть ведь масса совершенно другой рекламы, даже в больших масштабах насыщающей городское пространство – всякий «хороший дизайн» реклам хипстерских MAC’ов, Apple’ов…
АС: Там просто не о чем говорить. Там не найти этой наивности – ее нет, с такой рекламой можно делать что-то другое.
ОД: Например?
АС: Именно концентрироваться на гламурности, красивости, пойти в обратную сторону – еще более усилить гламур.
За работой с темой хипстерских брендов и брендов вообще замечены руководители мастерской «Новых медиа» Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, где сейчас учится Солдатов, – Алексей Шульгин и Роман Минаев. Выставка в «Комнате» у Солдатова первая персональная, до этого он участвовал только в ряде групповых проектов, в большинстве случаев, представляя там свои видеоработы.
ОД: Ты учишься в Школе им. А.Родченко на «Новых медиа», при этом закончил МГУП по специальности «графический дизайнер» – как у тебя происходит сейчас сочетание того и другого?
АС: Они сосуществуют параллельно. Иногда мне нравится рисовать, а с последних курсов института меня как раз заинтересовало видео, движущаяся картинка, то, какую историю можно с ней рассказать. Постоянно происходят какие-то возвраты, хочется сделать что-то руками, порисовать. В видео меня интересует остранение обыденных вещей, когда уделяешь преувеличенное внимание привычным объектам – это ковры на стенах, телевизоры, накрытые салфетками, старые кресла, квартиры без евроремонта или с псевдоевроремонтом, когда делают арочки в проходах, например, пирамидки, тарелки, вазочки в «стенках», такие мещанские композиции.
«Говорят, что дизайн традиционно призван быть средством борьбы с уродством окружающего нас мира», – емко выражает фраза из кураторского текста «боль» типичного российского творческого работника, вынужденного продавать душу местным типичным заказчикам из среды малого и среднего бизнеса. Выставка Солдатова в этом смысле, с одной стороны, очень личный проект, с другой – узнаваемая история современности, борьба с ненавистным порядком вещей, будь то импортная глянцевая искусственная реальность или отечественное безвременье, застрявшее в лихом прошлом.
ОД: Многие художники, которые занимаются современным искусством, зарабатывают на жизнь, работая в рекламных агентствах – ты думал об этом, создавая проект?
АС: Я занимался дизайном и до школы Родченко, делал книжки, обложки, рекламу, однако, в такой работе мало творчества, искусство гораздо интереснее, предполагает большую свободу – выход за рамки прикладных задач.
Фотографии: Ольга Данилкина; галерея «Комната»
Материал подготовила Ольга Данилкина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] Этот проект можно было назвать долгожданным. Альберт Солдатов делает выставки не так часто, как хотелось бы. Да, художник активно участвует в групповых проектах (среди них, в частности, триеннале, прошедшей в прошлом году в «Гараже»). Однако, что касается персональных выставок, то прошлая была в «Манеже» в 2014 году, а до этого — в 2012-м в галерее «Комната». […]