Главной задачей проекта «Невидимая граница» было достижение ясности и понимания традиций внутренних процессов подпольной культуры Петербурга последних двадцати лет. В течении года маргинальные движения структурировались в хронологическом порядке и превращались в проекты. После прочтения статьи на Araundart я как куратор понял, что ясности мы не достигли. Девять выставок, разных по вектору, не стали в сознании московской аудитории стройной системой. Важным стало то, что идея однобокости реперзентации петербургского арт-сообщества разрушилась, выявилась его многогранность, произошла переоценка движений и отдельных художников. Появились новая хронология и история. Процесс формирования этой истории в самом разгаре. Для Москвы петербургское искусство по-прежнему terra incognita, пазл, который еще предстоит собрать. Я попросил петербургского художника и арт-критика Александра Дашевского написать текст, суммирующий произошедшее за год в галерее «Культпроект», о том, какие впечатления сложились у него о проекте «Невидимая граница».
Художник и куратор проекта «Невидимая граница» Петр Белый
Переучет современного искусства Петербурга Петр Белый проводит не в первый раз. До «Невидимой границы» была галерея «Люда», где в бешеном темпе (открытие каждую неделю) прошли персональные выставки большинства заметных петербургских художников. Нельзя сказать, что усилия направлены на консолидацию, структурирование или пропаганду петербургского искусства. Скорее это инвентаризация и исследование.
В этот раз акцент был сделан на причудливых и уникально-петербургских формах культурной активности. Фестиваль «Невидимая граница» выстроен по хронологическому принципу – от рубежа 80-х и 90-х к современности. Речь не идет о каком-то векторе культуры Петербурга или попытке написания новой истории искусства. Презентованные культурные явления слишком разноплановы, и слишком очевиден избирательный принцип куратора. Специально за скобками оставлено все востребованное и институализированное, что было и есть в городе на Неве. «Митьки», «Новая Академия», «Некрореалисты», художники, получившие признание в Петербурге и Москве в первой половине 2000-х, преднамеренно исключены из поля зрения.
Особый городской вкус к сладкому изоляционизму, карнавальности, местами к необычайной суровости и строгости, горделивому пестованию своей локальности, к настоящим и выдуманным традициям, – вот что предложено штудировать зрителю. Героизм и убожество как два способа непопадания в формат. Проекты «Шизореволюция», «Ретромутанты», частично «От тупости к паразитизму» и «Navicula Artis» посвящены искусству 90-х годов, подзабытому, странному. Начавшееся как будто внезапно и закончившееся как будто ничем, оно не часто попадало на выставочные площадки в последние десять лет.
«Шизореволюция. Архив ПАиБНИ», вид экспозиции, галерея «Культпроект», 2012
Термином «шизореволюция» Андрей Хлобыстин описывает всеобщее коловращение, охватившее СССР-СНГ в 1986–1996 годах. Артефакты, документы и произведения, оставшиеся от героев этого периода собранные в «Архиве ПАиБНИ» (Петербургский Архив и Библиотека Независимого Искусства) презентуют развернутую картину поколения, охваченного священным безумием. Атмосфера галлюцинаторно-броуновского движения детально восстановлена Хлобыстиным. В ней звезды эпохи Новиков, Цой, Гурьянов, Мамышев-Монро на равной ноге соседствуют с сокровенными исчадиями Ленинграда-Петербурга типа Валерия Черкасова.
Та же пьянящая нота поведенческой и эстетической вседозволенности звучит в проекте «Ретромутанты» . Тогда, в 90-е художники честно изображали абсурдный и привлекательный калейдоскоп бессвязных образов и идей, которые обуревали пространство бывшего СССР. Большинство героев этой выставки впоследствии влились в рынок современного искусства. И прекрасно чувствуют себя в формате проекта, галерейной выставки, ярмарочного стенда. Но нет-нет да и мелькнет в их современных работах ностальгия по бесшабашной коллажности и беззаконному соединению смыслов.
«Новые тупые», долго находившиеся в забвении, и объединение «Паразит», постепенно набирающее известность, объединились в проекте «От тупости к паразитизму». Одно из устойчивых направлений их деятельности – передразнивание и заигрывание с «большими» коммерческими галереями, музеями и их героями. Художники постоянно демонстрируют, как бы выглядело искусство без пафоса и бюджета. Выставка показывала преемственность между практиками девяностых и десятых, живучесть художественного сообщества, развернутого к миру боком, а лицом – к товарищам по эстетике.
Перформанс «Новых тупых», Конференция-ужин. Неизбежность шедевра, Ахматовский сад, Сантк-Петербург, 1997
Галерейный долгожитель, подвижный, эстетский и концептуальный, «Navicula Artis» стал героем следующей выставки фестиваля. За двадцать один год существования галерея накопила не только внушительный архив, сделала первые выставки многих художников, чьи имена сейчас на слуху, но и разработала знаменитый формат «поездок-прогулок», беззаботного времяпрепровождения на открытом воздухе, фланирования, осмотра достопримечательностей и изучения окрестностей.
«Негатив» рассказывал о петербургской фотографии от советского периода до наших дней. Помимо известных имен и пронизанных атмосферой своего времени произведений, экспозиция подспудно презентовала историю отношений Петербурга и технологического бума в фотографии. Точнее, последовательного игнорирования и недоверия к новым возможностям-соблазнам.
Ирина Васильева, Рыба, 2008, выставка «Kinder, küche, kirche», галерея «Культпроект», 2013
Сафари в область женского творчества, не задетого соблазном феминистской прописки в современном искусстве, стала выставка «Kinder, küche, kirche». Одиннадцать живописцев показали женскую реакцию на угрозы современного мира.
Разнобой противоречивых современных художественных практик был представлен в проектах «3Х2» и «Здесь художник один я». Даже хищные одиночки арт-карьеристы второй половины двухтысячных вынужденно образовали в Петербурге, если не братство, то хотя бы некоторый кооператив взаимопомощи.
Последняя выставка фестиваля «Новые основания. От концептуализма к минимализму» – скорее пожелание всей российской арт-сцене и предложение альтернативного пути. Надежда на форму, чувственное восприятие, на искусство, как на эмоциональную, а не вербальную деятельность никогда не умирала в городе на Неве.
Кирилл Хрусталев, Вершина на закате. Работа была показана в рамках выставки «Navicula Artis» в галерее «Культпроект», 2013
Петр Белый каталогизирует накопленный за двадцать лет в Петербурге опыт искусства. Вне медийной шумихи, надежд на ценовые рекорды и прочих сверкающих атрибутов успеха. Художник, автономный и самоотверженный, влюбленный в собственное дело и пестующий свои странности, равнодушный к социальной адаптации, публичному признанию, – вот главный герой фестиваля. Этот, с первого взгляда невзрачный, ревностно охраняющий свое внутреннее пространство тип, на новом этапе оказывается соблазнительным в своей независимости и востребованным в своей оригинальности. Его искусство, местами дурашливое, но всегда искреннее, было сегрегированно адептами отечественного художественного рынка в конце 90-х — начале 2000-х. Сейчас, когда современное искусство в России вошло в фазу стагнации, рынок – в коме, а финансовые потоки стали прерывистыми и извилистыми, «Невидимая граница» выглядит попыткой предъявить альтернативные самодостаточные формы существования.
Материал подготовил Александр Дашевский
Фотографии предоставлены галереей «Культпроект»
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] Фестиваль «Невидимая граница»: взгляд с другого блок-… […]
[…] подобные выставки о сцене Петербурга (например, «Невидимая граница» в галерее «Кульпроект» в 2014 году), или — […]