Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Открытия

Открытия недели: 12 – 25 октября

406        2       

В новом выпуске – сольные проекты Ильи Гришаева, Бориса Кашапова, Валерия Чтак и Фрола Весёлого, а также две групповые выставки – феминистский проект «И – искусство. Ф – феминизм. Актуальный словарь» Ильмиры Болотян, Марины Винник и Микаэлы, а также «Смех в зале» Валентина Дьяконова. 

26.10.15    ТЕКСТ: 

В новом выпуске – сольные проекты Ильи Гришаева, Бориса Кашапова, Валерия Чтак и Фрола Весёлого, а также две групповые выставки – феминистский проект «И – искусство. Ф – феминизм. Актуальный словарь» Ильмиры Болотян, Марины Винник и Микаэлы, а также «Смех в зале» Валентина Дьяконова. 

Илья Гришаев. Выставка рисунков. «Интимное место», Санкт-Петербург. 11 – 21 октября

Форма, с которой работает Илья Гришаев, с легкостью выдерживает воплощения в разных материалах, масштабах и контекстах, будь то лист бумаги или фанеры, стена галереи или брандмауэр. Ее универсальность позволяет художнику лавировать между публичным и специальным дискурсом, а в случае выставки в квартирной галерее «Интимное место» – еще и частным, полузакрытым, междусобойным. Скромная, почти нигде не анонсировавшаяся выставка без названия и сопроводительного текста, на вернисаж которой был приглашен узкий круг друзей художника и места, представляет порядка десяти тонких карандашных рисунков на холодноватой офисной бумаге, а также две стенные росписи черным по белому в прихожей и комнате. Росписи представляют наибольший интерес – в первую очередь тем, что в гибкой и иррегулярной гришаевской форме появляется повторение, паттерн. С одной стороны, это прием, используемый в дизайне обоев и интерьерного текстиля – от группы Arts & Crafts до современной массовой продукции IKEA. Здесь Гришаев ловко обыгрывает квартирный контекст пространства (незаправленная постель, ваза с цветам, посуда и прочие нарочито явленные бытовые детали), при этом совершенно не увязая в нем, не допуская никакого компромисса со своей собственной эстетикой. С другой стороны, наличие паттерна очевидно не сразу и ощущается вначале как легкое беспокойство, uncanny–чувство. Эти крупные формы, в которых до-сознательность, нер(о)вность линии сочетается с неумолимой машинерией повторения, невероятно насыщенны и открыты к прочтению как в психоаналитической парадигме, так и в контексте жутковатой утопии, где из триады природа-человек-машина выпадает второе звено. – Анастасия Каркачева

Борис Кашапов «Руки вверх!». Открытая галерея, Москва. 13 – 27 октября 2015

Борис Кашапов дебютировал как художник со своим дипломным видео, повествовавшем о том, почему он не может закончить начатый когда-то фильм и какую роль играет в этом атмосфера в обществе, охваченном «консервативной революцией». Новая его выставка под кураторством Тони Баевер раскрывает автора совсем в иной ипостаси – в качестве графика. Пространство галереи художник буквально забросал изображениями рук. Выполненные в экспрессионистском стиле со множеством неровностей и потеков, «рукотворные» листы красуются в витринах, на стенах и просто валяются на полу. Рука – символ многозначный, и описание его семантики заняло бы все пространство, отведенное под настоящий материал. Лейтмотивом здесь проходит метафора действия, силы, энергии. Не очень понятно, в какой момент запечатлены все эти ладони, запястья и пальцы. То ли готовые сжаться в кулак гнева или отчаяния, то ли безвольно обвиснуть, теряя остатки жизненных токов. – Валерий Леденёв

Валерий Чтак «Мгла, тьма и мрак». Центр «Красный», Москва. 15 – 25 октября 2015

Новая выставка Валерия Чтака удивляет своим минимализмом. Три стены отведенного под нее зала равномерно закрашены черным, одна стена полностью белая. На них шрифтом небольшого размера выведены слова, давшие название проекту: «мгла», «тьма» и «мрак». В нижней части стен Чтак разместил графические изображения городских домов. Света на выставке мало, и отыскать любое изображение в этом пространстве оказывается не так-то просто. Все элементы выставки, подобранные Чтаком, почти тавтологичны друг другу. Слова «мгла», «тьма» и «мрак» синонимичны и одновременно семантически отзеркаливают пространство, в которое погружены. Чтак известен своими сложными языковыми играми с множеством знаков, перетекающих друг в друга и мигрирующих в новые смысловые контексты. Однако в этот раз всепоглощающая «тьма» его новой экспозиции растворяет в себе любое содержание, превращая художника-чтеца (именно такова семантика фамилии Чтака) в поборника неистовой нонспектакулярности. – В.Л.

