Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Белоруссия

«Четыре угла» и белорусский пофигизм

459        1       

В петербургской галерее «Люда» открылась выставка «Четыре угла. Современное искусство Беларуси». Aroundart публикует фотоотчет выставки и текст Лизаветы Матвеевой.

13.11.14    ТЕКСТ: 

«Четыре угла. Современное искусство Беларуси», галерея «Люда», СПб, до 17 ноября 

IMG_5618

В петербургской галерее «Люда» открылась выставка «Четыре угла», в рамках которой представляют работы четырех авторов, работающих в Беларуси – Михаила Гулина, Сергея Шабохина, Романа Аксёнова и Karen Karnak. Aroundart публикует фотоотчет выставки и текст Лизаветы Матвеевой, рассказывающий о тенденциях современного белорусского искусства. 

Три года назад я была в Минске и обратила внимание, что местные обладают каким-то невероятным спокойствием, а сам город тихий и безмолвный. Тогда, руководствуясь первым впечатлением и не зная всех подводных камней, я назвала это «благополучием», но сегодня участники выставки «Четыре угла» объяснили мне, что это памяркоўнасць, по-русски – терпимость, но по смыслу – лояльная отстраненность, близкая к пофигизму.

Белорусская толерантность, за которой умело замаскировано любопытство, результат сокрытия общественных проблем, конфликтов. Беларусь входит в десятку самых нерелигиозных стран мира, среди местных жителей не обсуждаются права ЛГБТ-сообщества. Нет разговоров – нет проблем. В отсутствие свободы, когда в любой момент в квартиру может прийти полиция и без ордера забрать на проверку компьютер и личные вещи, у людей остается право только на свое тело. В этих условиях, казалось бы, самой актуальной формой выражения должно стать политическое искусство, но, видимо, из-за страха художников за себя и своих близких оно оказывается непопулярно.

Сергей Шабохин представляет на выставке две работы из серии «Практики подчинения» (2011–2014). Первая, «Вытесненная зона демократии», частично реконструирует мужской туалет, где мужчины оставляют друг другу послания в швах между плиток, – обычная практика, сохранившаяся в общественных мужских туалетах Беларуси. Пространство в швах становится единственным местом для существования демократии – надписи на плитках бесследно стираются уборщицами, швы оказываются нетронутыми и превращаются одновременно в гомофобский форум, брачное агентство, доску объявлений и анонимные мемуары. Все регламентируется государством, публичное и даже личное пространство стерилизуется и тщательно вычищается. Беларусь – территория вытесненной свободы, где замалчиваются проблемы, а высказывания обычных людей оказываются на краю общественной жизни, принимая разнообразные формы девиации. Это публичное молчание прерывают и напоминают о сублимированных конфликтах лишь гниющие вонючие трубы.

Вторая работа Сергея, «Оболочка травмы», по форме повторяет след, оставшийся после теракта в минском метро 11 апреля 2011 года. Мраморная пленка на полу отсылает к новой плитке, которую положили на месте разрушенной. Постепенно минчане затаптывали похожий на карту Беларуси след, и сегодня о взрыве напоминает слабый блеск мраморной плитки. Ужасная трагедия повисла в испуганном молчании, о ней так и не говорили. В недемократическом белорусском обществе все проблемы замалчиваются, а травмы не проговариваются. Вынужденная отстраненность, пофигизм как защитный механизм маскируют перманентное принуждение к подчинению.

Фильм Романа Аксенова «Непосредственные» начат в 2011 году и до сегодняшнего дня претерпевает изменения. Это первый медиа-проект художника-монументалиста, победивший в конкурсе Smart Art галереи Ў в Минске. Роман, вдохновившись фильмом Пьера Паоло Пазолини «Разговоры о любви», где режиссер спрашивает обычных итальянцев о сексе, девственности, проституции, гомосексуализме и любви, задавал вопросы простым людям об их самом ярком впечатлении, в результате чего разговоры получились самыми разными. «Непосредственные» делятся на две части. Первая состоит из ответов прохожих, вторая отснята в галерее Ў, куда все желающие приходили со своими историями и работами. В фильме слово дается тем, кому априори нет места в художественной среде. Начиная работать, Роман думал о том, что люди будут приносить искусство на политические темы, потому что главным условием осуществления проекта в галерее было отсутствие какого-либо цензурирования. На деле участники приносили реалистичную живопись и нейтральные беззубые работы, но от этого фильм получился искренним, настоящим с реальными людьми и их неподдельными, порой наивными мыслями и эмоциями.

