#Открытия

Открытия недели: 2 – 15 марта

302        4        FB 0      VK 0

Персональные выставкаи Ильи Долгова, Виктора Алимпиева, Сергея Ряполова, Жанны Нагорянской и Андрея Филиппова, первая ретроспектива «Что делать?» в Петербурге, коллективная выставка в ВЦСИ и другие проекты в очередном выпуске. 

16.03.15    ТЕКСТ: 

В очередном выпуске рубрики (который из-за выходных охватывает вернисажи сразу двух прошедших недель) авторы Aroudnart.ru рассказывают о персональных выставках Ильи Долгова, Виктора Алимпиева, Сергея Ряполова, Жанны Нагорянской и Андрея Филиппова, первой ретроспективе коллектива «Что делать?» в Санкт-Петербурге, коллективной выставке в Воронежском центре современного искусства и других событиях. 

Илья Долгов «Модель природы, модель Гёте», галерея XL, до 4 апреля

Новый проект Долгова лучше всего рассматривать, основываясь на чуть ли не самом важном для художника проекте – «Лесной газете» – дневнике наблюдений за природой. На выставке она выходит в офлайн-пространство (попытка показать онлайн-проект уже предпринималась в музее-заповеднике «Дивногорье», но ограничилась распечатанным и наклеенным на стенд выпуском). Здесь «Лесная газета» представлена несколькими «словарными статьями» для терминов, придуманных художником для явлений природы – «заросли», «сгустки», «осколки» и «разрезы» – и иллюстрациями к ним. Долгова часто сравнивают с «Лабораторией городской фауны» (Алекс Булдаков и Анастасия Потемкина) – кажется, здесь есть смысл говорить скорее не о сходствах (интересе к растительному миру), а о различиях. Для «горфауны» растения, найденные на городских окраинах, остаются только материалом для сухого исследования. Илья Долгов как неправильный ученый влюбляется в свой предмет (в аннотации к проекту «Гербарий» он писал о желании «завести друзей среди растений» – непростительная для какого-нибудь ученого мужа эмоциональность). – Александра Шестакова

В ближайшее время читайте материал о выставке на нашем сайте

Виктор Алимпиев «Лучистая», Regina Gallery, до 11 апреля

Холсты разнообразных форм складываются в галерее в архитектурный план иллюзорных пространств, где картина – будто просвет, проем, каноническое «окно». Но стоит подойти к ним ближе – и окружающая стена кажется проницаемей и честней холста, а последний в свою очередь – агрессивной, несмотря на кажимую нежность, бездушной глянцевой поверхностью. Приглядываешься: идеальная конфетка нарушена будто почекушками на стенах школьных уборных – едва фигуративные изображения, а по преимуществу нечто лучистое и облачное, выполненные при помощи копирки. То есть опосредованно, только отпечатком, без лишних прикосновений. Холсты Алимпиева визжаще идеальны, но визжат с холодным автоматизмом, которому безразличен ответ. – О. Д.

Марго Овчаренко,«Am I Beautiful?», ЦВЗ «Манеж», до 2 апреля

(В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии»)

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» выступил своеобразным индикатором кризиса: денег меньше, а подготовленные для современного искусства площади велики и их нужно чем-то заполнять. Я шла, в первую очередь, на выставку хорошего фотографа Марго Овчаренко, на выставку, название которой, казалось, хорошо подходило к ее методу и героям. Вопрос «Красива ли я?» как отражение неустойчивости и неопределенности, в нем кроются возможные травмы юности, которые вот-вот могу перерасти не то в комплексы, не то в возможности и ощущение собственной силы. И вроде бы все так, как и должно быть: прекрасные портреты молодых девушек, наполненные индивидуальностью и неустойчивостью. Но показывают эти фотографии в увеличенном формате, под стеклом без антибликового покрытия, в белых рамках, будто это работы не ищущего художника, а обычного фотоконтрибьтора не лучшего глянцевого журнала. Та же трансформации происходит и с героями, которые могут показаться начинающими моделями, скованно позирующими перед камерой. И в этом случае сказался не столько экономический кризис, сколько желание подыграть аудитории фестиваля – он же про моду и стиль. Стоит сказать, что самая большая выставка, покрывающая процентов 30 цокольного этажа «Манежа», – это фотоочет с Russian Fashion Week. И это, кажется, уже перебор. Как сказала Анна Быкова на вернисаже: «Фотография умерла сегодня». Е. И.

