Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Кураторы

Как не вырастить «маленьких монстров»: опыт кураторской программы в Петербурге

816        0       

Сергей Гуленкин о проектах выпускников программы «Кураторские исследования» Смольного Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета

24.06.16    ТЕКСТ: 

Сергей Гуленкин о проектах выпускников программы «Кураторские исследования» Смольного Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета

03ahmed_13

Фрагмент выставки Шахин Ахмед «Миражи Болливуда», куратор Ярослав Воловод. Санкт-Петербург, галерея «Вертикаль», 10–17 мая 2016 // Фото: Ярослав Воловод

Этой весной выставочные площадки Петербурга в очередной раз захватили молодые кураторы — магистры Смольного Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета. Уникальная для России двухгодичная программа выдает диплом по специальности «Кураторские исследования». Близкие по типу программы несколько лет назад появились и в двух московских вузах — РГГУ и УНИК (однако в последнем закрылась из-за бюрократических проблем после первого выпуска).

В этом году студенты Смольного выбрали для реализации проектов независимые пространства и государственные институции, с которыми сотрудничать оказалось легче, чем с коммерческими галереями. Хотя магистранты оживляют культурную жизнь города уже не первый год, только сейчас программа, разработанная по стандартам американского Бард колледжа (выпускники получают два диплома — СПбГУ и Барда, причем условием получения второго является проведение выставки — для этого факультет оказывает студентам дополнительную материальную поддержку), сформировалась окончательно, отделившись от профиля по арт-критике.

Годом раньше я и сам был в этой ситуации: в качестве выпускника Смольного я организовал выставку «В отсутствие художника» с девятью петербургскими художниками-перформансистами, большинство из которых являются активными участниками группы «Север-7». Без преувеличения могу сказать, что мне повезло: опыт живого, творческого и дружеского общения с художниками в течение нескольких месяцев подготовки и проведения проекта оказался бесценным. Когда спустя некоторое время я прочитал книгу Виктора Мизиано «Пять лекций о кураторстве» и еще раз пересмотрел свой опыт под аналитическим углом, то увидел более отчетливо, как тонко тогда преломились в нашем взаимодействии с художниками разные измерения кураторства: от процессуального и драматического развертывания выставки в пространстве-времени до вопросов этики и дружбы. Тем любопытнее мне было взглянуть на проекты нынешних магистров — какие площадки и художников они выберут, как подойдут к концепции и драматургии выставки, наконец, какие ценности будут за этим стоять? По опыту прошлых лет у меня было одно важное ожидание: я знал, что не увижу выставок, сделанных «маленькими монстрами», как охарактеризовал выпускников кураторских программ Пьер Луиджи Тацци. Этому противоречил не только дух Петербурга, с культом маргинальных, романтизированных, а нередко и креативно прокрастинирующих художников, но и сложившаяся образовательная программа Смольного. Большинство преподавателей, для которых неофициальное искусство является важной частью личной биографии, далеки от того, чтобы воспитывать натренированных на конкуренцию и поглощенных вопросами карьеры студентов. Главным их мотивом, к счастью, остается искренняя любовь к искусству.

Фильм о выставке «В отсутствие художника» (куратор Сергей Гуленкин, Санкт-Петербург, галерея «Север-7», 26 марта – 2 апреля 2015)

В этом году выставки рассеялись по всему городу — от библиотеки им. В. В. Маяковского на Невском 20, где состоялась выставка комиксов Георгия Литичевского, до галереи «Вертикаль» на Аптекарском острове, показавшей видеоработы молодой индийской художницы; от галереи Navicula Artis на Пушкинской-10 с персональной выставкой Андрея Рудьева до фонда «ПРО АРТЕ» в Петропавловской крепости, где в необычном ракурсе предстали работы Арсения Жиляева и Петра Белого.

Два проекта привлекали внимание именами известных художников и в то же время ставили особую задачу перед куратором: как заинтересовать автора своей концепцией, как выстроить диалог и найти баланс между собственным голосом и голосом художника? Молодой куратор Лидия Грязнова не только нашла общий язык с Георгием Литичевским, который одним из первых в России начал заниматься комиксом как жанром современного искусства и на протяжении многих лет метко и занимательно иллюстрирует каждый выпуск московского «Художественного журнала», но и вместе с художником оригинально обыграла пространство персональной выставки — ротонду бывшей Голландской церкви. По сюжету комикса в Санкт-Петербург XVIII столетия прибыл Барон Мюнхгаузен, тайно рисующий алхимические истории в подвале церкви, героями которых становятся Екатерина II, граф Калиостро, страшные волкодилы и зубастые крокозайцы. Хотя реформатская церковь не предполагает живописных фресок, расположившиеся полукругом стенды с комиксами невольно напоминали «Библию для неграмотных», а большие работы на ткани глаз опытного петербуржца, вероятно, считывал как визуальную отсылку к Тимуру Новикову. При поддержке фестиваля рисованных историй «Бумфест» была выпущена книга Opus Comicum, собравшая графические истории разных лет, интервью художника и исследовательские статьи.

