Социальная и художественная невесомость

68        1        FB 0      VK 0
01.10.13    ТЕКСТ: 
nevesomost-33

Владимир Логутов, Структурированные пространства, видео, 2012 // Фото: Ольга Данилкина

В рамках 5-ой Московской биеннале современного искусства проходит выставка «Невесомость», куратором которой выступила Елена Селина. О проекте, вступающем в диалог с выставочным пространством и ситуацией в арт-среде, рассказывает Екатерина Шуйкова.

Выставка «Невесомость» проходит в «Рабочем и колхознице», и построена она в неразрывной связи с пространством, представляющим полную противоположность стерильного галерейного «white cube». Сквозь выкрашенные в белый цвет стены просачивается исторический контекст, и потому проект «Невесомость» выглядит скорее не как кураторское высказывание, а как диалог.

Елена Селина, кажется, дала высказаться и самому пространству, создав драматургию экспозиции с учетом специфических особенностей «Рабочего и колхозницы». Это пространство многоэтажное, но этажи, соединенные коридорами-пролетами, будто перетекают из одного в другой. Возникают смещения в восприятии временного и пространственного положения. В диалоге пространства с экспонируемыми произведениями проявляется целый ряд проблем, связанных с прошлым и его интерпретациями в настоящем. Под сомнение ставится сама возможность таких интерпретаций. Одна из самых наглядных работ – Urangst (2003–2013) Иры Кориной – комната, застланная подвижными досками так, что уверенно пройти по этому полу невозможно. В ней реконструируется недавнее прошлое (конец 1990 – начало 2000), которое кажется более материальным и реальным по сравнению с настоящим, особенно с настоящим в рамках выставки «Невесомость». Еще один пример взаимоотношений пространства и времени серия фотографий Сергея Сапожникова. Художник фиксирует местность под Ростовом. Работы сделаны во временном промежутке с 2007 по 2012 год, но видимых изменений пространства нет. Здесь демонстрируется само время – чистое, стабильное, не требующее материальных подтверждений своего существования. В тексте к серии Сергей Сапожников делает комментарий относительно искусства и времени: «Современный мир искусства держится весь на сложных концепциях, а важно ощущать себя во времени».

На диалоге построена и первая работа, которую можно увидеть, а точнее, услышать на выставке «Невесомость». «Побег» («Бегство») Евгения Гранильщикова – не существующий, но обозначенный фильм. Компоненты этой инсталляции (звуки, объекты, историческое цитирование) складываются в единое целое в воображении зрителя. «Побег» можно расценивать как вступление к выставке, подготовку зрителя, которому, чтобы почувствовать невесомость, предстоит считать ряд элементов, ее обозначающих.

nevesomost-04

«Невесомость», вид экспозиции // Фото: Ольга Данилкина

В работе «Шоссе в никуда», отсылающей к одноименному фильму Дэвида Линча, Сергей Шеховцов обращается к теме потери точки опоры. Человек здесь представляется чистым медиумом, несущим в себе ряд социальных признаков, лишь формально обеспечивающих устойчивость и опору.

Социальное зависание стало лейтмотивом многих произведений. Владимир Логутов, наглядно демонстрирующий и раскрывающий эту тему в своих закольцованных видео («Структурированные пространства», 2012; «Ненужные», 2006–2007) настроен, кажется, оптимистично. Но считывается это, скорее, с экспликации, а не с самих, настойчиво монотонных работ.

