Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 20 – 26 апреля

673        2       

Джозеф Кошут, Андрея Дуганджич и Адела Юшчич, Анна Титова и Станислав Шурипа, Наталья Зинцова, Людмила Зинченко, Дмитрий ::vtol:: Морозов, Николай Онищенко и коллективный воронежский проект «Весенний вопрос».

Гастроли Джозефа Кошута, Андреи Дуганджич и Аделы Юшчич, новое пространство под началом Анны Титовой и Станислава Шурипы, персоналки Натальи Зинцовой, молодых художников Дмитрия ::vtol:: Морозова, Николая Онищенко, коллективный воронежский проект молодежи «Весенний вопрос» и презентация книги Людмилы Зинченко.

Николай Онищенко «Новая природа», галерея «Х.Л.А.М.», Воронеж, до 2 мая

Николай Онищенко выставил около 70 графических работ, сделанных в течение последних нескольких месяцев. В этом проекте художник осмысляет природу новых медиа и информационных потоков. Все рисунки – результат своеобразного «пленэра за компьютером» – зарисовки, сделанные на основе изображений, зацепивших Онищенко в ленте фэйсбука или инстаграма, в ежедневном информационном потоке. Объектом пленэра здесь становится медийная среда, которая, по мысли художника, и оказывается новой природой: «Если раньше человек выходил на улицу, садился на стульчик и рисовал, то сейчас он это время проводит в Интернете». Ежедневные «остановленные» кадры в пространстве галереи выстраиваются в ряды – рассматривая рисунки один за другим, можно попытаться проследить эти каждодневные впечатления – иногда достаточно абстрактные, а иногда и вполне узнаваемые. Рядом стоит умиротворяющий горный пейзаж и рисунок шахты в Соликамске, фотографии которой часто мелькали в новостях после ноябрьского пожара. Ряды графики перебиваются черными квадратами – они здесь выступают как что-то инородное, вклиниваясь в информационный поток внезапными паузами. Инородные элементы в виде внезапных черных полос вклиниваются и в рисунки, напоминая то ли помехи на экране, то ли просто отмечая искусственную природу работы. – Софья Успенская

Коллективная выставка «Весенний вопрос», арт-резиденция «Кампанелла», Воронеж, до 2 мая

Восемь молодых художников – Евгения Ножкина, Иван Горшков, Сергей Ряполов, Татьяна Данилевская, Анна Курбатова, Дима Филиппов, Егор Астапченко и Наташа Тимофеева – вдохновленные стихотворением Маяковского «Весенний вопрос», сделали совместную выставку в арт-резиденции «Кампанелла». Работы получились совершенно разными и по настроению, и по жанрам, и по технике, но все, по словам куратора выставки Евгении Ножкиной, объединены «одним состоянием: идти вперед, работать, действовать». «Весенний вопрос» каждый ставит (и отвечает на него) по-своему: сама Женя Ножкина работает с «мягкими скульптурами» из обрезков ткани и выкройками, Наташа Тимофеева оборачивает пленкой стену, которая, в ее представлении, сама по себе является арт-произведением. Татьяна Данилевская продолжает осмысление научного труда и выставляет «невротические» закольцованные рисунки, сделанные при помощи спирографа. Анна Курбатова экспериментирует с разными способами подачи образа времени. Сергей Ряполов вновь обращается к теме природы и ищет в ней надежду. Иван Горшков работает со скульптурой – на этот раз он показывает бесформенного персонажа, проснувшегося после долгой зимней спячки. Егор Астапченко с помощью компьютерной графики вписывает фотографии воронежских улиц в макеты интерьеров. Выставка получилась во многом лабораторной: движимые весенним желанием действовать и придумывать что-то новое, художники собрали в экспозиции и результаты экспериментов, и обрывки идей, и зачатки будущих серий. Что из этого получилось, авторы будут обсуждать со зрителями на закрытии «Весеннего вопроса» 2 мая. – Софья Успенская

Джозеф Кошут «AMNEZIYA», Мультимедиа Арт Музей Москва, до 21 июня

Выставка Джозефа Кошута в МАММе – неоновая: она про свет, амнезию, невозможность говорения, навязчивое цитирование и на двух этажах. В холле первого – цветные геометрические фигуры и надписи-шарады, комиксы про низкое/высокое искусство и кругло/квадратное, цитаты из Гегеля про философские круги, которые тоже складываются в круг, из Фрейда про фетишизм и Адорно – про высвечивание мыслями субстанций, от чего другие субстанции тоже начинают светиться. Черно-белый зал, похожий на холл клуба, светится 18-ю цитатами из «Никчемных текстов» Беккета (типа: В.: Скажи что-нибудь! Э.: Я пытаюсь.) и названиями с указанием часов дня 18-и глав «Улисса» Джойса, отсылающими к гомеровскому эпосу: Телемах, Нестор, Протей… Так, видимо, Кошут переходит от словаря к литературе, от взрывания языка-искусства к музейному интерьерному украшательству, от простого к заумному, от самореференции к множественным отсылкам. Выставка называется AMNEZIYA и на русский язык не переводится. Почему – загадка. – Анна Быкова