Фрол Весёлый «Моя». Арт-центр, Самара. 15 – 25 октября

Фрол Веселый, главный неугомонный художник города, не из опадающих в грусть провинциальных творцов, которые с наступлением осени готовы запереться в съемной 12-метровой мастерской и заниматься саможалением. Наперекор столь соблазнительным перспективам, он развернул великую деятельность: стал единоличным основателем мастерской ФХУТЕМАС в гаражах 15-го микрорайона, в стенах которой развернул целый цех по производству скульптур, картин и принтов; основал онлайн-кампанию по сбору средств на свою выставку с посылом «хотите видеть моё искусство – помогите материально» и, ожидаемо не набрав необходимой суммы, всё же пошёл до конца и спустя два месяца плотной работы открыл выставку в фактурных и холодных залах Арт-центра.

Сама выставка представляет из себя несколько залов, наполненных тематическими живописными сериями и редкими, но масштабными скульптурами (которые, при нужном размере инвестиций, образовались бы в многофигурную батальную сцену). В своем творчестве Фрол лихо совмещает стили соцреализма и поп-арта и техники живописи и цифровой печати. Для каждой тематической серии – промышленные объекты, скотный двор, валюты мира, великие личности – автор находит свой технический приём. Так, массы буровых вышек чернеют на луи-виттоновском фоне, искажённые фрагменты купюр заливаются кислотными подтёками, а в зале с изображениями танковой техники огромные мишки Гамми, проклёпанные металлическими листами, замирают в предвкушении боя. «Безымянарт», как сам автор маркирует своё творчество по имени заводского района Самары «Безымянка», по сути своей безыскусен, но лих, и познакомиться с ним стоит хотя бы ради бесстрашного и ироничного взгляд автора на нашу постсоветскую действительность. – Анастасия Альбокринова

«Смех в зале», куратор Валентин Дьяконов. Галерея «На Шаболовке», Москва. 21 октября – 31 декабря

В своем очередном проекте «Смех в зале», на этот раз посвященном взаимоотношениям смеха и абстракции, куратор Валентин Дьяконов выполняет роль куратора-демиурга, подчиняющего собственной воле как всех участников выставки, так и зрителя. Произведения для него становятся материалом для создания собственного высказывания, а зритель попадает в пространство заранее просчитанных интерпретаций.

«Смех в зале» также интересен связями и аналогиями. От вполне ожидаемых (впрочем, требующих огромной архивной работы), вроде совмещения картин неофициальных художников 60-х годов и карикатур, высмеивающих абстрактное искусство, до очень остроумных, вроде сопоставления каллиграфии Армена Бугаяна (последняя его выставка была 6 лет назад в галерее ABC), рисовавшего пиксели еще до их появления, с графикой Лидии Мастерковой. Последнее сопоставление нужно было для иллюстрации постмодернисткого использования и критики абстракции. К нему, казалось бы, можно отнести и изображение звездного неба Александры Паперно, кажущееся издалека синими и желтыми пятнами на холсте. Однако расположенная напротив инсталляции Ростана Тавасиева, посвященной страху художника «промахнуться», картина Паперно указывает на взгляд искусства в «вечность», отличного от оптики карикатуриста, которого интересует «здесь и сейчас». – Саша Шестакова

«И – искусство. Ф – феминизм. Актуальный словарь», куратор Ильмира Болотян. Галереи ISS MAG и СИ, НИИДАР, Москва. 24 октября – 7 ноября

Наверно, главная претензия, которую можно высказать большинству выставок, артикулированных как «феминистские», – это довлеющее количество плохих – плакатных, тривиальных, иллюстративных – работ. Проект, над которым работали Микаэла, Марина Винник и Ильмира Болотян не стал исключением. И объявленная организаторами цель по созданию «словаря, осмысляющего отношения искусства, феминизма, общества, критики и практики» не служит этому оправданием, но ставит ряд важных для феминистского и активистского, ангажированного искусства вообще вопросов. Работают ли простые плакатные работы? Как работает хорошая художественная работа? Может ли она говорить исключительно о положении женщин в современном обществе? Или она обязательно будет говорить о чем-то еще? Пример плохой работы на этой выставке – средневековый комикс про Генри и Генриетту, тривиальная иллюстрация к жизни художника и художницы в обществе. Пример хорошей работы – проект Катрин Ненашевой, в рамках которого художница 30 дней прожила в форме заключенной. На выставке представлены фотографии и швейная машинка – символ женского труда, труда заключенной и одновременно – символ исключения. Еще – анимация Алены Терешко, которая рисует свое тело, полностью, кажется, выходя за рамки парадигмы «мужского взгляда». Еще – группы Repa, Татьяны Сушенковой и других, и это, наверно, важный итог этого проекта – круг художников и художниц, которые работают с феминистских позиций, расширяется. – Е. И. 

Фотографии: Илья Гришаев, Валерий Леденев, Ольга Данилкина, Анастасия Альбокринова, Саша Шестакова, Елена Ищенко

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.