Сергей Ряполов «Вершки и корешки», культурный центр «Кампанелла», Воронеж, до 21 марта

Первая персональная выставка молодого воронежского художника Сергея Ряполова в строящемся пространстве культурного центра «Кампанелла» – размышления о связи человека с природой, что сразу же заставляет вспомнить воронежца постарше – Илью Долгова. С темой окружающего мира, форм и структур в природе Сергей работает давно – на коллективной выставке «застывшие в ожидании» в мае прошлого года он показывал минималистичные фото на тему «прозрачности и геометрии в природе», в проекте «Вне поля зрения» вместе с Егором Астапченко и Евгение Ножкиной размышлял о жизни насекомых. Проект «Вершки и корешки» впервые собрал разрозненные мысли в целостное высказывание через фотографии, тексты, найденные объекты и графику. Название выставки, с одной стороны, отсылает к фольклору и традициям, а с другой – указывает на тему корней, некой укорененности на своем месте. Фотографии дополнены объектами, объекты повторяются в графике (прием рифмуется с выставкой Андрея Кузькина «Привязанности», не так давно прошедшей в галерее «Х.Л.А.М.» по соседству), все вместе дополняется цитатами из Генри Торо и Мартина Хайдеггера, где философы говорят о единстве человека с природой, о накапливающейся в информационном потоке усталости, об уходе к «простой жизни». Еще одна история, которая так или иначе вплетается в ткань выставки – это осмысление личных взаимоотношений между людьми через сравнение их с природными образами. – Софья Успенская

«Страна возможностей», Воронежский центр современного искусства, до 21 марта

Выставка исследует феномен трудовой миграции России через медиумы современного искусства. Экспозиция, собранная куратором Ириной Аксеновой, строится вокруг графики Анны Терешкиной и работ Ольги Житлиной, созданных в соавторстве с Алехандро Рамиресом, Андреем Якимовым, Давидом Тер-Оганьяном, Йоном Иригойеном и другими художниками. Тема всех этих работ – массовое передвижение людей по территории бывшего Советского Союза. Большая часть из них была по отдельности представлена на биеннале «Манифеста», и Воронеж – один из первых городов России, объединивший все это в масштабный выставочный проект. Через призму иммиграционных процессов художники пытаются осмыслить изменения, происходящие в российском обществе, выработать свое отношение к ним, фантазируя о возможности иного языка и иных сценариев культурной и национальной политики, нежели те, что предлагают нам чиновники и СМИ. Название выставке дала настольная игра «Россия – страна возможностей», которую Ольга сделала совместно с правозащитником Андреем Якимовым, своеобразная пошаговая инструкция дл мигрантов. Отдельная линия выставляемых проектов – исследование потенциала юмора, абсурда и карнавальной традиции как стратегии выживания и рефлексии над властными отношениями в обществе. – С. У.

«Мама любит тебя», Жанна Нагорянская, лофт проект «Этажи», Санкт-Петербург, до 30 апреля

«Мама любит тебя» – первый персональный проект Жанны Нагорянской, студентки школы молодого художника ПРО АРТЕ. Выставка, на которую не рекомендует ходить сам Виталий Милонов, включает в себя кинетическую инсталляцию из больших плюшевых грудей и видео. Монструозного вида розовые груди, сделанные из того же материала, что и детские мягкие игрушки, крутятся вокруг своей оси, неожиданно налетая на зрителей и удовлетворяя их тактильный интерес и практически ребяческое любопытство. Мягкие удары, с одной стороны, настраивают на игривый лад, с другой – позволяют развернуть ассоциативный ряд шире и глубже. Идеализированный образ «мать и дитя» давно пересмотрен психоанализом, который позволяет взглянуть на проблему материнской любви с другой стороны. Так и проект Жанны – результат посещения аналитика и попытка осмыслить свои переживания. Инсталляция дополнена видео с множеством кукол – как рассказывала сама художница – из коллекции ее мамы. Она начала их собирать уже после того, как Жанна выросла и покинула дом своих родителей. Таким образом, проект становится пространством для выстраивания ментального диалога с собственной матерью и возможностью представить себя в этой же роли в будущем. Интересно и то, что в Петербурге с разницей в несколько дней открылись две выставки, близкие визуально и концептуально: в обеих поднимается вопрос о материнской любви и используется образ груди. – Лизавета Матвеева

«Об источниках и составных частях группы Что делать?», коллектив «Что делать?», галерея «Люда», Санкт-Петербург, до 20 марта