Дмитрий ::vtol:: Морозов «Девайсы», Электромузей в Ростокино, Москва, до 31 мая

Это первая персональная выставка Дмитрия Морозова, также известного как ::vtol::. Автор занимается технологическим творчеством и в основном работает со звуком, эстетикой глитча и интерактивом. Его работы используют информацию, поступающую через разного рода датчики либо из непосредственного контекста, либо из каких-либо онлайн-источников, либо рандомно генерируемую компьютером. Далее данные, как правило, преобразовываются при помощи программ PureData и MaxMSP в триггеры для объектов ::vtol::’а, которые, следуя им, трещат, пищат, двигаются и производят квази-абстрактные картинки. Представлены практически все арт-объекты автора последних пары лет и несколько видео-документаций слишком масштабных для Электромузея проектов. На открытии был показан перформанс Reading My Body, в котором специально произведенная машина, по-разному считывая специально нанесенную татуировку на руке художника, в живом времени генерирует звуковой пейзаж. Куратор галереи Алексей Шульгин сообщает, что ::vtol:: – единственный молодой российский художник, сделавший достаточно материальных объектов для индивидуальной выставки. – Елена Клабукова

Презентация книги Людмилы Зинченко «Русский лес», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва, 23 апреля

Фотограф и преподаватель Школы Родченко Людмила Зинченко презентовала в фотогалерее Lumiere Brothers свои книгу фотографий «Русский лес» и два коротких видео. «Лес в России – больше, чем лес», – утверждает Зинченко, и с этим, конечно, сложно не согласиться. Он отражает, объясняет, воплощает русскую душу и все изменения, которые с ней происходят. Снятые при помощи камеры-обскуры фотографии ведут от посвященных Шишкину родных пейзажей через глитч, сбой кода – который, предполагает Зинченко, в какой-то несчастливый момент случился с русским сознанием и который объясняет, почему все так, а не иначе – к лесу, каким мы знаем его сейчас: полным бутылок, вырубок и других знаков любви русского человека. Показанные видео Зинченко – «Былинка» и Waste Land – тоже прорабатывают тему непомерной тяжести русскости, которая давно нас не держит, но давит и требует истощения всех наших сил. – Елена Клабукова

Андрея Дуганджич и Адела Юшчич «Труд любви», Лофт Проект «Этажи», Санкт-Петербург, до 10 июня

Андрея Дуганджич и Адела Юшчич в своей художественной практике фокусируются на актуальных проблемах цивилизации, часто работая на стыке визуального искусства, активизма, научной инфографики и практики формирования тематических архивов. В Санкт-Петербург художницы прибыли на конференцию, организованную Центром независимых социологических экспертиз, посвященную труду и миграции, а выставка в «Этажах» стала творческим вкладом художниц в раскрытие одной из центральных тем конференции – теме эксплуатации домашнего труда женщин. С 22 по 24 апреля во дворе Лофт Проекта «Этажи», на стене напротив модельного агентства LMA было инсталлировано двенадцатиметровое полотно, посвященное проблеме эксплуатации и ущемления прав женщин. Монтаж выставки был анонсирован как самостоятельное мероприятие – на него были приглашены все желающие. Желающих оказалось довольно много, поразительные коммуникативные способности художниц объединили в одну команду всех, кто встречался им на пути: технических работников-мигрантов из Узбекистана, художников, социологов, музыкантов, анархистов-соучредителей кооператива «Поехали». 26 апреля художницы выступили с феминистическим манифестом и пояснениями к экспонированной в «Этажах» работе в лаборадории «Интимное место» – с текстом можно ознакомиться здесь в разделе О выставке– Марина Мараева

Анна Титова и Станислав Шурипа «Агентство сингулярных исследований: Апокалиптологический конгресс», ЦТИ «Фабрика», Москва, до 24 мая

Анна Титова и Стас Шурипа открыли новое пространство в снова популярном нынче формате artist-run space. Агентство сингулярных исследований планирует работать в течение двух лет и будет ориентировано в первую очередь на дискуссию. Площадка открылась показом фрагмента якобы найденного архива некоего «Апокалиптического конгресса» – придуманной художниками организации, занимающейся изучением феномена «конца света». Проект напоминает предыдущую работу художников – Observatorium, показанную в рамках параллельной программы Manifesta 10. Тот же конспирологический архив, по которому Стас Шурипа с неожиданным мастерством водит экскурсии. Только теперь художники «нашли» документы не человека без свойств, а целой организации. – Александра Шестакова

Наталья Зинцова «Плоды», ЦТИ «Фабрика», Москва, до 10 мая

Два видео и одна масштабная скульптура – только за счет света (вернее, тени) зал «Оливье» снова преобразовался до неузнаваемости (сложно представить, что еще месяц назад здесь была большая выставка «Нотация»). Просторная выставка Зинцовой – как пишет в тексте к ней Хаим Сокол, про труд, который меряется прежде всего временем, про полезность/бесполезность этого труда, произведенного художником или, допустим, рабочим. Художник в этой схватке заведомо проигрывает: видео-документация процессов заводской обработки дерева (фрагмент реальности) увлекает нюансами и масштабом, в то время как созданная художницей скульптура – куб, сложенный из сколоченных деревянных ящиков (произведение, созданное руками художника) – кажется будто сделанным наспех «бантиком» всей экспозиции. Созданная ситуация конфликта усугубляется еще и самим расположением – бывшим фабричным цехом по-прежнему частично действующей фабрики по производству бумаги. Она оставляет висеть в воздухе массу нерешенных (и всякие раз заново решаемых) вопросов о статусе искусства. – Ольга Данилкина

Фото: Анна Быкова, Ольга Данилкина, Анастасия Сарма, Адела Юшчич, Софья Ярцецва, Центр фотографии им. братьев Люмьер, Электромузей

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.