Георгий Литичевский Opus Comicum, куратор Лидия Грязнова. Санкт-Петербург, Библиотека им. В.В. Маяковского, 20 апреля – 10 мая 2016 // Фото: Дарья Игби

Выставка «(Не)мотивированный отказ» в пространстве фонда «ПРО АРТЕ» стала исследованием непредсказуемой судьбы художественных проектов, которые подвержены влиянию общественных настроений и предпочтений художника, а порой и вовсе несвоевременны и несбыточны. Пытаясь ответить на вопрос, как тот или иной проект оказывается нереализованным и как затем продолжается его жизнь — в хранилище архива или в качестве топлива для грядущего и нового — Екатерина Гусева пригласила Арсения Жиляева и Петра Белого поделиться своим опытом. Выставка «Колыбель человечества 2» Арсения Жиляева должна была открыться в московском Мемориальном музее космонавтики, однако в последний момент художник получил отказ. Авторский взгляд Жиляева на идеи русского космизма и наследие Николая Федорова столкнулся с интересами и политикой институции, раскритиковавшей его художественную концепцию. По словам художника, неприятие вызвали формулировка «Российская Космическая Федерация» и специфика кириллического шрифта, стилизованного под старославянские церковные письмена.

Проект Петра Белого стал более «внутренней», интимной историей, в которой осмысляется процесс появления произведения из огромного количества «нереализованного сора»: набросков, заметок и рисунков, незаконченных инсталляций. Как всегда демонстрируя формальное и пластическое мастерство, художник представил несколько «нон-спекулятивных объектов» (впрочем, само это определение кажется неоднозначным). Ржавые гвозди превратились в текст, напоминающий арабскую письменность или абстрактный орнамент, а подвешенная к потолку швабра, которую художник использовал в качестве кисти, и разлитое на тумбе пятно краски, в котором вдруг проступали неясные силуэты и глубина, демонстрировали устройство творческой механики. Кроме художественных работ, Екатерина Гусева отобрала для выставки два архивных проекта: документацию кураторского проекта Кирилла Светлякова, который вместе с художником-архитектором Алексеем Подкидышевым спроектировал нереализованные при жизни Дмитрия Александровича Пригова фантомные инсталляции, а также подборку из онлайн-архива Agency of Unrealized Projects, придуманного одним ранним утром в роттердамском кофешопе Хансом-Ульрихом Обристом и Антоном Видоклем.

«(Не)мотивированный отказ», куратор Екатерина Гусева. Санкт-Петербург, фонд «ПРО АРТЕ», 13 мая – 3 июня 2016 // Фото: Владимир Михайлуца

Не все молодые кураторы сделали ставку на признанных художников. В независимой галерее «Вертикаль», расположенной в заброшенной шахте лифта, прошла персональная выставка «Миражи Болливуда» молодой индийской видео- и фотохудожницы Шахин Ахмед. Куратор Ярослав Воловод, по образованию востоковед, хорошо знающий Индию и социокультурную проблематику этой страны, сделал акцент на критической стороне визуальных экспериментов Ахмед, которые вращаются вокруг тем идентичности, репрессивности, феминизма и социального активизма. Для Воловода, как и для большинства из магистров Смольного, выставка стала практическим продолжением дипломного исследования — он посвятил работу современному индийскому искусству. Идея организовать именно сольную выставку Ахмед пришла к нему случайно, когда он познакомился с видеоработами художницы во время учебной стажировки в Германии — и сразу нашел в этой девушке из Ассама, поступающей на PhD, проводящей акции и то и дело попадающей в полицейский участок, родственную душу. Лейтмотивом выставки стала черная ткань, обволакивающая нижний этаж галереи, — пространственная материализация образа мусульманской бурки. На выставке, вопреки обманчивому названию — своего рода фантазму Воображаемого — не оказалось красочного Болливуда, а лишь не укладывающаяся в рамки изображения реальность повседневной жизни молодой индийской мусульманки, которая стремится отвоевать право на собственную идентичность независимого художника.

