Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 6 – 19 июля

540        1       

Послевоенное искусство в Самаре, Экологическая биеннале и «Фантомная выставка», студенты Сергея Браткова, Антонина Баевер, Владимир Потапов, Яна Сметанина, Вика Малкова и Полина Москвина.

«От утопии к игре. Классики российского андеграунда в коллекции СОХМ», Самарский художественный музей, Самара, до 30 августа

9 июля зал временных экспозиций Самарского художественного музея открылся зрителю, жадному до искусства, проверенного временем (или хотя бы десятилетием), выставкой «От утопии к игре. Классики российского андеграунда в коллекции СОХМ». Экспозиция эта и амбициозна, и скромна одновременно: амбициозна, в первую очередь, претензией описать большие течения в советском искусстве второй половины века и искусстве новой России, скромна — непосредственно рядом работ, призванных эти течения характеризовать. Тут следует сделать скидку на то, что все произведения были извлечены из запасников самого СОХМ, и, в определенном смысле, вызывающе новы для музея, чья постоянная экспозиция хронологически упирается в искусство русского авангарда. С другой стороны, их можно рассматривать как фантазию куратора (и замдиректора СОХМ по развитию) Константина Зацепина о том, какое продолжение могла бы иметь постоянная экспозиция, будь у музея еще залы.

Путь российского послевоенного искусства «от утопии к игре» был пройден, по мнению куратора, в четыре шага (соответствующих четырём разделам выставки): «Наследники русского авангарда» – с пафосом открытия новых выразительных возможностей беспредметного (Элий Белютин, чьи отреставрированные работы показывают впервые – их в 2012 году подарила музею вдова художника, искусствовед Нина Молева, Юрий Злотников, Анатолий Зверев); «Соц-арт» – с возвратом к его визуальным кодам, подчинённым новой логике абсурда и иронии (Леонид Соков); «Петербургская линия» – с оглядкой на европейский модернизм и исследованием материальности художественного полотна: цвета, фактуры, текстуры (Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, Владимир Духовлинов, Евгений Михнов-Войтенко, Арон Зинштейн, Феликс Волосенков и Геннадий Устюгов); «Постконцептуальная живопись» – с поисками сюжетов для «живописи после смерти живописи» (Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Константин Звездочетов, Валерий Кошляков).

При всей стройности художественной логики и исчерпывающей описательной части, сама экспозиция достаточно осколочная, и выражается это не только в том, что за репрезентацию целого направления отвечает один автор (например, Соков, чьи работы в разделе «Соц-арт» – еще и не самые характерные для его творчества), и том, что отдельные работы вырваны из цельных серий (например, «Поцелуй» Виноградова/Дубоссарского), но и в буквальной осколочности центрального объекта выставки – «фрески» Кошлякова, являющейся фрагментом 40-метровго полотна. Во многом эта фрагментированность вынужденная – коллекция формировалась частными пожертвованиями художников и коллекционеров, а львиная часть досталась из Российского павильона на Венецианской биенналле 2003 года (и нигде, кстати, кроме единственной выставки в 2004-м году, больше не показывавшаяся). Поэтому смотреть выставку, конечно, стоит, а вот диагностировать по ней искусство последних 50-ти лет – едва ли. – Анастасия Альбокринова

Антонина Баевер, «Золотые слова», MMOMA на Тверском бульваре, Москва, до 6 сентября

Антонина Баевер – «Молодой лев», проведший свой собственный курс в музейной Школе «Свободные мастерские», – при поддержке галереи «Триумф» развивает в ММСИ вечную тему «дерьма художника». После создания золотых мозгов для Золушки, золотых паспортов (ART_BUZZ) Баевер делает видео «Золотые косы», в котором под девическую песню скомпилированы сетевые кадры – фото и видео – с забриванием юных призывников и их дальнейшими приключениями в казарме. В соседнем зале картины с «золотыми» цепями и «золотыми» словами: это 5 говн на разных европейских языках, висящих на живописных холстах неправильной геометрической формы с абстрактными пятнами. Проект в целом понятный – он, как утверждает в пресс-релизе куратор Роман Минаев, «описывает состояние полной сил молодежи, которая находит себя в пространстве своих желаний и чужих интересов». Этой теме в принципе посвящены проекты «новых отвязных»: Валерии Гай-Германики, Антонины Баевер, Алисы Йоффе, Игоря Самолета, Никиты Шохова…, – здесь самой задачей оказывается предъявить (документально) запечатленные моменты физических пределов, переходов, делириумов, просветлений, даже в ущерб любых художнических обобщений и рефлексий. Проект «Золотые слова» (и золотые говна) Баевер, при всей его энергетической провокативности и миллионом рифм – от Мандзони (дерьмо художника) до О. Генри (отрезанные волосы и золотые цепочки) – кажется слабым: тема увы не раскрыта! – Анна Быкова