Роман Аксенов, ролик к фильму «Непосредственные», 2011 // Отрывки фильма можно посмотреть здесь 

Не художник, но асемический поэт Karen Karnak показывает видео о двух годах вынужденной работы мастером на заводе Могилевхимволокно после окончания университета. Фильм делится на две части: первая – «Завод», фиксирует заводскую действительность, которая не ограничивается рабочим пространством, завод – это и троллейбус, на котором ты едешь на работу, и город вокруг него. Во второй части, «Рабочие и Маяковский», эти самые рабочие читают стихи Маяковского. Практически документальный фильм дополнен книгой «Завод», которую Karen писал, пока работал. Личный опыт, основанный на конфликте внутреннего и внешнего, среды и субъекта, вылился в художественную, поэтическую форму. Видео-поэзия, асемическая поэзия жизни – все о монотонности существования и загнанности персонажа в институциональные рамки, что напоминает фильм Ханса Рихтера Everyday, снятый еще в 1929 году. Критика режима и этих самых институций лежит в основе нехудожественной деятельности Karen’a. Поэт – не художник, и не хочет выступать в качестве художника и не выставился бы с участниками «Четырех углов» в Беларуси. Петербург для него – независимая территория, где есть возможность заявить о своих взглядах на феномен современного белорусского искусства. Критика буржуазного уклада актуальной художественной сцены Беларуси, которой занимается Karen, попадает в зону парадоксов: о какой буржуазности современного искусства можно говорить, когда оно существует на территории государственного, а не частного капитала, где нет арт-рынка и коммерческого искусства в целом, где есть искусство прогосударственное и искусство, которое пытается функционировать в рамках тотальной несвободы и всестороннего контроля?

Михаил Гулин представляет две работы, которые слились в единый художественный проект. Первая – это его переписка с куратором из Дрездена, где обсуждается перформанс для будущей выставки. Из письма в письмо рамки дозволенного по-европейски тактично сужаются все больше и выливаются в самую нейтральную из всех предложенных акцию «Аплодисменты». В 2011 году, когда шла эта переписка, в Беларуси был принят закон «больше трех не собираться», исходя из которого аплодисменты могут быть восприняты как несанкционированная оппозиционная акция. Вторая часть – видео «Доколе!», где Михаил со своим другом Сергеем Пукстом, осваивают новое пространство агрессивным путем. Они слоняются по Дрездену от витрины до витрины, от магазина до магазина, постоянно восклицая: «Сука, дорого!». Видео, начатое как шутка, стало иллюстрацией менталитета белорусов, которые постоянно пересчитывают все цены в доллары, и трансформировалось в грустное послание выходцев постсоветского пространства обитателям пространства капиталистического.

Михаил Гулин, Сергей Пукст, «Доколе», 2011

Белорусское независимое современное искусство редко увидишь за пределами родной страны, да и в Беларуси сложно существовать, находясь вне рамок официальных институций. Галерея «Люда» дает художникам возможность показать свои работы тем, кто совершенно не знаком с белорусским искусством и, возможно, с белорусской действительностью.

Выставка «Четыре угла» – первая из серии выставок галереи «Люда», в чьих планах показывать искусство, увидеть которое в Петербурге до этого момента не представлялось возможным. Стремление галереи исследовать искусство сопредельных и не очень территорий кажется мне важным, особенно в условиях нашей самоорганизованной изоляции. Возможно, «Люда» – это еще один проект, который мы делаем для самих себя, чтобы изучить культурные контексты разных стран и, тем самым, наконец-то сформировать свой собственный.

Фотографии: Михаил Григорьев

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.