Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 20 – 26 октября

318        1       
27.10.14    ТЕКСТ: 

В новом выпуске «Открытий»: Николай Онищенко и Степан Рябченко в «Триумфе», Павел Отдельнов в ММСИ на Гоголевском, Катя Гаркушко на СТАРТе и новый мигрантский проект Хаима Сокола на «Фабрике». 

Николай Онищенко, ALINA, галерея «Триумф», до 2 ноября

По сравнению с предыдущим проектом – «Туман. Остановка» в ЦВЗ «Манеж», где Онищенко представил видео-инсталляции, – на выставке в «Триумфе» больше живописно-объектных работ. Здесь всего два видео и несколько объектов, многие из которых мы, кажется, уже где-то видели. Все они скорее выступают фоном для живописных работ, среди которых много совсем свежих. Жонглируя разными медиа, художник остается верен одному условному мотиву – это пространство холодной урбанистической среды новейших архитектурных форм. И если раньше он вводил в это пространство самостоятельные геометрические фигуры, по форме вторившие пейзажу, или использовал холст какой угодно, только не привычного квадртано-прямоугольного формата, то теперь эти приемы ушли в сторону. На первый план в живописи вышло изображение как таковых объектов архитектуры в изолированном пустом пространстве, которое лишь минимально обозначается как трехмерное (небрежной имитацией неба с облаками или скупой направляющей линией). То же самое с видео: это статичное изображение высоток-новостроек (похожих на декорации к фильмам Люка Бессона), абсолютно самодостаточное, без выплывающих геометрических форм, какие были в более старых работах (видео ALINA, которое тоже есть на выставке и дало ей название). Из-за этого выставка в галерее «Триумф» выглядит как фиксация переломного момента в творчестве молодого художника, который последовательно разрабатывает свою территорию (что, к слову, качество редкое и ценное). – О. Д.

Степан Рябченко, «Октанты», галерея «Триумф», до 2 ноября

По давней традиции галерея «Триумф» открывает сразу две выставки, и чаще всего они смелым кураторским решением подбираются так, чтобы получился диалог. Нижний этаж галереи отдан под выставку молодого московского художника Николая Онищенко, речь о которой идет выше, первый этаж – проекту молодого одесского художника Степана Рябченко. Первый работает с темой архитектуры, второй – архитектор по образованию и на практике. Онищенко рассматривает трехмерное пространство архитектуры скорее через призму графики, переводя его в двухмерную плоскость, в то время как Рябченко черпает в нем идеи и алгоритмы для создания плоскости. У Онищенко – рукотворное изображение на холсте и видео, в основе которого – живая съемка. У Рябченко – компьютерная графика как основа и для видео, и для статичных холстов. И хотя каждый просто качественно занимается своим делом, в сравнении, на мой субъективный взгляд, Рябченко проигрывает: его абстрактные работы кажутся рандомной комбинацией форм на основе сухих алгоритмов. В них не чувствуется убедительной завершенности, когда ничего нельзя от работы отнять и ничего – прибавить. – О. Д.

Павел Отдельнов, «Внутреннее Дегунино», ММОМА, до 9 ноября

Художник Павел Отдельнов – последовательный певец повседнвености. В прошлом он изучал то, как современные источники искусственного света формируют наш собственный взгляд, рисовал людей в метро, а теперь – переключился на пейзажи окраин. Герой его новой серии – подмосковный район Дегунино, но почему-то он оказывается в названии «внутренним». Художник объясняет это тем, как работает для него сегодня живопись: она является средством растянуть один момент, один взгляд немножко до вечности. Так, казалось бы, совсем непривлекательные спальные районы становятся тихой гаванью спокойствия, погружения в бесконечное самого себя. Аналогичный эффект, но другими средствами, создают фотографии Александра Гронского – в оправе классической композиции холодный и прямолинейный кирпич и бетон обращаются в романтический пейзаж. В качестве подпорки для такой романтизации Отдельнов использует простой инсталляционный ход: пол на выставке покрыт искусственным снегом. Стоит признать, что скрещивать живопись с инсталляцией – чаще всего дело гиблое, но Отдельнову удалось создать необходимый баланс, чтобы прием сработал на ура. – О. Д.

Катя Гаркушко, «Внутренняя география. Слои памяти», СТАРТ, ЦСИ «Винзавод», до 8 декабря

Новый сезон на площадке СТАРТ, куратором которой стал Иван Исаев, открывает выставка Кати Гаркушко – красивая, личная и простая. Засыпанный пробкой и песком подвал СТАРТа превратился в пещеру и метафору пространства памяти. На полу – остовы воспоминаний, сложенные из разрезанных фотографий скелеты, на стенах – распечатки карт с метками мест, где они были сняты, в шкафу – песок и десятки снимков, личный архив художницы, который она, готовясь к выставке, пересмотрела, но так и не показала зрителю. Выставка Гаркушко напоминает недавно завершившийся в ЦВЗ «Манеж» проект Марии Сакирко. Обе девушки затрагивают тему личных переживаний и опыта, оставляя при этом за кадром процесс и нисколько не расширяя личное пространство до социального. В работе Гаркушко самым важным, возможно, была работа с личным архивом – просмотр десятков фотографий, несущих в себе тяжесть воспоминаний. Или – история, которая могла бы сложится из тех снимков, что сделаны в определенных точках Москвы. Но парадокс в том, что зрителям фактически ничего не показывают, предъявляя лишь простые и известные метафоры памяти, облаченные в зыбкие и красивые формы. – Е. И.

Хаим Сокол, «Спартак. Times New Roman», ЦТИ «Фабрика», до 24 ноября

Очередная веха «мигрантского цикла» Хаима Сокола – фильм «Спартак», впервые показанный в питерской галерее Anna Nova, и тотальная инсталляция из артефактов мигрантского быта, дополненных цитатами из Люксембург, Либкнехта и Эйзенштейна и книгами Ленина. В рамках выставки Сокол предстает как художник не только социальный, но ироничный и упорный: Хаим едва ли не единственный продолжает методично раскрывать постсоветский извод колониализма, пытаясь пробудить в угнетенных сознательность. В 2011 году художник пытался рассказать московским рабочим о том, что такое права трудящихся, путем обмена старых лопат и износившихся рабочих ботинок на новые. Мигранты оценили барский жест художника, но не левые идеи. В этот раз Хаим подошел к вопросу со стороны кино и театра и превратил мигрантов в актеров, разыгрывающих знаменитый свободоборческий мотив на современный лад. Вместо гладиаторского ринга – двор «Фабрики», вместо боев – состязания в мытье полов. В этот момент, казалось, история должна стать тем самым «актуальным настоящим» Вальтера Беньямина, революционной искрой. Но не случилось: когда дело дошло до восстания, киргизские мигранты кричали «Свободу!» как худшие на свете актеры. Угнетаемые остаются глухи к революционным призывам, и в работах Сокола обнажается парадокс, ирония и несостоятельность подобного метода. – Е. И.

Фото: Ольга Данилкина, Елена Ищенко, галерея «Триумф»

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.