Кураторы выставки Лена Ищенко (а также редактор aroundart.org) и Тоня Трубицына пишут, что придумали этот проект, потому что хотели поработать вместе — друг с другом, c друзьями-художниками, c друзьями из Екатеринбурга. Еще Лена и Тоня пишут, что устали и что хотят представить мир без работы и отдыха, мир, в котором наше время и наше общение принадлежат только нам.
Чтобы поговорить о своём состоянии они предприняли несколько шагов. Первый — создали группу в «Фэйсбуке» для участников проекта, а личные переписки и чаты приняли как необходимую часть проекта. Второе — устроили две вечеринки, в Москве и в Екатеринбурге. Третье — поселили почти всех художников в одну квартиру. Таким образом они активно создавали все больше ситуаций внутри проекта, помещающих коммуникацию в ситуацию «между», и всё больше размывали границу между работой и отдыхом.
Всё это — создание условий для коммуникации друзей, осознание своей усталости как части общего, обсуждение условий своего труда (постоянное стремление выдать результат, подчиненность критериям эффективности, постоянное ускорение) — уже звучит как идеальная форма для проекта. Возникает вопрос: зачем делать выставку? Наверное, чтобы еще раз вместе устать.
Работы художников внутри пространства усталости существуют как разные способы взаимодействия с реальностью: принимать, убегать, изменять, лечить. Выставка начинается с состояния постоянной мобилизации — на фотографиях mock pack твоё рабочее место всегда с тобой, ты всегда готов работать, твой комфорт, твоя интимность теперь внутри рабочего стола монитора. Далее ты попадаешь в терапевтическое пространство. В инсталляции Вали Фетисова можно залезть в бассейн, создав между собой и окружающими границу, и смотреть видео с нулевым просмотром (их всё время находит написанный Валей алгоритм); Настя Альбокринова предлагает принять создание жэк-арта как один из способов выстраивания своей зоны комфорта; группировка ЗИП создает из парт и офисной мебели баррикаду для укрытия от внешних скоростных процессов, а внутри размещает проект идеального Дворца Культуры. Рисунки Аксиньи Сарычевой встраиваются в привычные бюрократические формы бланков, книг учета и знаков пожарной безопасности, надламывая их.
Второе пространство выставки уже не предполагает терапию, здесь больше решительных действий: Алёна Терешко находит «место рядом», натирая краны и зеркала в отеле, выступая одновременно уборщицей, художницей и кем-то ещё. Настя Кизилова переплетает процессы производства и дружбы, создавая униформу художника художнику Вове Селезнёву и многим другим. Работа Сергея Потеряева в самом конце выставки — мигающий поток фотографий с праздников, концертов и торжеств, проводимых в Дворце Культуры — возвращает из пространства усталости в пространство работы, которая никогда не заканчивается.
Выставка проходит в рамках параллельной программы 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
Новый выставочный сезон в Петербурге начался с крайне меланхоличного проекта под кураторством Петра Белого. Выставка в Галерее Гисич — тонкое артистическое высказывание куратора-художника, цитата из Пушкина в названии задаёт особую атмосферу. Куратор выбрал художников, каждый из которых работает в соавторстве с природой, они становятся лирическими героями кураторского сочинения, а их произведения — отдельными поэтическими строфами. Созданные ими произведения балансируют на грани искусства, волшебства и науки, процесс их создания не гарантирует точный результат — итог можно только контролировать, но сложно предугадать.
Впервые этот проект с тем же составом участников был показан в двух частях в эстонской староверческой деревне и в доме художника в Тарту этим летом. Там, частично представленные непосредственно на природе, работы вторили ей и отзывалось метафоричным эхом образов. В Петербурге выставка была перенесена в галерейное пространство, которое скрывает прямую связь работ с окружающим миром и априорно задает логику движения поэтического путешествия публики.