Выставке, в целом, присуща формальность, которая выражается в обязательном визуальном воплощении понятия невесомость в каждой работе и в наличии той самой экспликации, где уже вербально объясняется, в чем искать невесомость и какого она рода (социальная, личностная, институциональная). Но подобные четкие отчеты, кажется, совсем не вредят, а наоборот – поддерживают зрителя, попавшего в состояние невесомости, которое действительно начинаешь ощущать, перемещаясь по уровням выставки. Архитектура помещения действительно способствует изменениям в привычных ощущениях пространства. Произведения Александра Повзнера («Флаги», 2012) и Ани Желудь (металлические скульптуры 2013 года) можно увидеть на верхнем и на нижнем уровне, они образуют невидимый каркас выставки, задающий ей направление. Что очень ценно – некоторые залы, кажется, целиком посвящены растерянности. «Зрители» Юрия Альберта напоминают о «подвешенном» состоянии системы искусства, 3-канальная видеоинсталляция «Эшелон» (2006) группы «Синий суп» наполнена параноидальным состоянием неопределенности, 2-канальная видеоинсталляция Attentionwhores (2011) Алексея Булдакова и Анастасии Рябовой, напротив, имеет весьма определенный характер – характер безысходности. Вот здесь зрителю стоит перевести дух и, уже не ощущая силу притяжения, отправиться в зал со скульптурой Ани Желудь. Приобретенное на выставке состояние невесомости поможет с легкостью распознать в этих металлических каркасах застывшие структуры времени. Про время языком инсталляции говорит и Ирина Корина в уже упомянутой работе Urangst (2003–2013).

nevesomost-25

Работа Юрия Альберта «Зрители» на выставке «Невесомость» // Фото: Ольга Данилкина

Вид из больших окон и межэтажные пролеты тоже становятся неотъемлемыми частями выставки. Подтверждение тому работа Кирилла Кто, представляющая собой видео и объекты. Объекты – это поношенная обувь. По большей части кроссовки, раскачивающиеся под потолком в коридорах на связанных шнурках. Серия из семи видеозарисовок расположилась в пространстве между вторым и первым уровнями. А на самом первом этаже в просторном зале можно увидеть работы Сергея Сапожникова, Александра Повзнера, группы «Куда бегут собаки» и группы «МишМаш». Здесь все кажется уже более стабильным, весомым, настоящим. Но это ощущение обманчивое, связанное с необходимостью обрести опору, выдать желаемое за действительное. Как в «Детской площадке» Александра Повзнера. Сначала объекты считываются по привычной схеме распознавания предметного мира. За каждым стоит некая функция, которая при ближайшем рассмотрении оказывается наделена ошибкой и заставляет усомниться не только в самом объекте, но и в его первообразе.

Кризис, проблемный характер системы искусства – один из лейтмотивов выставки. В стенах «Рабочего и колхозницы» он звучит наиболее интересно. РиК входит в состав музейно-выставочного объединения «Манеж». А ведь «Манеж», принимающий сейчас основной проект 5-ой Московской биеннале «Больше света», переполнен оптимизмом. С недавних пор это объединение возглавляет Андрей Воробьев, который на институциональную критику, по всей видимости, не настроен. В таком свете, на фоне нарядного официального «Манежа» площадка «Рабочий и колхозница» выглядит альтернативным, по-настоящему рабочим пространством. И в рамках такого диалога выставка «Невесомость» совершенно бескомпромиссно оправдывает звание специального проекта биеннале.

Вся выставка «Невесомость» выявляет вопросы, которые оказываются актуальными и вне выставочного пространства. Она неустойчивая, многие работы выглядят как повторяющиеся монотонные социальные, бытовые зарисовки. Проблематика, которую поднимают представленные работы (все они созданы за последние семь лет) идет в разрез с временем политических высказываний и активных гражданских позиций. Выявленным оказывается целый параллельный невидимый мир, о котором из-за его стабильной монотонности сложно говорить интересно, но на выставке «Невесомость» это получилось. Вероятно потому, что проблемы социальные тесно переплелись с проблемами художественной системы. Именно сейчас, в период новых назначений и больших планов, очень важна внутриинституциональная критика, которая, как бы парадоксально это не звучало, выявляя глубокие проблемы системы, ее же и легитимирует. Другими словами, «Манеж» можно упрекнуть за неестественный для еле сводящей концы с концами системы искусства размах, но именно эта институция приютила под своей крышей такую проблемную и критическую выставку, как «Невесомость». Ситуация циничная, но при этом и вполне нормальная.

Фотоотчет с выставки «Невесомость» в разделе Фото 

nevesomost-37

Работа Сергея Шеховцова «Шоссе в никуда» на выставке «Невесомость» // Фото: Ольга Данилкина

Добавить комментарий

Новости

+
+
16.10.18

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.