Коллектив кураторов во главе с Ансельмом Франке занялся исследованием взаимоотношений между людьми в стране, где заблокирована большая часть популярных средств связи. Подробности от Александры Шестаковой.
Темой 10 Шанхайской биеннале, во второй раз проходящей в здании бывшей электростанции, стала «Социальная фабрика». Коллектив кураторов во главе с Ансельмом Франке занялся исследованием взаимоотношений между людьми в стране, где заблокирована большая часть популярных средств связи. С подробностями – Александра Шестакова.
Желтые банеры с надписью Social factory на станциях шанхайского метро моментально бросаются в глаза европейцу, не столько за счет цвета, сколько из-за того, что вся остальная реклама в метро на китайском. Указатель в сторону Power Station of Art – бывшего здания электростанции выделяется тем же, что и реклама, то есть латиницей на фоне иероглифов. Очень удачно, учитывая, что попытки узнать дорогу на улице по-английски оканчивались провалом из-за трудностей перевода.
В прошлый раз, когда биеннале впервые проходила в бывшей электростанции, ее темой была «Реактивация». Тогда же для участия в этом событии (которое, к слову, финансируется компартией) были впервые приглашены иностранные кураторы – Борис Гройс, директор Института современного искусства Уоттиса в Сан-Франциско Йенс Хоффман и директор Hanart TZ Gallery Джонсон Чан. Впрочем, вместе с поворотом выставки в сторону глобального мира, а также желания с ним конкурировать, открылись и некоторые особенности местного политического климата. Китайские чиновники потребовали изменить работу Юрия Альберта «Московский выбор» – убрать из инсталляции, в которой зрители должны были опускать ответы на вопросы в прозрачные урны, вопросы «сказывается ли усиление цензуры и самоцензуры на качестве современного русского искусства?» и «является ли тот факт, что никто из русских художников не протестовал против войны с Грузией, основанием для того, чтобы изменить ваше отношение к современному русскому искусству?» В ответ художник отказался вести в Шанхай всю инсталляцию, за которую ранее он получил премию Кандинского, в Китай также не поехал «Автопортрет с закрытыми глазами» – описание картин Ван Гога шрифтом Брайля, и сам Юрий Альберт.
В этом году приглашенными западными звездами стали берлинский куратор Ансельм Франке (глава отделения визуального искусства и кино Дома Культур, под чьим руководством два года назад прошла другая азиатская биеннале – в Тайбэе), румынский куратор Космин Костинас (глава гонконгского Para Site – первой в Гонконге институции, посвященной современному искусству, в прошлом – сокуратор первой Уральской Индустриальной биеннале в Екатеринбурге), тайванский куратор Фрея Чоу (куратор Тайбейскую биеннале в 2010 году) и китайская исследовательница современного искусства Лю Сяо.
За два года, прошедшие с предыдущей биеннале, взаимоотношения между китайскими цензурными ведомствами и единственным в стране государственным музеем современного искусства почти не изменились. Например, видео сингапурского художника Хо Тцу Ньена, в котором появляется актер Тони Линг Чу-Вай, поддержавший октябрьские протесты в Гонконге, было запрещено к показу. Космин Коcтинас так прокомментировал запрет для Blouinartinfo: «Мне кажется, не стоит создавать большой ажиотаж вокруг этого, в конце концов мы все приняли правила игры».
Тема «Социальная фабрика» впервые за 18 лет существования биеннале была выбрана куратором самостоятельно. По словам заместителя директора музея Ли Сюй в комментарии для The New York Times, такое решение поможет сделать биеннале более международной.
Фото: Александра Шестакова и shanghaibiennale.org
Кураторы предлагают считать Поднебесную фабрикой по производству социального и анализировать мир, опираясь на принцип «реалистической оценки фактов», сформулированный «отцом современного Китая» Дэном Сяопенем в 1978 году, то есть найти связь между вымыслом и реальностью в непростом деле построения нового общества. Биеннале предлагает анализировать взаимоотношения между людьми в стране, где заблокированы google, facebook и twitter, а все связи максимально формализированы китайским правительством.
Выставка построена примерно так же, как человеческие взаимоотношения в мегаполисе – внутри большого города появляются кварталы со своими внутренними связями, а порой работы, находящиеся в разных частях здания, связаны между собой тематическими сетями.
Отдельный зал посвящен попыткам государства контролировать новые технологии и присваивать себе достижения ученых. Об истории приватизации идей рассказывают исторические диаграммы, похожие на средневековые карты, британской художницы Сюзанны Трейстер – они предлагают проследить связь между теориями XX века, кибернетикой и попытками государства получить максимальный контроль над общественной жизнью. Напротив – две работы Александры Доманович: видео о запрете югославского домена .yu властями и 3d–копия первого протеза кисти руки, сделанного в институте Белграда, держащей символ инь-янь (отсылка к фреске Диего Риверы «Воскресный послеполуденный сон в парке Альмеда», на которой изображена история Мексики с момента завоевания ее Кортесом и до времени написания картины в 1948 году). Между ними – работа Лоуренса Абу Хамдана «Полная правда», позволяющая любому пережить феерические ощущения от встречи с детектором лжи (его «Пересмотр: Офицер Вождь конных егерей императорской гвардии сирийской революции, идущий в атаку» был показан в Москве в рамках выставки «10 тысяч уловок и сто тысяч хитростей»).
Фото: Александра Шестакова и shanghaibiennale.org
Впрочем, природа, всегда важная для восточной культуры, в любом случае оказывается сильнее любых человеческих решений, спутывая карты статистики и истории. Инь-Цзюй Чэнь сделал карты влияния планет на исторические потрясения, вроде взятия власти красными кхмерами, а Ли Сяофей превратил волнорезы – человеческие попытки структурировать стихию – в гигантские скульптуры, просто вынеся их на сушу.
Правда, самые существенные связи, как и в мегаполисе, заметны не сразу. Так, например, выставка от социального анализа вообще переключается на более камерные взаимоотношения зрителя и произведения. Все начинается с обнажения методов социалистического реализма от китайского художника Лю Динга, сделавшего головы статуй так, как этому учат в местных художественных учебных заведениях. Дальше – видео тайваньца Ченга Та-Ю, снявшего подобие мыльной оперы о семье с отцом историком искусства и дочерьми – галеристкой и директором музея, сыном художником и дядей «международным коллекционером» – не очень лестный, но гомерически смешной портрет местного художественного сообщества. Потом – скульптура Стивена Уиллатса, которую конструируют из одинаковых белых блоков сами зрители. И вот, когда посетителю биеннале кажется, что он все понял, Наташа Садр и Уве Шватцер показывают, как просто его одурачить, устроив «первую в Китае ретроспетиву» несуществующего художника Робби Вильямса.
Фото: shanghaibiennale.org
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.