Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Сакин Роман

Фото: Роман Сакин «Афинская школа»

377        1       

Фотоотчет персональной выставки художника в московской Pechersky Gallery

23.12.14    ТЕКСТ: 

13 ноября – 15 января, 2014
Pechersky Gallery, ЦСИ «Винзавод»

Фото: Ольга Данилкина

Подробнее о выставке читайте в статье Елены Ищенко

Из пресс-релиза:

Большой адронный коллайдер представляет собой туннель длиной 17 километров. В нем, среди прочего, моделируется процесс возникновения вселенной в результате так называемого Большого Взрыва. Размер вселенной точно определить нельзя, некоторые ученые полагают, что она бесконечна. Так что представить себе масштаб соотношения коллайдера и вселенной мы не можем. Инсталляция Романа Сакина «Афинская школа» занимает около 60 квадратных метров. В ней, среди прочего, моделируется процесс возникновения разума – нематериальной субстанции, ответственной за ориентацию человека во вселенной – в результате наблюдения за природой. Разум – сущность, не имеющая численного эквивалента, а значит, представить себе соотношение инсталляции Романа Сакина и разума мы не можем. Ради чистоты эксперимента художник воссоздает базовые достижения человеческой цивилизации. В первую очередь – зонирование жилища: строятся три пространства, соответствующие процессам обучения, насыщения и сна. Во вторую – интеллектуальная база, уходящая корнями в глубокую древность. Обучение основано на сочетании тезисов разных философов досократовской эпохи. С одной стороны, «Афинская школа» Сакина следует принципу Протагора, гласившему, что «человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». С другой, наукой всех наук, необходимой и достаточной, становится геометрия, как у Пифагора. У Протагора населяющие инсталляцию Сакина любомудры наследуют ориентацию на восприятие природы и культуры через организм человека. Встроенные биологией по умолчанию центры тяжести определяют и наше положение в пространстве, и наше отношение к нему. С помощью относительной геометрии, выражающейся не в числах, а в индивидуальных пропорциях, любой студент «Афинской школы» может определить окружающий покуда хватит зрения мир как соотнесенный с центром тяжести и «плохой», далекий от найденной с помощью простого инструмента формулы. Найденное художником соотношение принесет пользу всем, кто сталкивается с необходимостью переезда или новостроя.

В зоне насыщения (столовой) пропагандируется конструктивное отношение к еде. Нельзя просто оставить пищевые отходы на тарелке. Из уважения к разуму и поглощенным продуктам следует привести останки в соответствие принципам школы, сделав из них пособия по архитектонике и началам зодчества. Простейшие макеты символизируют роль разума в добыче пропитания. Каждая встреча с собранными в результате развития цивилизации (охоте и собирательству) ресурсами должна быть осмыслена как переделка мира, пусть маленькая и локальная, в соответствии с разумной волей, включающей в себя не только инстинкт выживания, но и общие представления о том, что же такое жизнь. Столовая освещена люстрой, сочетающей в себе дидактичность и S-образные линии, лежащие в основе структурных понятий о красоте по Уильяму Хогарту.

Спальня – последняя зона «Афинской школы» – иллюстрирует богатство иррациональных связей и явлений, всегда сопутствующих разуму. Телесная оболочка устраивается поудобнее и погружается в сон. Дух покидает тело и путешествует по другим комнатам и просторам, ища приключений за пределами физических законов мироздания. Философы в инсталляции Сакина прекрасно понимают, что увлечение сновидением может привести к слабости, бесхребетности, трусости. Оттого-то появлением духов можно управлять с помощью простого механизма, иллюстрирующего наш уход из-под власти разума в чертоги незримых фикций. Управляя механикой сна, мы воспитываем в себе чувство ответственности за то, куда уходят наши психики и где шатаются наши неврозы.

Сам художник считает свою инсталляцию образцом наивного концептуализма, историей о началах философии, затерянных в снегах Руси где-то во времена татаро-монгольского ига. Но в дне сегодняшнем, где заблуждения отвоевывают себе все больше места в реальности, тесня разум по всем фронтам, инсталляция Романа Сакина видится еще одним уголком гармонии, расчищенным в авгиевых конюшнях ненависти и агрессии.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.