Экспозиционно выставка начинается уже с витрины галереи, где показывают созданную Иваном Карповым лабораторию с растущими практически в воздухе растениями. Она становится своего рода тизером, за витриной следует чёрно-белый фильм Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз» — он задаёт общий тон высказывания, настраивая на молчаливое и медитативное восприятие и как бы вычищая из всей выставки цвет, чтобы подчеркнуть мерцания света, теней и смыслов. За ним следуют травинки и насекомые Сергея Деникина, соляные сталактиты Дениса Патракеева, биоморфные вихри живописи Влада Кулькова и Александра Вилкина. Пётр Белый выстроил органичное поэтическое путешествие, которое даёт опыт остранённого созерцания и возможность повторить этот лирический эксперимент за пределами галереи.
Параллельная программа московской биеннале, будь то молодежной, будь то «взрослой» не в первый раз интереснее основного проекта, и этот сентябрь не исключение. Организаторы выставки «Оргия вещей», выбирая в качестве названия метафору сексуального раскрепощения, стремятся вернуть вещи то, что было отнято у неё человеком — свободу. Созданная для практического применения, вещь — тем более в ситуации глобального перепроизводства — уже не так важна. Ей не обязательно работать на исполнение изначальных функций, у вещи появляется свободное время — в том числе и на оргии.
Оргией организаторы называют, прежде всего, отношения, в которые вступают вещи в отсутствие человека. Произведения искусства, будучи артефактами, вступают в точно такие же отношения в отсутствие зрителя. Но любой оргии нужен наблюдатель: я «застукала» выставку в самом разгаре, когда посетители открытия только закончили давать разгоряченные интерпретации работам художников, получающих поддержку со стороны Фонда.
Лишённые своей функциональности и вступающие в оргию вещи будто собираются в квартиру молодого жителя Москвы, занятого в сфере медиапроизводства: первый зал — это аскетичное пространство, похожее на рабочее, второй — словно захламленная спальня. Такое символическое разделение возникает благодаря мимикрии художнических объектов под реальные. Работа Антона Бунденко представляет из себя рейл с одеждой (спекулятивный бренд Futureisnown); «Положение вещей» Игоря Шуклина — центральная инсталляция с обнажённым каркасом кровати в основании.
Каждый из участников выставки становится вуайеристом разного уровня профессионализма, методично всматриваясь в возникающие между объектами отношения. Этому вуайеризму посвящена работа Анны Ротаенко megabytes of beats of bites vol.2, представляющая ноутбук художницы, с которым может взаимодействовать каждый из посетителей, просматривая 1400 личных и/или рабочих текстовых файлов и изображений. Личные вещи, футболки, ношенные в 2016–2017 году, использует Игорь Самолёт в своей инсталляции «Семнадцатый», напоминающей садово-парковую скульптуру, собранную из воспоминаний прошлых вечеринок, бесцельных шатаний по Москве и пьяных разговоров. Единственная сложность с такой «жилой» трактовкой экспозиции заключается в том, что ряду объектов действительно отведена «интерьерная» роль в этом пространстве — например, работам из серии «Гиперпрыжок и муравьед» Ивана Горшкова.
Ну, и о том, что это квартира именно москвича, а не москвички говорит состав участников — кажется, в оргии про кого-то всё-таки забывают. Помимо упомянутой Анны Ротаенко в выставке участвует еще одна художница — Анастасия Кизилова с «Архивом FOUND project», остальные 16 — мужчины. А в дискуссии «Оргия или аскеза», которая пройдёт завтра, 27 сентября, и вовсе участвуют одни только мужчины.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
[…] видео, как говорит Боря Клюшников? Например, выставки «Между усталостью» или «Политика хрупкости» — я понимаю, как возникают […]
[…] Клюшников, которая состоялась 15 сентября на выставке «Между усталостью: к новым формам жизни» в Дворце культуры железнодорожников в Екатеринбурге. […]
[…] Из текста Анны Литовских о выставке: […]
[…] принято говорить о «неудобных» состояниях: депрессии, акедии, не стигматизируя их (и себя внутри них), рассматривая […]