Шахин Ахмед «Миражи Болливуда», куратор Ярослав Воловод. Санкт-Петербург, галерея «Вертикаль», 10–17 мая 2016 // Фото: Ярослав Воловод

Яна Михалина и Надежда Чернякевич собрали под крышей чердака Центра Андрея Белого шесть авторов разного поколения, работающих с современной фотографией. Отталкиваясь от метафоры бельма — белого пятна на роговице глаза, в контексте выставки символизирующего утрату и вытеснение, — художники представили разные истории: от ностальгических дачных зарисовок (Лиза Чухланцева «Амулет на дачу») до коллаборативного и образовательного сотворчества фотографа-преподавателя с учащимися школы, которые снимали на черно-белую пленку и затем разрисовывали снимки (Федор Телков, Владимир Серов «Голоса двенадцати»), и даже небольшой инсталляции, позволяющей заглянуть в нутро разрушающегося, но вдруг заговорившего обрывками слов дома (Павел Гражданский «ЭТО – эсминец нарвской пыли»).

«Бельмо», кураторы Яна Михалина и Надежда Чернякевич. Санкт-Петербург, Центр Андрея Белого, 28–30 апреля 2016 // Фото: Егор Рогалев

Упомяну также проект «Идиалогия» Кристины Грузинской, которая решила курировать не выставку, а создание художественного зина, объединяющего молодых российских и украинских художников в попытке отказаться от языка насилия и создать свободное пространство для диалога. Презентация зина и дискуссия прошли в книжном магазине «Порядок слов». Как рассказывает Грузинская, проект вызвал реакцию самоцензуры со стороны администрации факультета, которая посчитала его политическим, а не художественным, и отказала в финансировании. И хотя это решение можно объяснить обоснованной предосторожностью, сам вопрос о границах художественного и нехудожественного события весьма примечателен. Кроме того, диссертация Грузинской посвящена цензуре в контексте открытия выставок современного искусства, так что вся ситуация неожиданным образом оказалась перформативной демонстрацией символических механизмов.

Презентация зина «Идиалогия» (куратор Кристина Грузинская), Санкт-Петербург, книжный магазин «Порядок слов», 30 апреля 2016

Формальное и концептуальное разнообразие проектов, среди которых оказались персональные и групповые выставки, по-разному использующие тематические, репрезентационные и экспериментальные ресурсы, на мой взгляд, свидетельствует о том, что этот выпуск программы «Кураторских исследований» можно считать успешным. Возникает непростой вопрос — каким будет следующий шаг, и смогут ли выпускники программы найти возможности и пространство для реализации? В России независимый куратор остается фантомной фигурой: крупные государственные институции зачастую организуют выставки силами научных сотрудников, а облик коммерческих галерей формируется коллекционерами и арт-менеджерами. Роль куратора как метахудожника и утопического мыслителя, который создает выставки как «пространственные поэмы» (Харальд Зееман) и открывает новые способы социальной организации, в целом то и дело переживает кризис: на его функции претендуют организаторы арт-ярмарок, менеджеры и дилеры, в то время как некоторые интеллектуалы и художники подозрительно поглядывают на любые проблески кураторского авторитаризма. Я не возьмусь спекулировать о будущем кураторства в его современной форме. Могу лишь предположить, что в системе современного искусства, где остро стоит вопрос о взаимосвязи эстетического, этического и политического, кураторство еще не раз будут придумывать заново, стирая и вновь очерчивая его неясный контур, подобно рисунку на прибрежном песке.

В текущей ситуации для молодых выпускников современное искусство становится востребованным полем не только и не столько для построения карьеры, сколько для воплощения личных исканий и поиска ответов на культурные, социальные и политические вызовы времени. Как заметил Виктор Мизиано, ссылаясь на Дмитрия Александровича Пригова, быть куратором — это во многом вопрос личной психосоматики, включающей и психологические качества, и модус социального поведения. Даниил Хармс говорил, что стихи нужно писать так, чтобы они могли разбить оконное стекло. Психосоматика куратора, видимо, такова: грезить о невозможных сообществах и ткать паутину социальных связей, незаметно разбивать окна и проходить сквозь стены, чтобы делать внутри свои выставки — несущие неочевидную, но подчас революционную нематериальную ценность.

P. S. Перечитав заключительные строки этого текста, я проникся сомнением — да здравствует критический и невротический субъект современности! — по поводу того, а не создаю ли я сам «Миражи кураторства», рисуя идеологически правильный образ креативного производителя нематериальных ценностей? Не создаю ли я искаженное представление о доле прекария, утомленно листающего страницы браузера в надежде обнаружить в какой-нибудь группе «Работа в сфере культуры» мерцающий шанс избавиться от тревоги неприкаянного творческого работника? Некоторые вопросы стоит оставлять подвешенными, чтобы «не влипать», как говорили московские концептуалисты. Есть те, кто позволил себе влипнуть и перестал задавать вопросы. И есть те, кто решил оставаться голодным и безрассудным.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.