Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Смакующие дурновкусие

345        1       

Анна Комиссарова побывала на выставке «Возмутители спокойствия» и убедилась, что икра в небесах, мадонна в метро, девочки в коврах и наличник в свастиках — это серьезный повод для разговора об идеологии. 

25.12.14    ТЕКСТ: 

«Возмутители спокойствия», дизайн-завод «Флакон», пространство the Cube, 13 декабря

131214_0103

Анна Комиссарова побывала на однодневной выставке студентов Школы им. Родченко «Возмутители спокойствия» под кураторством Антонины Баевер и убедилась в том, что трэш — не такая простая, забавная и безобидная вещь, как может показаться. Икра в небесах, мадонна в метро, девочки в коврах и наличник в свастиках — это серьезный повод для разговора об идеологии. 

С порога может показаться, что попал на развиртуализацию интернет-паблика из разряда trashculture или chewbakka: гоповатые девочки, ковры, примитивные видео, шуба в пайетках Rich&Power, крашеные собачки-супергерои. Работы выглядят найденными на бескрайних и плодородных просторах Рунета, одна часть которых маскируется под продукт человеческого идиотизма (не знаю, насколько уместно здесь слово «естественного»), а другая хочет казаться результатом анонимного творчества саркастичного обладателя фотошопа.

Китчевая, вульгарная, искусственная, вычурная, наивная и низкокачественная трэш-культура, изначально создававшаяся для низших слоев, примерно с конца 2000-х обрела ренессанс как источник перверсивного удовольствия для молодых людей, пресыщенных мейнстримом. Осознающие его абсурдность, ровно как и невозможность сделать вид, что его не существует, они начали воспринимать его как объект для стеба. Это позволяло сохранять дистанцию и при этом утолять жажду развлечений.

Новый расцвет трэша стал следствием изобилия и потребительского бума тучных времен, которые не сопровождались повышением общего уровня культуры. Доступность интернета, недорогих цифровых технологий и появление новых каналов распространения фото- и видеоконтента сыграли решающую роль. С тех пор, чтобы преодолеть трэш, стало необходимо одинаково сильно его любить и испытывать к нему отвращение.

Заимствуя формальные приемы «искусства для гопников», студенты и выпускники Школы им. Родченко анализируют поле массовой культуры и выявляют в ней смысловые и визуальные клише и стереотипы, среди которых — некогда авангардные открытия художников, низведенные до эффектных дизайнерских элементов. Например, в работе Ольги Дерюгиной Mother country читается узнаваемый стиль Эрика Булатова. «Телепасторы» Зины Исуповой и «Наличник» Елены Никоноровой воспроизводят моду на глитч, а «Ребрендинг» Альберта Солдатова — на абстракцию.

Но в разухабистом гламуре от Ксении Корниловой, простодушных девочках Игоря Самолета, завернутых в ковры и привязанных к березам, «мясном» и сочном видеоарте «Астраханские деликатесы» Василия Жаркого, приправленном пикантными рекламными эпизодами, не говоря уже о веселом заигрывании с религиозной символикой и уголовной традицией — только доля шутки. А в основном — размышления о том, где проходит грань между национальной идентичностью и национализмом, развлечением и продуктом пропаганды, игрой и формой контроля, шуткой и оскорблением общественной морали.

«Возмутители спокойствия» продолжают высказывание на тему русского барокко, начатое Антониной Баевер на выставке «Барокко», которая была показана летом в пышном интерьере особняка Бачуриной. Здесь мы видим ту же избыточность, не подкрепленную иным смыслом, кроме пафосной демонстрации изобилия, величия и силы, только в сфере интертеймента. И снова хочется отметить крайне удачно подобранную локацию для выставки. Пространство Cube на территории дизайн-завода «Флакон» как нельзя лучше подходит для разговора о массовой культуре.

Многим выставка может показаться скандальной, но именно в этом ее идея — попасть в клише возмутительности. В конце концов понять и принять трэш-эстетику может только искушенный зритель, обладающий гибким мышлением и необходимой долей цинизма. Тот, кто считает, что трэш — это удовольствие, которого не стоит стыдиться.

Фотографии: Иван Клейменов, Александр Кремер, Сергей Брат, Игорь Самолет

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.