Владимир Потапов «По памяти», ММОМА на Тверском бульваре, Москва, до 6 сентября

Гиперпродуктивный Владимир Потапов открыл второй проект за этот год – снова живопись, но в этот раз реверанс в сторону других медиа, а именно, инсталляции, кажется, сделал всю экспозицию. Первое, что зритель видит, это присобаченное под углом, явно не вмещающееся в выставочный зал бутафорское «полотно неизвестного художника» «Битва под Псковом». Недалеко от него такой же бутафорский фотоальбом с китчевой плюшевой обложкой, внутри – не фотографии, а зарисовки страдающих тем или иным образом памятников, символов идеологического содержания монументальных пропаганд или коллективных чаяний, то обветшалых, то снесенных, то вовсе частично разрушенных временем или стихией. Чуть вглубь зала – собственно живописные работы Потапова: многослойные ярких цветов изображения, будто проскребаны чем-то сверху опять же то ли стихией, то ли временем. Глядя на изображенное – тиражированные фотографии из массмедиа, в том числе, из горячих точек, неблагополучных районов, туристических достопримечательностей или исторических персонажей думается, что эти заковыренки и потертости суть метафора массмедийного шума, искажающего факты и явления, эдакой пестрой каша, ни один кадр из которой не запоминается. Этот буйный карнавал образов венчает строгая инсталляция под названием «Крен» из подпиленных парт, которые складываются будто подчиненные некой невидимой волне, то ли утягивающей вниз, то ли выбрасывающей наверх. И если в случае с живописной частью выставки метафора массмедийного рабства современного сознания кажется грубоватой, то к удивлению именно в инсталляции Потапов, известный проповедник живописи, оказался более чем тонок. – Ольга Данилкина

Яна Сметанина «Тексты», резиденция директора Австрийского культурного форума, ул. Серафимовича, 2, Москва, 10 июля 

Галерея Random, которую лишили пространства на Поварской, начала делать выставки на других площадках, и первой стала резиденция директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, где показали выставку Яны Сметаниной, которая должна была состоятся еще осенью прошлого года. Художница, методично разрабатывающая темы насилия и угнетенного положения женщины, на этот раз обращается к важному для нее медиуму – словам и фигуре умолчания. Слова появляются во многих ее сериях: во «Второй стадии», посвященной утрате, где за основу были взяты фотографии из семейного альбома, дополненные будто сделанными детской рукой подписями, или в «Затертых словах», напоминающих о прежнем значении истасканных понятий вроде любви или свободы. Материализуя в новой серии «Тексты» само понятие слова, Сметанина прибегает к довольно тривиальной метафоре камня как оружия – одновременно борьбы и угнетения. С одной стороны, автопортрет кричащей художницы, с другой – сыплющий камнями арт-критик с бокалом. С одной стороны, молчание служит угнетению и насилию (во многом поэтому на других ее работах появляются слова), с другой – тому же служит и речь угнетателя. Поставленная амбивалентность разрешается лишь в эстетике – белых полотнах, на которых слова-камни, сливаясь с фоном, не выражают ничего, кроме спокойствия. – Елена Ищенко 

«ФоСкуВи», Музей Москвы, до 26 июля

Музей Москвы продолжает хорошую традицию – показывать в небольшом пространстве Провиантских складов выставки выпускников и студентов разных школ современного искусства. Здесь только что завершилась выставка учеников школы «База» «Делать медиум», а теперь показывают работы девяти студентов мастерской Сергея Браткова «Фотография, Скульптура, Видео» (отсюда – и название выставки) в Школе им. Родченко. В видео Noise Дмитрий Федоров дергает за невидимые лески сиденья стульев из какого-то советского учреждения, он же с серийной тщательностью документирует следы разрушенных зданиях, находя в них очертания для серии скульптур из неоновых трубок и металла (серия Obsession). Зинаида Исупова говорит о насилии, подвергая два слепка краске губ, глаз и чистке ушей в видео «Макияж». Юлия Голуб просит африканцев-мигрантов прочесть на камеру стихи Пушкина и Лермонтова и снимает их посреди заснеженного города, говоря о попытке насильственной ассимиляции. Анна Потоцкая рисует разрушенные боевиками ИГИЛ статуи ассирийских быков. Есть здесь и два художника, уже закончивших школу, – Настя Кузьмина и Олег Устинов.

