Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Телесность

Мария Агуреева: Усталость от кокетства

1 052        0       

В Pechersky gallery на Винзаводе проходит выставка «Бинарные обещания» Марии Агуреевой, одной из «Потрясающих курочек». О наготе и надежности в искусстве размышляла Анна Комиссарова.

28.07.15    ТЕКСТ: 

Мария Агуреева «Бинарные обещания», Pechersky Gallery, 30.06 – 02.08.2015

11537827_996194203733632_3101562776628457714_o

В Pechersky gallery на Винзаводе проходит выставка «Бинарные обещания» Марии Агуреевой, одной из «Потрясающих курочек». После распада группы это ее первая в Москве персональная выставка. О наготе и надежности в искусстве размышляла Анна Комиссарова.

Обогатившая свою творческую биографию опытом пародийной институциональной критики и повзрослевшая Маша Агуреева продолжает прерванный на полтора года разговор о телесности и коммуникации. Перефразируя американского искусствоведа Линду Нохлин и радикальных феминисток Guerrilla Girls, она почти серьезно задает арт-сообществу вопрос: может ли молодая художница сделать карьеру, не будучи голой? На выставке «Бинарные обещания» этот вопрос звучит риторически.

В представленной серии видео, скульптурах, инсталляциях и перформансе граница между произведением и телом автора практически отсутствует. Создавая провокационные ситуации, Маша констатирует влияние сексуализирующего взгляда на оценку работ, отводя ему определяющую роль в успехе художницы на арт-рынке.

С формальной точки зрения Маша Агуреева использует свои старые, но удачные пластические и технологические решения, которым раньше явно недоставало критической составляющей. В новом контексте прежние наработки уже не выглядят дизайнерскими.

Объекты из серии «Эти самки, что портят нам бесконечное» (2013) поменяли цвет, слились в композиции, подсвеченные светодиодами, и теперь воспринимаются как заведомо провальный тест на невинность взгляда. На смену фотографиям раскрашенных частей женского тела из серии «Формоцвет» (2009) пришли их объемные гипсовые отпечатки, перекрытые кружевом. Плоскость и полость в репрезентациях наготы оказываются синонимичными. Документы будущих встреч художницы со звездами искусства выглядят как окаменевшие фрагменты бесконечной истории о «невесте, раздетой своими холостяками».

И, наконец, вместо полуодетых спортсменок на кафеле из проекта «Выше! Быстрее! Сильнее! Коммодификация» (2012) мы видим полуобнаженную Машу на постаменте в качестве живой статуи. Она подставляет свое тело под огонь субъективных оценочных суждений о его достоинствах и недостатках. В серии видео «Пространственные отношения в анатомической терминологии» в качестве экспертов выступают известные художники, кураторы и галеристы обоего пола. Во время перформанса на вернисаже роль судей отводилась зрителям, которые оставляли свои комментарии на стене галереи.

В эпоху самодизайна и «селфи» художник, как и любой из нас, подвергается эстетической оценке, сам превращаясь в произведение искусства, поскольку уже не он проектирует мир, а мир проектирует его. Но в Прокрустовом ложе желаний Другого неуютно. Идеальная красота узнает себя лишь в кривых зеркалах фотошопа.

Состояние тревоги и фрустрации, вызванное репрессивным воздействием представлений о красоте недавно показывала Марго Овчаренко на выставке Am I beautiful? («Красива ли я?») в Манеже. Маша Агуреева расширяет эту тему, создавая высказывание о том, что быть оцениваемой – означает быть обнаженной, поскольку сама способность красоты быть видимой подразумевает возможность ее обнажения или разоблачения. Нагота, как и процесс оценки, «буквально бесконечна, она никогда не прекращает своего осуществления», объясняет итальянский философ Джорджо Агамбен в известном эссе. Нагота – это чистая видимость, за которой ничего не стоит, кроме возвышенной бесконечности пустоты. Ее невозможно никак ухватить.

Нагота всегда разочаровывает, сама по себе она есть обещание, которое не может быть выполнено. Выставляя свое тело в застывшей позе и утоляя жажду похотливого взгляда, ex-«курочка» обнажает пустоту чужих желаний (на стене красноречивое: «я бы вдул») и собственную усталость от кокетства. Если кто и может здесь дать надежные обещания, так это искусство, побеждающее наготу в теле художницы.

Фотографии: Елена Ищенко, предоставлены Pechersky Gallery

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.