Удивительно, что коллектив, основанный в 2003 году в Петербурге, никогда не устраивал собственных выставок на родине – нынешняя ретроспектива в галерее «Люда» стала первой. Этим отчасти и объясняется, почему этот проект включен в экспозиционную программу галереи, политика которой направлена на показ привозного искусства. «Что делать?» позиционируют себя как внетерриториальное объединение, участники которого живут в разных городах и странах. Тем не менее, выставка репрезентует ту часть локального петербургского контекста, которая по каким-то причинам не была представлена в местной среде, и представляет своего рода архив: фильмы разных лет, плакаты, газеты, издания и каталоги – это то, чем занимались и продолжают заниматься участники за все годы существования группы. В экспозиции также есть некий timeline на образных могильных плитах, по которому можно восстановить хронику событий 2000-х: крымнаш, боинг, марши, митинги и так далее – вспомнить все и понять, насколько это все взаимосвязано.

Особенный интерес представляет фильм «Питер – out of control». Снятый 15 лет назад он стал видеодокументацией перформативной сцены Петербурга, а для многих групп и персоналий и вовсе оказался последним. Группа АХЕ, Новые тупые, Новая Академия во главе с еще живым тогда Тимуром, «Речники», Сергей Бугаев-Африка, Евгений Юфит, Сергей Устинов, Олеся Туркина, Виктор Мазин, Надежда Войнова и многие-многие другие – кто-то умер, кто-то уехал, кто-то распался, а кто-то жив и здоров и продолжает свою художественную карьеру в уже довольно рассредоточенной артистической среде. Фильм превратился в кинематографический оммаж некогда цельному локальному арт-сообществу, и – как и выставка в целом – ставит один большой вопрос: существует ли феномен петербургского искусства. – Л. М.

«Земли», группа «Синий суп», ЦВЗ «Манеж», до 5 апреля

Выставкой «Синего супа» открывается новый совместный цикл «Манеж/МедиаАртЛаб» и галереи «Триумф» «Отцы и дети», снова посвященный видеоарту, но уже не только молодым (как «Большие надежды»), но и заслуженным его представителям. Цикл, кажется, носит характер просветительский и образовательный: с одной стороны, приручить широкую аудиторию к пока что маргинальному (в ее представлении) искусству, с другой – систематизировать знания профессиональной аудитории. В течение двух лет на балконе «Манежа» будут показывать работы «Провмызы», Таус Махачевой, Дмитрия Булныгина, а также тех, кто не попал в «Большие надежды» (например, Елены Коптяевой и Анастасии Кузьминой). Обещают, кстати, что уход из «Манеж/МедиаАртЛаб» Ольги Шишко на программу никак не повлияет и все запланированные события состоятся.

Начать такой цикл с выставки «Синего супа» – шаг одновременно продуманный и смелый. С одной стороны, работы группы не требуют каких-то дополнительных знаний, и задаваться в их случае пресловутым вопросом «что хотел сказать художник» просто глупо, они не таят ничего за спиной, сразу опрокидывая на зрителя сконструированный ими образ. С другой стороны, для выставки выбраны самые «невозможные» работы, холодные, абстрактные и постапокалиптические. Пространства «Синего супа» (или земли – судя по названию выставки) полностью исключают присутствие человека и возможность взгляда: толща воды («Муть», 2014), кипящая лава («Без названия», 2015), мутная фантастическая дыбь («Без названия», 2010), астероид (Rock, 2011). Группа «Синий суп» следует выбранной ими технике сгущения и нагнетания: на экране лишь колышется упругая темная масса, а в пространстве «между» возникает и нарастает тревога, которая тем больше, чем яснее понимание ее невозможности в этих холодных пространствах, исключающих и поглощающих человека. – Е. И.

Андрей Филиппов «Департамент орлов», Фонд культуры «Екатерина», до 19 апреля

В просторных залах второго этажа фонда воссозданы знаковые инсталляции художника, причисляемого к московской концептуальной школе. Редуцированный знак орла для него – единица, с которой начинается исследование мира, пиксель, из которого складывается любое изображение. Обычно, чем шире пространство интерпретации произведения искусства, тем интереснее оно для зрителя. Но тем ценнее и авторский взгляд на собственную работу. Там, где зритель прочитывает иронию и критику советской власти, художник настаивает на чистом, серьезном взгляде, происходящем из любви к родной стране и своему зрителю. – Екатерина Муромцева

Подробнее о выставке читайте скоро в интервью с Андреем Филипповым на нашем сайте

Фотографии: Михаил Григорьев, Ольга Данилкина, Елена Ищенко, Жанна Нагорянская, Евгений Ярцев, MAMM, галерея «Триумф».

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.