Вообще, показательно, что выставки «Делать медиум» и «ФоСкуВи» идут друг за другом, выявляя разрыв в методах преподавания, в поисках медиума и подходящей формы высказывания. Если студенты «Базы» тяготеют к ручному труду, производству объектов и истории искусств (и истории вообще), то, кажется, студенты мастерской Браткова свободнее в выборе и обращаются, в первую очередь, в действительности, «ре-формулируя, трансформируя и эстетически анализируя» ее, как отметила в тексте куратор Евгения Кикодзе, прорываясь таким образом к актуальности. – Елена Ищенко 

«Фантомная выставка», Санкт-Петербург, 12 июля

Выставочным пространством организованной Михаилом Заикановым «Фантомной выставки» стал пешеходный маршрут по Васильевскому острову, где художники спорадически разместили свои работы. Однако, основной упор ставился не на художественную ценность произведений, а на их существование-во-времени. Выставка готовилась в течении месяца, и на её открытии предполагалось посмотреть, что же осталось от работ, как они вступили в диалог со средой, местными жителями и работниками ЖКХ. Все эти факторы стали, пусть и безымянными, но равноценными соавторами работ, лишний раз расшатав идею об автономности искусства и гении художника. К тому же, само открытие, структурировав все предыдущие монтажные дрейфы художников (которые, в большинстве своём не являются стрит-артистами), продолжило традицию художественной прогулки, собрав в своих рядах некий срез питерской художественной среды и став, с одной стороны, выяснением гамбургского счёта внутри тусовки, а с другой, объединяющим событием. Ведь в эти тёмные времена наши идеологические разногласия постепенно стираются, превращая нас лишь в собственные фантомы. – Анастасия Вепрева

Михаил Заиканов и художники-участники «Фантомной выставки» собирают деньги на издание каталога. Помочь можно здесь.

Kanonerskу Island Environmental Biennale, Канонерский остров, Санкт-Петербург, до 31 июня

Феномен «экологического мышления», который Виктор Мизиано недавно определил как одну из последних тенденций сегодняшней художественной сцены, вновь проявил себя в Петербурге, где 15 июля открылась Kanonerskу Island Environmental Biennale.

Понятие Environment трактуется здесь и как природная, и как социальная, и как художественная среда. Задачей проекта было не только художественное исследование Канонерского острова — этого одновременно депрессивного и романтически прекрасного заброшенного района Санкт-Петербурга — но и создание самоорганизующейся горизонтальной художественной структуры. Пародируя форму официальной институции — биеннале, такой, как недавно прошедшая в Петербурге «Манифеста», аппроприируя ее название и отдельные формы, как, например, диалоги художников и интеллектуалов из разных сфер, Канонерская биеннале принципиально отказалась от авторитарной кураторской структуры. В отсутствие кураторского отбора художники сами определяли места для своих работ, разрабатывали программу открытия, маршрут движения зрителей. Биеннале «без начальников», кураторов и финансирования, биеннале «на коленке» и формы искусства предлагала такие, которые возможны в подобных условиях: произведения из найденных объектов, интервенции, перформанс, пленэр.

Предсказуемо мусор стал одним из основных материалов для создания работ художников. Иван Тузов наклеивал на мусор пластиковые стразы, создавая из него уникальные предметы, а Анна Соколова и Светлана Калиничева открыли в рамках биеннале Галерею переработки мусорных масс (ГПММ).

Наиболее критически заряженной оказалась работа Надежды Каляминой, которая построила из валявшихся на берегу кирпичей «дом у моря» – утлое сооружение, трущобу, в своем названии играющее с представлением о роскоши и фешенебельном жилище на берегу моря. Безопасность замкнутого мирка обычного человека обманчива и может быть нарушена в любой момент, как это случилось с жителями Канонерского острова, выселяемыми из своих домов из-за строительства автомагистрали.

Эфемерное искусство, населившее в эту среду Канонерский остров, по определению недолговечно в своем материальном воплощении, но оно насытило место образами и смыслами и обещает продолжиться в дискурсах диалогов, которые произойдут в ближайшее время. – Марина Русских

Вика Малкова и Полина Москвина «Белая выставка», галерея «Электрозавод», Москва, до 31 июля

Заключительная в этом сезоне выставка в ведущем пространстве Электрозавода стала, пожалуй, одной из самых успешных в работе с пространством как в физическом отношении, так и смысловом. Квадратное помещение с многометровыми потолками оказалось заполнено свисающими в нескольких углах белыми простынями. Размещенные на стальных троссах, они будто легко парят в воздухе, но фактура стен завода оттеняет их так, что неминуемо зритель замечает и непривычную фактуру простыней. Она выдает в них нечто противоположное тому образу легкости и движения, с которым прочно связало их сознание, простыни тяжелы и неподвижны, так как пропитаны гипсом. Подвижная эфемерия оборачивается жесткой структурой, а уверенность в знании – фатальной ошибкой. После нее единственный объект на полу – такая же простынь, намотанная вокруг брошенного шеста – обманчиво соблазняет быть прочитанным как брошенный белый флаг. Но если не флаг, то что? – Ольга Данилкина

Фотограграфии: Анастасия Альбокринова, Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Гриша Мелекесцев (Триумф), Ксения Плисова, Павел Ротц (Фантомная выставка), Галина Кожемяченко

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.