Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Ангельские голоса анархии

317        2       

В «Электромузее» проходит коллективная выставка «Шуршание ангелов», в которой приняли участие недавние видеохудожники, выпускники Школы им. Родченко и члены объединения «Вверх!». Анна Комиссарова посетила «Электромузей» и узнала, о чем «шуршат ангелы» во главе с Петром Жуковым.

29.07.14    ТЕКСТ: 

«Шуршание ангелов», «Электромузей» (ВЗ «Ростокино»), до 17 августа

Шуршание ангелов

Анастасия Кузьмина, Невесомость, 2014

В «Электромузее» проходит коллективная выставка «Шуршание ангелов», в которой приняли участие недавние видеохудожники, выпускники Школы им. Родченко и члены объединения «Вверх!». Анна Комиссарова посетила «Электромузей» и узнала, о чем «шуршат ангелы» во главе с Петром Жуковым.

Выставка с поэтичным названием «Шуршание ангелов» репрезентирует ситуацию, весьма далекую от поэтичности. Повсюду — тлен, безнадежность, страх перед «здесь и сейчас» и мрачное будущее. Художники обнаруживают себя зависающими в пограничном состоянии — между мучительными попытками найти точку опоры в настоящем и анархическим стремлением к хаосу и разрушению.

Несколько раньше схожие ощущения транслировались на выставке «Невесомость» под кураторством Елены Селиной, проходившей осенью прошлого года в рамках 5-й Московской биеннале в пространстве «Рабочего и колхозницы». Художники демонстрировали визуальные воплощения состояния подвешенности, неопределенности и растерянности в социальном, личностном, институциональном плане. Но если «Невесомость» описывала текущий кризис во взаимосвязи с прошлым, то «Шуршание ангелов», констатируя ту же невозможность действия в настоящем, проецирует будущее.

Куратор выставки Петр Жуков проводит параллели неутешительной российской действительности с Англией эпохи Маргарет Тэтчер. Ее название отсылает к фильму Angelic Conversation нон-конформиста Дерека Джармена, а сама идея — к картине «Юбилей» (1977), согласно сюжету которой королева Елизавета I просит ангела показать ей будущее и попадает в Лондон, где бушует стихия панка. К слову сказать, Джармен считал панк признаком полного упадка традиционной культуры. Спустя 10 лет, бросая «На Англию прощальный взгляд», он уже рисует постапокалиптический образ умирающей страны, изменившейся до неузнаваемости.

Выставка удивительным образом рифмуется с лентами Джармена не только на уровне общей формы, но и уровне содержания работ ее 15 участников, имена которых связаны со Школой им. Родченко и объединением «Вверх!».

Те же мотивы метафизических блужданий, но с русским акцентом присутствуют в видеоарте «Колобок» Ирины Цыханской, героиня которого в чем мать родила перекатывается по полям и лесам. В Waste land Люси Матвеевой облаченная в белое мученица в прямом смысле тянет лямку по заснеженному холму. А в соседнем зале рядом с портретом Юрия Гагарина неприкаянно парит воздушный шарик в «Невесомости» Анастасии Кузьминой.

Любые попытки что-либо предпринять абсурдны: Полине Канис никак не удается сесть на лошадь, одному из членов объединения «Вверх!» — «достичь левитации Российской Федерации», несмотря на многочисленные попытки взлететь с березы, речного бортика и других точек ландшафта.

Как и джарменовские ангелы, российские художники рисуют темные образы будущего, в котором знакомый пейзаж сохраняет лишь общие очертания, а «Воды окраин» Кирилла Савченкова и Дарьи Калугиной окрашены в кроваво-красный. Смерть приходит со свойственной ей торжественностью (Евгений Андрущенко помещает изображение распятых птиц в массивную золотую раму), с широким медийным охватом (Vanitas Екатерины Гавриловой), как неотъемлемая часть режима («Медведи» Анны Ходорковской) и в целом как потеря понятия человеческого. В работе Даниила Зинченко «Извол» отлично подмечено: «смерть означает то, что человек перестает быть тем, кем он должен быть».

Весь этот футуристический визуальный bad trip проходит под музыкальное сопровождение андеграундных коллективов ИХНАБТБ, #ПРИПОЙ, Панк фракции Красных Бригад, Ансамбля детских музыкальных инструментов, ТМХ, образуя еще одну линию связи с фильмами британского режиссера.

Вообще, сама идея объединения, связи, — что является еще одним из значений слова сonversation, — является ключевой. Творческое объединение и становится той самой точкой опоры, которая отсутствует в реальности и позволяет уцелеть в мире будущего, где нет никаких правил. Можно даже сказать, не просто уцелеть, но и воскреснуть. Временные и постоянные участники Объединения «Вверх!», которое здесь выступает примером творческого сообщества, помимо любви к Джармену питают интерес к идеям русского космизма. С его прекрасной утопией о преодолении хаоса путем братского объединении живых и умерших ради общего спасения и победы над смертью.

Фотографии предоставлены Петром Жуковым

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.